Квалификационные требования к должности психолога. Психофизиологические факторы условий труда

Производство

Должностные обязанности Психолога. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Психолог Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации Психолога.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях » и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях », утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Психолог

Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

ПСИХОЛОГ


Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Психофизиологические факторы условий труда

Правила сохранения работоспособности работников и обеспечения эффективности деятельности:

1. В работу входить постепенно. Время, необходимое для вхождения в процесс труда, называется периодом врабатываемости. Длительность периода врабатываемости зависит от состояния санитарно-гигиенических условий, но может доходить до 45-60 мин. Сократить длительность врабатываемости можно за счет ограничения в это время контактов с другими работниками, продумывания порядка выполнения работы на предстоящий день, выполнения простых операций по обслуживанию рабочего места.

2. Работу начинать с выполнения более простых ее элементов с постепенным переходом к более сложным.

3. Соблюдать ритм в работе. Ритмичный труд менее утомителен. Его обеспечивают за счет оперативного планирования, упорядочения информационного обслуживания во времени, использования распорядков рабочего дня. Сильнее всего неритмичная работа влияет на творческий труд.

4. Соблюдать чередование труда и отдыха, а также форм деятельности. Для предупреждения преждевременного утомления необходима разработка и применение рационального режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха – это установление общей величины внутрисменных перерывов на отдых, их распределение в течение рабочего дня, установление формы отдыха.

Таким образом, режим труда и отдыха отвечает на вопросы: сколько времени отдыхать, когда отдыхать и как отдыхать.

Общее время на отдых для работника управленческого труда можно установить двумя способами:

1) укрупненный расчет времени на отдых и личные надобности в процентах от сменного времени или времени работы: 6 % сменного времени или 6,5 % от времени работы.

2) Расчет времени на отдых по показателю утомления, который определяется по данным физиологических исследований и может изменяться от 1 до 100 отн. ед. Для видов умственного труда он составляет 10-54 отн. ед. Для определения времени на отдых используют формулу

Тот = 0,58 х У = 0,58 х (2,15 х Σ Б – 10,3)

где Тот – время на отдых работника в течение смены;

У – показатель утомления в отн. ед.;

Б – оценка влияния на работника того или иного фактора условий труда в баллах. К этому времени всем работникам добавляются 10-15 мин. в смену на личные надобности.

При распределении времени на отдых в течение смены можно воспользоваться типовыми внутрисменными режимами труда и отдыха. Продолжительность и частота перерывов зависят от характера работы.

При работах, требующих большого внимания и напряжения зрения (операторы ЭВМ), перерывы по 5 минут через каждый час; у машинисток – 3-4 мин. через каждые 45 мин. работы; у большинства специалистов – по 5-8 мин. через каждые 2 часа работы. Перерыв следует устанавливать в период, предшествующий началу падения работоспособности как в первой, так и во второй половине дня.

Форма отдыха может быть пассивной (отдых сидя или с минимальной активностью) и активной (различные формы производственной гимнастики). Для работников умственного труда предпочтительна активная форма отдыха. К активному отдыху относится и смена форм деятельности (особенно важно это для молодых работников):

Интенсивную работу менять на менее интенсивную;

Сложную на простую;

Монотонную – на более разнообразную.

3. Эстетические факторы.

Цветооформление помещений влияет на утомляемость работников. Окраска служебных помещений выполняет 3 функции:

Физиологическая функция цвета заключается в воздействии на нервную систему человека. Для окраски стен целесообразно применять салатный, светло-бежевый, светло-зеленый, светло-голубой цвета.

Трудовая деятельность человека основана на его работоспособности, т.е. способности производить целенаправленные действия. С физиологической точки зрения, это способность человеческого организма выдерживать в ходе трудового процесса соответствующие физическую, нервнопсихическую и эмоциональную нагрузки, повышать и сохранять на определенном уровне интенсивность физиологических процессов в двигательном аппарате, нерв-

ной системе, органах кровообращения и дыхательных органах и тем самым обеспечивать нормальное течение трудовой деятельности в определенный отрезок времени.

Способность человека к работе создается движущими силами

организма - процессом возбуждения и энергией химических веществ, обеспечивающих этот процесс. Однако энергетические ресурсы человеческого организма не беспредельны. При непрерывной работе функциональные единицы (мышцы, нервные клетки и др.) могут беспрепятственно расходовать только определенное количество энергетических веществ, считающееся пределом работоспособности. Когда расход энергии достигает критической величины, превышает этот предел, происходит временное снижение

работоспособности. Динамические изменения физиологических

функций, возникающие в процессе труда и вызывающие снижение

работоспособности человека, называют производственным

утомлением, а связанное с ним психологическое состояние - ус-

талостью. Это нормальное физиологическое явление, и при отсут-

ствии чрезмерных нагрузок, вызывающих переутомление, работо-

способность организма при прекращении деятельности или ее пе-

ремене полностью восстанавливается, так как в действие вступает

специальная функциональная система, направленная на восста-

новление энергетических веществ, израсходованных в процессе

С проблемами работоспособности, ее снижением и восстанов-

лением связан вопрос об интенсивности труда, которую можно

рассматривать с физиологической и экономической точек зрения.



Физиологическая интенсивность - это степень

напряженности труда, измеряемая расходованием мускульной и

нервной энергии в процессе производства в единицу рабочего

Интенсивность труда, рассматриваемая с экономической точки

зрения, тесно связана с его производительностью, поскольку рост

интенсивности находит выражение в увеличении массы продуктов,

производимой в данный промежуток времени.

Эстетические условия труда

Производственная эстетика определяет требования по внесению художественного начала в среду, в условиях которой осуществляется трудовая деятельность людей. Она призвана вызывать положительные эмоции и способствовать повышению работоспособности человека.

Производственная эстетика предполагает соответствующее

внешнее и внутреннее оформление зданий. Действующие предприятия, при строительстве которых в свое время не соблюдались эстетические требования, следует реконструировать и модернизировать с учетом современных требований производственной эстетики. Внешнее оформление зданий и сооружений предусматривает рациональную архитектуру их фасада, кровель, водостоков и карнизов, стен и фундаментов, а также входов и подъездов.

Внутренняя и внешняя территория предприятия также должна соответствовать требованиям эстетики: устройство удобных подходов и подъездов к предприятию, проходных, безопасных для движения пешеходов асфальтированных дорожек по всей территории, озеленение территории, включая устройство газонов, клумб; сооружение фонтанов, бассейнов, скульптурных украшений и др.

Серьезное внимание следует уделять цветовому оформлению производственных помещений, имея, в частности, ввиду, что около 80% информации человек получает через посредство зрительного восприятия. Функции цвета в производственной обстановке многообразны. Условно их можно разделить на 2 группы: цвет как средство информации и как фактор психофизиологического комфорта. В качестве средства информации цвет используется для ориентации работников в производственной среде и рабочем оборудовании. Ориентация в производственной среде предполагает применение цвета для обозначения и маркировки коммуникаций и обеспечения безопасности работающих. Государственным стандартом установлены следующие значения цветов: красный - запрещение,непосредственная опасность, средства пожаротушения; желтый -

предупреждение, возможная опасность; зеленый - предписание,

обеспечивающее безопасность; синий - указание, информация.

Социально-психологические условия труда

социально-психологические условия труда-характер взаимоотношений с членами рабочего коллектива и с руководителем, оценка коллективом результатов труда работника, оценка результатов собственного труда, высшая оценка результатов труда коллектива, наличие или отсутствие личных перспектив, необходимость общения работников, представляющих собой психологически несовместимые пары.

В социальных взаимодействиях людей происходит обмен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Единицу такого взаимодействия в социальной психологии называют интеракцией или трансакцией . Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует. При этом неважно, встречаются индивиды или нет.

Тесные положительные межличностные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, продлевают жизнь человека, что обеспечивает высокую способность человека к труду.

Способность человека к труду в определённом темпе определённое количество времени называется работоспособностью . Работоспособность характеризуется следующими психическими состояниями:

- мобилизация – предстартовое психическое состояние;

- врабатывание – состояние постепенного приспособления к наиболее экономичному, оптимальному режиму работы;

- утомление – состояние временного снижения работоспособности под влиянием длительных нагрузок;

- монотония – результат постоянного повторения однообразных действий при бедности внешней информации; сопровождается ощущениями скуки, заторможенности или оцепенения;

- переутомление – состояние прогрессирующего снижения производительности труда, сопровождаемое ошибками в действиях, выраженным нарушением дыхания, пульса, координации движений и т.д.

Режимы труда и отдыха

Режим труда и отдыха - это установленный для каждого вида

работ порядок чередования и продолжительность периодов работы

и отдыха.

Различают следующие виды режимов труда и отдыха: сменный,

суточный, недельный, месячный и годовой.

Главными элементами, составляющими сменный режим труда и

отдыха, являются установленная общая продолжительность ра-

бочего дня, время начала и окончания работы, время предоставле-

ния и продолжительность обеденного перерыва, периодичность и

длительность других регламентированных перерывов на отдых.

Суточный режим труда и отдыха включает установление коли-

чества и чередования смен, начала и окончания работы в сменах,

перерывов на отдых и сон.

Режим труда и отдыха на протяжении недели (месяца) опреде-

ляется установленным количеством рабочих дней и часов в неделю

(месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, а так-

же чередования работы в различные смены.

Годовой режим труда и отдыха обусловлен общим количеством

часов и дней работы за год, установленной периодичностью и дли-

тельностью основных и дополнительных отпусков.

Рациональный режим труда и отдыха - это

чередование работы и перерывов на протяжении смены,

недели, месяца, года, устанавливаемое на основе анализа

работоспособности с целью обеспечения высокой

производительности труда и сохранения здоровья работника при

эффективном использовании производственного оборудования.

Режимы труда и отдыха устанавливаются исходя из конкретных

особенностей деятельности организации или подразделения и

должны быть обоснованы в экономическом, психофизиологическом, социальном и законодательном аспектах.

«Нормальная

продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в

29. Понятие умственного труда, его виды и особенности

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т. д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны.

Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т. е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т. е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).