Удивительно-потрясающие фотографии грегори колберта. «Пепел и снег» Грегори Колберта Грегори колберт фотографии

Сельское хозяйство

Потрясающий проект Грегори Колберта (Gregory Colbert) «Пепел и снег» (Ashes and Snow).
По заверениям автора, над фотографиями не проводилось никакой цифровой обработки.



Грегори Колберт - родился в 1960 году в Канаде. Школьные учителя не находили в нем каких либо особых талантов и Грегори почти все свое свободное время проводил в школьной библиотеке. Колдберт закончил обучение с довольно-таки средним аттестатом и не стремился к высшему образованию. Проработав несколько лет на разных местах, в начале 80х годов он по-юношески мечтает отправится на какой-нибудь уединенный остров и вдали от мира стать писателем.

Этой мечте не суждено было сбыться. В 1983 году Грегори Колберт решил что для творчества необитаемый остров не самое подходящее место и поехал в Париж. Не добившись успеха на писательском поприще, он решил стать режиссером и снял несколько документальных фильмов о проблемах современного общества. Один из его фильмов «На грани: хроника СПИДа» («On the Brink - An AIDS chronicle») показанный в середине 1980-х годов по каналу «Discovery» получил хорошие отзывы критиков и был номинирован в 1985 году на премию ACE.

Параллельно с киноискусством Колберт пробует себя и на фото-поприще. В 1991 году происходит его первая фотовыставка с чарующем названием «TimeWaves» («Волны Времени») проходившая в швейцарском музее Elysee. Проходит она слишком спокойно не вызвав каких-либо волнений среди фотокритиков, ходили слухи что Грегори потом уничтожил все работы. Однако или он или его работы привлекают к себе внимание некоторых частных спонсоров.

С 1992 года Колдберг как-бы исчезает из современного цивилизованного мира и полностью погружается в свой новый проект. Он ставит перед собой задачу раскрыть гармонию взаимоотношений человека с животными (а точней животных с человеком). Он путешествует по всему земному шару в поисках экзотики: Шри-Ланка, Индия, Египет, Эфиопия и многие другие загадочные места в мире.

Все его экспедиции окутаны ореолом тайны, сам же автор ни в одном интервью не вдается в подробности. Сам Грегори Колберт утверждает, что он только выжидал подходящие моменты предоставляя всю инициативу животным.

Он наблюдал и вживался в образ жизни десятков экзотических животных. Но больше всего ему симпатизировали слоны. Как Грегори сам рассказывал - его в детстве часто называли слоном из-за торчавших ушей и как ни странно он очень полюбил этих крупных созданий. По мимо дикой фауны ему приходилось работать с многими людьми - актеры, монахи, бушмены, представители диких племен…

В 2002 году в Венеции его работы были представлены на выставке «Ashes and Snow» которая просто поражала уже только своими масштабами. 12600 квадратных метров экспозиции одного автора, по меркам Европы это единичные случаи. Выставка путешествует по миру до 2008 года и собирает более 10 миллионов посетителей, что является рекордом по посещению при живом авторе.

Все работы представленные на «Ashes and Snow» экзотически выполненны на японской рисовой бумаге с условными размерами 3,5 на 2,5 метра. Сам Грегори Колберт настаивает только на том, что над фотографиями не проводилось никакой цифровой обработки.

Помимо публики которая приняла его работы с распростертыми объятьями, он получает и одобрение в печатных СМИ которые безустанно пишут о его несомненном таланте и даровании.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Проект ФотоТур

Жизнь коротка, искусство вечно. Это крылатое выражение приходит на ум, когда мы знакомимся с творениями людей, имеющих непосредственное отношение к миру искусства. Будь то художники, писатели, кинематографисты - одним словом, людей творческих, и в какой-то степени свободных. Безусловно, ещё и талантливых, так как им есть, что сказать миру. Правда, их послания не всегда остаются понятыми, а иногда и вовсе не признанными. Но главное уже сделано, творение родилось, и будет жить до тех пор, пока будут живы воспоминания о нем.

Искусство вне времени: Пепел и снег.

Произведения этого мастера вызвали большой интерес и принесли автору признание, как фотографа, так и кинорежиссера. Канадец Грегори Колберт удивил своими фото - и киноработами не только профессионалов, но и обычных людей, посетивших его выставки. О чем же эти работы? Что в них особенного? Каждый по - своему ответит на эти вопросы. Сам автор говорит, что они об отношениях человека и окружающего его мира, в частности, животного. Речь идет о выставке «Пепел и снег», которая была представлена на обозрение в 2002 году. Она включала в себя более пятидесяти фоторабот, книгу из 365 писем и три кинофильма, один из которых полнометражный.

Те, кто видел произведения Колберта, равнодушными не остались. Одни окунались в состояние легкости и умиротворенности, другие недоумевали, искали в работах какой-то подвох. Третьи открывали для себя красоту другого мира, ранее не виданного, а возможно, просто утерянного. Все увиденное поначалу кажется нереальным, а присмотревшись, мы понимаем, что это наша забытая реальность, когда человек действительно был частью природы.

Фотографии экспозиции перекликаются с кадрами из одноименного фильма. Рядом с человеком живут и познают мир разные звери и птицы, кстати, многие из них хищники. Правда, люди тоже непростые, это жители экзотических стран, среди которых и монахи, и транс танцоры, и дети.

До появления «Пепла и снега» творчество Грегори Колберта не было широко известно, впрочем, как и его жизнь. Родиной Колберта является Канада, где в 1960 году в Торонто он появился на свет. Информацию о том, из какой он семьи, кто его родители найти трудно. В школьные годы Грегори увлекался чтением книг, скорее всего они заменили ему друзей и давали возможность получить недостающие знания. Впрочем, продолжать свое образование в учебных заведениях Колберт не стал. Испытав свои силы в разных сферах, далеких от творчества, он уезжает в Париж, мечтая стать писателем. Но судьба связывает его с миром киноискусства. Грегори снимает документальное кино на социальные темы. И весьма успешно: критические отзывы положительны, один из фильмов «На грани: хроника СПИДа» выдвигается на премию АСЕ. Известны также фильмы «Последние слова», «В поисках дороги домой».

Параллельно с кино Колберт увлекся фотографией. В 1991 году была организована выставка его фоторабот «Волны времени». Она оказалась интересна лишь нескольким коллекционерам, чем, наверное, подвигла начинающего фотографа уничтожить большинство своих работ. А вскоре Грегори Колберт решил покинуть цивилизованное общество и последующие десять лет своей жизни посвятил изучению миру животных, стараясь восстановить утерянную гармонию между людьми и другими представителями нашей планеты, животными. С этой целью он отправляется в далекое путешествие по разным странам и континентам. Колберт побывал в Индии, Египте, Эфиопии, Кении, на островах Тонга, Намибии, Антарктике. Число его экспедиций колеблется от 25 до 60, но это не так важно, важнее то, что стало результатом этих поездок. Грегори не просто запечатлевал на пленку увиденные пейзажи, людей, зверей, а создавал композиции, в которых человек и братья наши меньшие были неотделимы друг от друга. Более того, он подстраивался под образ жизни слонов, гепардов, орангутангов, китов, других животных, ожидая подходящего момента для работы с ними. Колберт никуда не спешил, по его словам, время в таком деле не имеет никакого значения. Поэтому чудеса случались; рыси, леопарды, орлы, кашалоты позволяли человеку стать на время частью их мира.

Остановимся на некоторых фотоработах, рассказывающих о таких моментах общения. Например, плывущие в лодке по реке спящая девочка и горилла. Девочка едва касается рукой воды, а её спутник о чем-то задумался, подняв глаза к небу, на другом снимке - что-то ищет в спокойных водах реки. Или сидящий среди огромных лиан в джунглях молодой парень с книгой в окружении орангутангов. Своим видом они показывают, что внимательно слушают его чтение, хотя вряд ли понимают написанное в книге. Трогательно смотрятся девочка с экзотическими косичками на голове и завернутый в ткань каракал (пустынная рысь), который нежно касается своей мордочкой волос спящей девочки. А вот та же рысь на руках у пожилой аборигенки. И та же девочка со спокойно сидящим на её голове зверьком, похожим на нашего суслика.

Совсем удивительными и не вкладывающиеся в наше представление о животных кажутся фотоснимки, где рядом с людьми мы видим быстрых гепардов, хищных птиц, величественных слонов и поражающих своим формами жителей морских глубин. Тем не менее, вот они перед нами: мать с ребенком рядом с двумя пятнистыми хищниками мирно сидят на песке среди бескрайней пустыни. Гордая птица, запечатленная в полете, на фоне танцующей среди древних колон девушки. Или застывшие в танце девушка и большая грациозная птица с размашистыми крыльями.

Среди разнообразия животного мира особое место занимают слоны, с которыми у Колберта сложились теплые отношения. Эта любовь связана с детскими воспоминаниями, когда Грегори из-за его ушей называли слоном. Кстати, будучи уже состоявшимся взрослым, он создаст «Фонд летающих слонов», поддерживающий научную и творческую деятельность людей, для которых охрана природы - не пустые слова.

Слоны из работ Колберта кажется, проживают с людьми одну жизнь на двоих. Вглядываясь в фотографии, видим сидящих на коленях троих детей, одетых в белые одежды, и сидящего рядом с ними слона с поднятым хоботом; девочку и слона в воде, они касаются лбами, закрыв глаза, возможно, грустя каждый о своем. Взаимопонимание человека и большого животного можно наблюдать на снимке, где изображен лежащий на песке слон, уши которого прикрывают два парня в свободных одеждах. Стоящие друг напротив друга монах и слон на лестнице древнего строения вызывают раздумья: почему же человек утратил первозданную гармонию и возомнил себя царем природы.

Подводные снимки Грегори Колберта поражают ещё больше. Он сам опускался в подводный мир, чтобы пообщаться с его жителями. Судя по фотографиям, ему удалось настроиться на их волну и совершить с обитателями океанских глубин свободное плавание. На это ушли годы работы, но ведь киты, кашалоты, ламантины и другие подводные животные совсем не обязаны позировать на камеру по первому желанию человека. Более того, глупо и опасно думать, что ты сможешь заставить каким-либо способом навязать свою волю таким гигантам. Колберт это прекрасно понимал, поэтому на вопросы о планах съемок отвечал, что киты или слоны сами решат, когда человек заслужит их внимание. Ему же остается только ждать и надеяться на чудо. Наверное, именно поэтому чудо часто и происходило. А может еще потому, что Грегори был искренен в своих намерениях и никуда не торопился.

Можно ненадолго окунуться вместе с фотохудожником в безмятежное подводное царство, где забываешь о каждодневной суете, превратностях человеческой жизни и о времени вообще. Перед тобой неизмеримое водное пространство, приветливые морские жители, с которыми ты будешь кружиться в завораживающем танце, которые позволят тебе приблизиться к ним на расстоянии вытянутой руки и даже взяться за хвост или плавник. Может, именно в этот момент ты поймешь, что значит быть частью природы, и ощутишь себя абсолютно свободным человеком.

После многолетних путешествий Грегори Колберт представил на обозрение общественности свой труд. На грандиозной по своим размерам и экстраординарной за формой выставке, впервые открывшейся в Венеции в 2002 году, посетители смогли прикоснуться к чарующему миру природы. В целом вся необычная экспозиция занимала. 12 600 квадратных метров. Все фотоработы, форматом три с половиной на два с половиной метра, были нанесены на японскую рисовую бумагу с помощью энкаустической технологии (восковое искусство). Автор специально не подписывал свои фотоизображения, оставляя зрителю простор для фантазии и собственного понимания увиденного.

Работы под названием «Пепел и снег» выполнены в песочных оттенках, так же как и одноименный документальный фильм, служащий дополнением к фотоснимкам. Они перекликаются с кадрами из медитативного кино, в котором сюжет как таковой отсутствует, а есть только ощущения, образы, мистическая музыка и полная гармония человека и природы.

Грегори также добавил литературный элемент в свою композицию - это повествование одного путешественника, пишущего по одному письму к своей жене на каждый день в году. Слова «пепел и снег» звучат в последнем 365 -м письме. Автор взял их за основу своего проекта, вкладывая в них понятия красоты и возрождения всего сущего. Отрывки из этих 365 посланий читаются за кадрами фильма известными актерами: Лоуренсом Фишберном в английском переводе, Энрике Роха - в испанском, Кеном Ватанабом - в японском, и Жанном Моро - во французском переводе. В 2004 году вышла книга, в которой все письма-обращения опубликованы целиком. Фильм-медитация продолжает вызывать интерес у зрителя, поэтому его готовят к дублированию и на другие языки.

Полюбоваться миром Колберта без начала и конца, отображенных в пятидесяти фотоработах, пришли около ста тысяч людей. Это было в Италии. А в 2005 году выставка переехала в США, работ было уже двести. В Нью-Йорке специально для неё построили музей, получивший название «Кочующий, или бродячий» (архитекторами сооружения выступили Сивон Велес и сам Колберт). Теперь созданное Грегори Колбертом детище будет путешествовать по миру. В 2006 году «Кочующий музей» побывает в Санта-Монике, штат Калифорния, её автор будет объявлен «Лучшим куратором года» » на фотоконкурсе Lucie Awards. В 2007 будет удивлять жителей Токио, а фильм «Пепел и снег» будет номинирован на соискание особого приза на Венецианском кинематографическом фестивале. В 2008 перекочует в Мехико-Сити, где после открытия выставки Грегори Колберт получит звание «Почетный посол по вопросам культуры и туризма в Мексике», а в 2009 году проект посетит Бразилию. Число работ будет увеличиваться, с каждой новой выставкой будет усовершенствоваться и передвижной музей.

Сначала венецианский Арсенал вдохновил Кольберта применить для инсталляции новые архитектурные и эстетические идеи. Тогда он использовал бумажные занавеси из чайных прессованных пакетиков, камень и атмосферное освещение. А, например, в Мехико-Сити музей обретет форму огромного бамбукового сооружения. Строение будет служить хорошим дополнением к художественному содержанию самой выставке.

Экспозиция вошла в историю Европы как самая крупная и популярная выставка при жизни её автора, цифра посещаемости которой превышает десять миллионов человек. Не говоря уже о некоторых загадках, которые пытались разгадать и критики и публика: как Колберту удалось создать такие произведения искусства без использования современных компьютерных или других технологий. Есть мнение, что многие работы художника настолько не реальны, что являют собой нечестное искусство. Журналистов интересовали источники финансирования такого масштабного проекта. Но по большому счету это не так уж и важно. Важно то, какой след оставят творения Коблерта в душе тех, кто соприкоснулся с его творчеством, и насколько измениться отношение человека к своему существованию в этом мире. Может быть, стоит хоть иногда останавливаться среди круговерти нашей жизни и замирать на время, впитывая в себя что-то безмятежное и совершенное, как творения Грегори Кольберта. И помнить, что познавая окружающий мир и самого себя в нем, мы можем сотворить нечто нетленное.

Канадец Грегори Колберт (Gregory Colbert) получил широкую известность благодаря своей грандиозной выставке художественных фотографий под названием «Пепел и снег». Эту выставку посетили уже более десяти миллионов человек в различных странах. Его неординарные фотографические работы олицетворяют собой искусство и собственное видение автора. Они неизменно вызывают целую бурю чувств у каждого зрителя.

Недаром газета «New York Times» писала о фотографиях Грегори Колберта следующее: «Сила этих изображений связана скорее не с их формальной красотой, а с их способностью погружать зрителя в свое особое настроение».

Грегори Колберт родился в Торонто в 1960 году. С раннего детства он увлекся чтением и литературой, поэтому практически все свободное время проводил в школьной библиотеке. После окончания учебы Грегори решил отправиться на какой-нибудь необитаемый остров в Тихом океане, чтобы там, вдали от цивилизации, попробовать свои силы в качестве писателя. Впрочем, добиться какого-либо успеха на писательском поприще ему, видимо, было не суждено и молодой человек уехал в Париж.

В начале 80-х годов Колберт увлекся кинематографией и начал снимать собственные документальные фильмы, касающиеся острых социальных тем и проблем современного общества. Один из его фильмов назывался «На грани: хроника СПИДа» («On the Brink – An AIDS chronicle»). Он получил лестные отзывы и был показан по телеканалу «Discovery». Одновременно со съемками документальных фильмов Грегори Колберт впервые начинает проявлять интерес к фотографии.

Уже в 1991 году в музее Elysee в Швейцарии прошла выставка его фотографических работ под названием «Волны Времени» («Time Waves»). Правда, она не снискала какого-либо серьезного интереса со стороны общественности и людей, увлеченных фотографией. Сам Колберт даже решил впоследствии уничтожить большую часть из представленных на той выставке снимков.

Поворотным моментом в его судьбу стал 1992 год, когда Грегори Колберт почти на десять лет исчез из цивилизованного мира, отправившись в поездку по экзотическим странам. Он побывал в Бирме, Шри-Ланке, Египте, Доминике, Эфиопии, Индии, Кении и Намибии.

Впоследствии Колберт объяснил главную задачу своих экспедиций: «Я поставил перед собой цель изучить взаимоотношения человека и животных как бы изнутри. Открывая общие средства языка и способность к поэтическому восприятию, которой обладают все животные, я стараюсь восстановить основы взаимопонимания, существовавшие в те времена, когда люди жили в гармонии с животным миром».

Его поездки по «нецивилизованным» уголкам нашей планеты были окружены ореолом таинственности. В первую очередь, непонятно, где молодой фотограф и кинематографист взял средства на реализацию такого дорогостоящего проекта. Как бы то ни было, Грегори Колберт сумел объехать немало стран и проделать титанический труд. Он снимал различных животных, в том числе кашалотов, морских крокодилов, слонов, леопардов и королевских орлов, а также делал фотографии бирманских монахов, бушменов и представителей самых разных экзотических племен.

Только в 2002 году Колберт представил широкой публике результаты своего необычного проекта. Экспозиция под названием «Пепел и снег» («Ashes and Snow») открылась в Венеции в «Кочующем музее» («Nomadic Museum»). Выставка с его работами охватывала более двенадцати тысяч квадратных метров и стала, таким образом, крупнейших экспозиций работ одного автора в истории Европы. Через три года аналогичная выставка в специально построенном для этой цели временном сооружении открылась в Нью-Йорке. После этого экспозиция также побывала в Санта-Монике, Токио и Мехико.

На каждой выставке были представлены фотографии Грегори Колберта большого формата – 3,5 на 2,5 метра. Фотографии не подвергались какой-либо цифровой обработке, а методы их проявки, печати и редактирования остаются секретом самого фотографа. Кроме ярких, неординарных снимков, посетителям выставки демонстрировались короткометражные фильмы. Надо сказать, что публика восприняла эту титаническую работу автора восторженно, о чем говорит хотя бы тот факт, что к началу 2008 года выставку Колберта посетило несколько миллионов человек.

СМИ также очень лестно отозвались о работах автора. Как писал тогда французский еженедельник «L’Express», «почти неизвестный всего два месяца тому назад, Грегори Колберт влетел в мир искусства подобно метеориту».

Снимки Грегори Колберта из серии «Пепел и снег» отличаются, прежде всего, невероятной силой гармонии между людьми и животными. Эти фотографии сравнимы с психологическими портретами по своему визуальному восприятию. Глядя на них, словно отдыхаешь душой и отстраняешься на время от повседневной суеты. С технической точки зрения, снимки Колберта сделаны без использования компьютера, монтажа или ретуши. Он просто нанес фотографии на японскую бумагу ручной выделки энкаустическим способом, что очень похоже на те приемы, которые используются в живописи.

Главная прелесть работ канадского фотографа – в их застывшей молчаливости и неподвижности, заставляющей каждого зрителя серьезно размышлять над увиденным. Снимки сюрреалистичны по своей сути и не отображают реальности. Кто-то назовет их фотографиями, которые могут украсить обложки глянцевых журналов и не более. Однако, несмотря на то, что в фотографиях Грегори Колберта действительно нет и капли реальности, они отличаются эмоциональностью и производят неизгладимое впечатление на зрителя.

В 2006 году выставка «Пепел и снег» Грегори Колберта стала лауреатом престижного фотоконкурса «Lucie Awards». Фильм, демонстрирующийся на выставке и содержащий отрывки из писем вымышленного путешественника своей жене, также был номинирован на соискание особого приза на Венецианском кинематографическом фестивале.

Экспозиция «Пепел и снег» продолжает свое путешествие по различным странам и континентам. А в планах канадского фотографа, тем временем, организация кругосветного путешествия со своими работами и даже покорение Антарктики, где Колберт хочет снять белых медведей.

При подготовке статьи использованы фотографии с сайта ashesandsnow.org

Слон с поднятым хоботом -
это письмо к звездам.
Прыгающий из воды кит -
это послание с морского дна.
Эти образы - послание моим снам.
Эти послания - мои письма тебе.

Грегори Колберт, «Пепел и Снег»

Грегори Колберт (Gregory Colbert) родился в 1960 году в Канаде, в Торонто. Школьные учителя не замечали за будущей знаменитостью особых талантов; в свою очередь Грегори тоже вспоминал их без особой теплоты: «Плохие учителя хороши тем, что учат набираться знаний самостоятельно», - как-то заявил он. Для него основным способом приобретения знаний стала книга: «Я любил читать. Я проводил все свое время в школьной библиотеке».

Но если чтение и дало результаты то не сразу: окончив школу с весьма средним аттестатом, он не стал продолжать образование и за несколько лет перепробовал ряд весьма далеких от творчества профессий. Наконец, в самом начале 1980-х годов молодой человек решил отправиться на какой-нибудь далекий остров в Тихом океане и там, вдали от цивилизации, стать писателем.

Этой мечте не суждено было сбыться - по крайней мере, не сразу. В 1983 году Грегори Колберт решил что для творчества необитаемый остров не самое подходящее место и поехал в Париж. Не добившись успеха на писательском поприще, он решил стать режиссером и снял несколько документальных фильмов о проблемах современного общества. Один из его фильмов «На грани: хроника СПИДа» («On the Brink - An AIDS chronicle») показанный в середине 1980-х годов по каналу «Discovery» получил хорошие отзывы критики и был номинирован в 1985 году на премию ACE.

Одновременно с кинематографом Грегори Колберт начал заниматься фотографией. Его первая выставка с интригующим названием «Волны Времени» («TimeWaves») состоялась в 1991 году в музее Elysee в Швейцарии. Выставка не вызвала сколько-нибудь значительного резонанса, по некоторым данным позднее Колберт уничтожил большую часть представленных на ней фотографий. Тем не менее, его заметили несколько коллекционеров, которые в дальнейшем будут оказывать ему финансовую помощь.

В 1992 году Колберт исчез из цивилизованного мира. В течение последующих десяти лет он не принимал участие в выставках, не публиковался, не показывал (по крайней мере, публично) своих фильмов. Он целиком посвятил себя работе над новым, необычным, очень трудным, но еще более интересным проектом. Колберт объехал весь (или почти весь) «нецивилизованный» мир, побывал в Индии, Бирме, Шри-Ланке, Египте, Эфиопии, Кении, Намибии, Доминике, во многих других не менее экзотических странах. «Я поставил перед собой цель изучить взаимоотношения человека и животных как бы изнутри», - пояснял он свою сверхзадачу, - «Открывая общие средства языка и способность к поэтическому восприятию, которой обладают все животные, я стараюсь восстановить основы взаимопонимания, существовавшие в те времена, когда люди жили в гармонии с животным миром».

Он не любит распространяться о деталях, отвечая особо докучливым журналистам: «Лучше спросите слонов» или что-нибудь в этом роде. Его экспедиции окружены ореолом таинственности: даже количество самих экспедиций варьируется в различных источниках от 25 до 60. Где конкретно весьма небогатый фотограф раздобыл средства на дорогостоящий проект тоже остается загадкой: «У нас не было корпоративных спонсоров, мы не получали никаких фондов, ничего подобного», - говорил он, - «Только частные лица со всего света - и большинство из них сами нашли меня». Мне кажется, это объяснение напускает еще больше таинственности.

Как бы то ни было, «частные лица» не скупились на средства, хотя Грегори Колберт и не мог предоставить им каких-либо гарантий. Более того он не мог составить бюджет, план съемок или что-нибудь в этом роде: «Как вы представляете себе составление бюджета для подводных съемок слонов в океане?» - вопрошал он. И далее: «Ты ждешь всем сердцем: бывают дни наполненные чудесами, бывают дни, когда о чудесах только мечтаешь. Но только не старайся что-нибудь ускорить. Пусть решают слоны или киты. Я буду подстраиваться под их распорядок». Он не торопился: «Пять лет, десять, пятнадцать - это не имеет никакого значения, поскольку то, что я делаю, абсолютно вне времени».

Ему приходилось подстраиваться под распорядок более чем 130 видов животных: китов, кашалотов, морских крокодилов, морских коров, священных ибисов, журавлей, королевских орлов, кречетов, птиц-носорогов, гепардов, леопардов, рысей, африканских диких собак, гиббонов, орангутангов, антилоп, ну и, конечно же, слонов. Со слонами у него связаны особые воспоминания: «В детстве меня дразнили слоном из-за торчащих ушей», - смеялся он, - «Мама волновалась, что это травмирует мою детскую психику и заставляла меня с этим бороться. То есть моя любовь к слонам родом из детства». Кроме животных ему приходилось справляться и с людьми - актерами и моделями ему служили бирманские монахи, транс танцоры, бушмены, представители разных племен, иногда весьма экзотических.

В 2002 году Колберт представил результаты своей десятилетней работы в Венеции. Экспозиция под названием «Пепел и снег» («Ashes and Snow») была новым словом для подобных мероприятий. Канадская газета «The Globe and Mail» 9 апреля 2002 года писала: «Колберт торжественно открыл "Ashes and Snow" - выставку изображений и фотографий, беспрецедентную по своему охвату и масштабу. Выставка занимает 12600 квадратных метров и является одной из крупнейших экспозиций работ одного автора в истории Европы». В 2005 году выставка открылась в Нью-Йорке в специально построенном для этой цели временном сооружении «Nomadic Museum» (Кочующий или лучше сказать Бродячий музей). Идея подобного сооружения как архитектурного компонента инсталляции пришла Колберту еще в 1999 году. После Венеции «Бродячий музей» побрел в Санта-Монику, еще через год в Токио и, наконец, в начале 2008 года - в Мехико-Сити. При закрытии выставки 27 апреля 2008 года было подсчитано, что она привлекла более 10 миллионов посетителей, что делает ее самой популярной в истории прижизненной экспозицией работ одного автора.

На каждой из этих выставок были представлены более пятидесяти фотографий большого формата (примерно 3,5 на 2,5 метра) выполненных каким-то малоизвестным методом на японской рисовой бумаге ручной выделки. Методы проявки, печати и других сопутствующих процессов покрыты ореолом таинственности, кроме одной существенной детали: Колберт не устает повторять, что над фотографиями не производилось каких-либо цифровых манипуляций.

Кроме фотографий посетители выставки (да и не только они) имеют возможность посмотреть три фильма: один продолжительностью 60 минут и два короткометражных в стиле «хайку». Полнометражный фильм редактировал мастер монтажа дважды лауреат премии Оскар Пьетро Скалья. Текст в английской версии читает Лоуренс Фишберн (наиболее известный по роли Морфеуса в трилогии фильмов про «Матрицу»), не менее знаменитые артисты озвучивают фильм в испанской, японской и французской версиях, готовятся выпуски на португальском, китайском, арабском, немецком, итальянском и русском языках. Последний компонент выставки литературный: сборник из 365 писем вымышленного путешественника своей жене. Отрывки из писем звучат в фильмах.

Широкая публика восторженно приняла работу мастера. «Сегодня приходила 88-летняя женщина, которая сказала: Я рада, что всё еще жива, потому что только что посмотрела самую красивую выставку в моей жизни», - говорил Колберт растрогано. Если вы поищите в Интернете, то несомненно натолкнетесь на десятки, а то и сотни восторженных отзывов.

Средства массовой информации вполне согласны с народными массами. «Почти неизвестный всего два месяца тому назад, Грегори Колберт влетел в мир искусства подобно метеориту», - писал французский еженедельник «L’Express». «Родился новый мастер», - вторил ему журнал «Photo». «Сила этих изображений связана скорее не с их формальной красотой, а с их способностью погружать зрителя в свое особое настроение… Фотографии… становятся окнами в мир, где тишина и терпение преодолевают время», - восторгался «New York Times». «Нет возможности точно перевести английское слово "bliss" (bliss: блаженство, счастье - А.В.) на итальянский язык. Но именно это слово точно выражает сущность выставки Пепел и снег», - занялась лингвистическими тонкостями газета «La Repubblica». Список можно продолжать и продолжать, еженедельник «The Villager» даже объявил, что Грегори Колберт - «нечто вроде современного Ноя». Остается немного подождать - глядишь, и к лику святых причислят!

Критические замечания раздаются намного реже, но тоже имеют место быть. Достаточно ясно претензии к фотографу выразил автор книги «Фотография как» Александр Иосифович Лапин. Ниже я цитирую его ответ одному из посетителей сайта «lapinbook.ru» (скопировано с сайта 1 сентября 2009 года).

«А Колберт, что же Колберт. Помощники находят мальчиков, тигров и слонов, дрессируют их годами, а потом зовут Колберта: "Господин, все готово, можно снимать". Он и снимает.

Фотографии Колберта идеально подходят для глянцевого журнала. Смотрите, как все прекрасно, тигры перестали поедать мальчиков, а слоны перестали (в оригинале "переставли" - видимо орфографическая ошибка - А.В.) их топтать. Просто рай земной! Какие там китайцы, чеченцы, украинцы, и прочие враги, зачем думать о плохом. Об атомном оружии, о грядущих катастрофах или конце света. Ерунда все это. Живи спокойно, хавай все, что есть и, главное - потребляй, потребляй! А потом придумают лекарства от всех болезней, и все эти потреб...и будут жить вечно! Вот это будет классно!

Невозможно себе представить что-то более ужасное, чем такая жизнь».

Если оставить в стороне излишнюю эмоциональность критика, то его претензию можно сформулировать следующим образом: фотографии Колберта - это продукция для «глянца», не в коей степени не отражающая реальности.

Я не буду останавливаться на первой части этого утверждения: с одной стороны «Глянец» это мало о чем говорящий ярлык, с другой - для глянцевых журналов снимали много прекрасных фотографов. Если критик отмечает, что ваши фотографии «идеально подходят для глянцевого журнала» - это скорее комплимент. А вот со второй частью критики я вынужден согласиться - в фотографиях Грегори Колберта и не пахнет реальностью. Реальные тигры съели бы реальных мальчиков - с другой стороны последние постарались бы держаться от хищников подальше. Я не знаю как фотограф и его команда добились такой «духовной» близости между ребенком и хищником - возможно животных предварительно хорошо покормили, может они были в наркотическом полусне, или просто хорошо выдрессированы. Впрочем, это не имеет значения, пусть даже все сделано с использованием цифровых технологий.

Сразу оговорюсь: я вполне допускаю, что фотографии сделаны без использования компьютера, монтажа, ретуши и тому подобное. Но это не делает их «честными» в смысле «документальности». Поясню на примере. Однажды клиент попросил Арнольда Ньюмана заретушировать какой-то дефект на портрете. Фотограф долго не мог решить, что ему делать, он был против ретуши, однако воля клиента - закон. Он пришел с этой проблемой к своему кумиру Альфреду Стиглицу. Выслушав своего молодого коллегу, Стиглиц улыбнулся и сказал: «Меня совершенно не интересует, что ты собираешься делать с этим негативом. Хочешь - ретушируй. Хочешь - плюнь на него, брось под ноги и разотри. Важно одно. Если фотография честная, то она и выглядеть будет честной». (Выделено мной - А.В.)

Если для вас главным в фотографии является правдивое отражение жизненных реалий, вы, вероятно, согласитесь с критикой Александра Лапина. Если вы спросите себя: приблизился ли Колберт к открытию «общих для всех животных способностей к поэтическому восприятию», преодолел ли он оковы пространства и времени, не стал ли реинкорнацией библейского Ноя, то ответ, скорее всего, будет отрицательным. В этом смысле претензии автора и комментарии некоторых критиков могут вызвать недоумение.

С другой стороны искусство - и это полностью относится к художественной фотографии - вовсе не обязано подражать реальности, правдиво рассказывать о некогда существовавшей гармонии человека и дикой природы, или что-нибудь в этом роде. Вполне возможно наслаждаться произведением, будь то фильм, роман в письмах, или даже фотография, не требуя от него несвойственных ему функций. Ведь наслаждаясь балетом мы вовсе не требуем от танцоров правдивого отображения реальности, слушая оперу не ожидаем что интонации актеров даже приблизительно схожи с интонациями их прототипов. Если попробовать посмотреть на «Пепел и снег» с этой точки зрения, то мы увидим неординарную работу сильного коллектива. И то что работы Колберта скорее сюрреалистичны чем реалистичны, отражают не реальный, а внутренний мир своего создателя - это просто их характерная черта, которая сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. А вот интересен ли его внутренний мир, стоит ли на него посмотреть - это уже совсем другой вопрос. И уже более десяти миллионов человек ответили на него утвердительно. Хотя это тоже ничего не доказывает и каждому новому зрителю приходится отвечать на этот вопрос самостоятельно.

Выставка «Пепел и снег» принесла своему создателю множество наград и званий. В 2006 году он стал лауреатом фотоконкурса «Lucie Awards», в 2007 году фильм «Пепел и снег» был номинирован на соискание особого приза на Венецианском кинематографическом фестивале, после открытия выставки в Мехико-Сити Колберт получил звание почетного посла по вопросам культуры и туризма в Мексике. Он не собирается останавливаться на достигнутом: в 2009 году выставка должна переехать в Бразилию, видимо затем продолжит свое путешествие по странам и континентам, а если сбудутся надежды его создателя - совершит кругосветное путешествие. Может быть, доберется и до России.

Слон с поднятым хоботом -
это письмо к звездам.
Прыгающий из воды кит -
это послание с морского дна.
Эти образы - послание моим снам.
Эти послания - мои письма тебе.

«Пепел и Снег»

Грегори Колберт ) родился в 1960 году в Канаде, в Торонто. Школьные учителя не замечали за будущей знаменитостью особых талантов; в свою очередь Грегори тоже вспоминал их без особой теплоты: «Плохие учителя хороши тем, что учат набираться знаний самостоятельно», - как-то заявил он. Для него основным способом приобретения знаний стала книга: «Я любил читать. Я проводил все свое время в школьной библиотеке».

Но если чтение и дало результаты то не сразу: окончив школу с весьма средним аттестатом, он не стал продолжать образование и за несколько лет перепробовал ряд весьма далеких от творчества профессий. Наконец, в самом начале 1980-х годов молодой человек решил отправиться на какой-нибудь далекий остров в Тихом океане и там, вдали от цивилизации, стать писателем.

Этой мечте не суждено было сбыться - по крайней мере, не сразу. В 1983 году Грегори Колберт решил что для творчества необитаемый остров не самое подходящее место и поехал в Париж. Не добившись успеха на писательском поприще, он решил стать режиссером и снял несколько документальных фильмов о проблемах современного общества. Один из его фильмов «На грани: хроника СПИДа» («On the Brink - An AIDS chronicle») показанный в середине 1980-х годов по каналу «Discovery» получил хорошие отзывы критики и был номинирован в 1985 году на премию ACE.

Одновременно с кинематографом Грегори Колберт начал заниматься фотографией. Его первая выставка с интригующим названием «Волны Времени» («TimeWaves») состоялась в 1991 году в музее Elysee в Швейцарии. Выставка не вызвала сколько-нибудь значительного резонанса, по некоторым данным позднее Колберт уничтожил большую часть представленных на ней фотографий. Тем не менее, его заметили несколько коллекционеров, которые в дальнейшем будут оказывать ему финансовую помощь.

В 1992 году Колберт исчез из цивилизованного мира. В течение последующих десяти лет он не принимал участие в выставках, не публиковался, не показывал (по крайней мере, публично) своих фильмов. Он целиком посвятил себя работе над новым, необычным, очень трудным, но еще более интересным проектом. Колберт объехал весь (или почти весь) «нецивилизованный» мир, побывал в Индии, Бирме, Шри-Ланке, Египте, Эфиопии, Кении, Намибии, Доминике, во многих других не менее экзотических странах. «Я поставил перед собой цель изучить взаимоотношения человека и животных как бы изнутри», - пояснял он свою сверхзадачу, - «Открывая общие средства языка и способность к поэтическому восприятию, которой обладают все животные, я стараюсь восстановить основы взаимопонимания, существовавшие в те времена, когда люди жили в гармонии с животным миром».

Он не любит распространяться о деталях, отвечая особо докучливым журналистам: «Лучше спросите слонов» или что-нибудь в этом роде. Его экспедиции окружены ореолом таинственности: даже количество самих экспедиций варьируется в различных источниках от 25 до 60. Где конкретно весьма небогатый фотограф раздобыл средства на дорогостоящий проект тоже остается загадкой: «У нас не было корпоративных спонсоров, мы не получали никаких фондов, ничего подобного», - говорил он, - «Только частные лица со всего света - и большинство из них сами нашли меня». Мне кажется, это объяснение напускает еще больше таинственности.

Как бы то ни было, «частные лица» не скупились на средства, хотя Грегори Колберт и не мог предоставить им каких-либо гарантий. Более того он не мог составить бюджет, план съемок или что-нибудь в этом роде: «Как вы представляете себе составление бюджета для подводных съемок слонов в океане?» - вопрошал он. И далее: «Ты ждешь всем сердцем: бывают дни наполненные чудесами, бывают дни, когда о чудесах только мечтаешь. Но только не старайся что-нибудь ускорить. Пусть решают слоны или киты. Я буду подстраиваться под их распорядок». Он не торопился: «Пять лет, десять, пятнадцать - это не имеет никакого значения, поскольку то, что я делаю, абсолютно вне времени».

Ему приходилось подстраиваться под распорядок более чем 130 видов животных: китов, кашалотов, морских крокодилов, морских коров, священных ибисов, журавлей, королевских орлов, кречетов, птиц-носорогов, гепардов, леопардов, рысей, африканских диких собак, гиббонов, орангутангов, антилоп, ну и, конечно же, слонов. Со слонами у него связаны особые воспоминания: «В детстве меня дразнили слоном из-за торчащих ушей», - смеялся он, - «Мама волновалась, что это травмирует мою детскую психику и заставляла меня с этим бороться. То есть моя любовь к слонам родом из детства». Кроме животных ему приходилось справляться и с людьми - актерами и моделями ему служили бирманские монахи, транс танцоры, бушмены, представители разных племен, иногда весьма экзотических.

В 2002 году Колберт представил результаты своей десятилетней работы в Венеции. Экспозиция под названием «Пепел и снег» («Ashes and Snow») была новым словом для подобных мероприятий. Канадская газета «The Globe and Mail» 9 апреля 2002 года писала: «Колберт торжественно открыл "Ashes and Snow" - выставку изображений и фотографий, беспрецедентную по своему охвату и масштабу. Выставка занимает 12600 квадратных метров и является одной из крупнейших экспозиций работ одного автора в истории Европы». В 2005 году выставка открылась в Нью-Йорке в специально построенном для этой цели временном сооружении «Nomadic Museum» (Кочующий или лучше сказать Бродячий музей). Идея подобного сооружения как архитектурного компонента инсталляции пришла Колберту еще в 1999 году. После Венеции «Бродячий музей» побрел в Санта-Монику, еще через год в Токио и, наконец, в начале 2008 года - в Мехико-Сити. При закрытии выставки 27 апреля 2008 года было подсчитано, что она привлекла более 10 миллионов посетителей, что делает ее самой популярной в истории прижизненной экспозицией работ одного автора.

На каждой из этих выставок были представлены более пятидесяти фотографий большого формата (примерно 3,5 на 2,5 метра) выполненных каким-то малоизвестным методом на японской рисовой бумаге ручной выделки. Методы проявки, печати и других сопутствующих процессов покрыты ореолом таинственности, кроме одной существенной детали: Колберт не устает повторять, что над фотографиями не производилось каких-либо цифровых манипуляций.

Кроме фотографий посетители выставки (да и не только они) имеют возможность посмотреть три фильма: один продолжительностью 60 минут и два короткометражных в стиле «хайку». Полнометражный фильм редактировал мастер монтажа дважды лауреат премии Оскар Пьетро Скалья. Текст в английской версии читает Лоуренс Фишберн (наиболее известный по роли Морфеуса в трилогии фильмов про «Матрицу»), не менее знаменитые артисты озвучивают фильм в испанской, японской и французской версиях, готовятся выпуски на португальском, китайском, арабском, немецком, итальянском и русском языках. Последний компонент выставки литературный: сборник из 365 писем вымышленного путешественника своей жене. Отрывки из писем звучат в фильмах.

Широкая публика восторженно приняла работу мастера. «Сегодня приходила 88-летняя женщина, которая сказала: Я рада, что всё еще жива, потому что только что посмотрела самую красивую выставку в моей жизни», - говорил Колберт растрогано. Если вы поищите в Интернете, то несомненно натолкнетесь на десятки, а то и сотни восторженных отзывов.

Средства массовой информации вполне согласны с народными массами. «Почти неизвестный всего два месяца тому назад, Грегори Колберт влетел в мир искусства подобно метеориту», - писал французский еженедельник «L’Express». «Родился новый мастер», - вторил ему журнал «Photo». «Сила этих изображений связана скорее не с их формальной красотой, а с их способностью погружать зрителя в свое особое настроение… Фотографии… становятся окнами в мир, где тишина и терпение преодолевают время», - восторгался «New York Times». «Нет возможности точно перевести английское слово "bliss" (bliss: блаженство, счастье - А.В.) на итальянский язык. Но именно это слово точно выражает сущность выставки Пепел и снег», - занялась лингвистическими тонкостями газета «La Repubblica». Список можно продолжать и продолжать, еженедельник «The Villager» даже объявил, что Грегори Колберт - «нечто вроде современного Ноя». Остается немного подождать - глядишь, и к лику святых причислят!

Критические замечания раздаются намного реже, но тоже имеют место быть. Достаточно ясно претензии к фотографу выразил автор книги «Фотография как» Александр Иосифович Лапин. Ниже я цитирую его ответ одному из посетителей сайта «lapinbook.ru» (скопировано с сайта 1 сентября 2009 года).

«А Колберт, что же Колберт. Помощники находят мальчиков, тигров и слонов, дрессируют их годами, а потом зовут Колберта: "Господин, все готово, можно снимать". Он и снимает.

Фотографии Колберта идеально подходят для глянцевого журнала. Смотрите, как все прекрасно, тигры перестали поедать мальчиков, а слоны перестали (в оригинале "переставли" - видимо орфографическая ошибка - А.В.) их топтать. Просто рай земной! Какие там китайцы, чеченцы, украинцы, и прочие враги, зачем думать о плохом. Об атомном оружии, о грядущих катастрофах или конце света. Ерунда все это. Живи спокойно, хавай все, что есть и, главное - потребляй, потребляй! А потом придумают лекарства от всех болезней, и все эти потреб...и будут жить вечно! Вот это будет классно!

Невозможно себе представить что-то более ужасное, чем такая жизнь».

Если оставить в стороне излишнюю эмоциональность критика, то его претензию можно сформулировать следующим образом: фотографии Колберта - это продукция для «глянца», не в коей степени не отражающая реальности.

Я не буду останавливаться на первой части этого утверждения: с одной стороны «Глянец» это мало о чем говорящий ярлык, с другой - для глянцевых журналов снимали много прекрасных фотографов. Если критик отмечает, что ваши фотографии «идеально подходят для глянцевого журнала» - это скорее комплимент. А вот со второй частью критики я вынужден согласиться - в фотографиях Грегори Колберта и не пахнет реальностью. Реальные тигры съели бы реальных мальчиков - с другой стороны последние постарались бы держаться от хищников подальше. Я не знаю как фотограф и его команда добились такой «духовной» близости между ребенком и хищником - возможно животных предварительно хорошо покормили, может они были в наркотическом полусне, или просто хорошо выдрессированы. Впрочем, это не имеет значения, пусть даже все сделано с использованием цифровых технологий.

Сразу оговорюсь: я вполне допускаю, что фотографии сделаны без использования компьютера, монтажа, ретуши и тому подобное. Но это не делает их «честными» в смысле «документальности». Поясню на примере. Однажды клиент попросил заретушировать какой-то дефект на портрете. Фотограф долго не мог решить, что ему делать, он был против ретуши, однако воля клиента - закон. Он пришел с этой проблемой к своему кумиру . Выслушав своего молодого коллегу, Стиглиц улыбнулся и сказал: «Меня совершенно не интересует, что ты собираешься делать с этим негативом. Хочешь - ретушируй. Хочешь - плюнь на него, брось под ноги и разотри. Важно одно. Если фотография честная, то она и выглядеть будет честной ». (Выделено мной - А.В.)

Если для вас главным в фотографии является правдивое отражение жизненных реалий, вы, вероятно, согласитесь с критикой Александра Лапина. Если вы спросите себя: приблизился ли Колберт к открытию «общих для всех животных способностей к поэтическому восприятию», преодолел ли он оковы пространства и времени, не стал ли реинкорнацией библейского Ноя, то ответ, скорее всего, будет отрицательным. В этом смысле претензии автора и комментарии некоторых критиков могут вызвать недоумение.

С другой стороны искусство - и это полностью относится к художественной фотографии - вовсе не обязано подражать реальности, правдиво рассказывать о некогда существовавшей гармонии человека и дикой природы, или что-нибудь в этом роде. Вполне возможно наслаждаться произведением, будь то фильм, роман в письмах, или даже фотография, не требуя от него несвойственных ему функций. Ведь наслаждаясь балетом мы вовсе не требуем от танцоров правдивого отображения реальности, слушая оперу не ожидаем что интонации актеров даже приблизительно схожи с интонациями их прототипов. Если попробовать посмотреть на «Пепел и снег» с этой точки зрения, то мы увидим неординарную работу сильного коллектива. И то что работы Колберта скорее сюрреалистичны чем реалистичны, отражают не реальный, а внутренний мир своего создателя - это просто их характерная черта, которая сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. А вот интересен ли его внутренний мир, стоит ли на него посмотреть - это уже совсем другой вопрос. И уже более десяти миллионов человек ответили на него утвердительно. Хотя это тоже ничего не доказывает и каждому новому зрителю приходится отвечать на этот вопрос самостоятельно.

Выставка «Пепел и снег» принесла своему создателю множество наград и званий. В 2006 году он стал лауреатом фотоконкурса «Lucie Awards», в 2007 году фильм «Пепел и снег» был номинирован на соискание особого приза на Венецианском кинематографическом фестивале, после открытия выставки в Мехико-Сити Колберт получил звание почетного посла по вопросам культуры и туризма в Мексике. Он не собирается останавливаться на достигнутом: в 2009 году выставка должна переехать в Бразилию, видимо затем продолжит свое путешествие по странам и континентам, а если сбудутся надежды его создателя - совершит кругосветное путешествие. Может быть, доберется и до России.