Планирование перевозок грузов (4 ч). Грузоперевозки предприятия Расчет количества транспортных средств

Интересно

Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава. Правильно составленный план перевозок является важнейшим условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

В плане перевозок можно выделить:

    объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача, перевозки, грузооборот);

    качественные показатели (средняя дальность перевозок, средняя густота перевозок, грузооборот нетто).

Отправление (погрузка) определяется суммированием размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам отделения дороги.

Прием грузов с других отделений дорог рассчитывается также суммированием размеров приема грузов с других отделений дорог по всем стыковым пунктам.

Прибытие (выгрузка) и сдача грузов по отделению дороги определяются суммированием аналогично отправлению и приему.

Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: суммированием отправления и приема с других отделений дороги или как сумму прибытия и сдачи на другие отделения дороги.

Перевозки распределяются по видам сообщений:

    местное - перевозки между станциями внутри дороги;

    вывоз - отправление грузов на другие отделения дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);

    ввоз - прибытие грузов с других отделений дороги (определяется как разность прибытия и местного сообщения);

    транзит - перевозка грузов, поступивших с других отделений дороги и следующих через данное отделение дороги на другие отделения дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов отделения дороги, потому что отделение дороги выполняет не одинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

Правильность расчетов по составлению плана перевозок можно проверить по отдельным станциям и отделению дороги в целом.

Проверка по станциям и участкам:

погрузка + прием = выгрузка + сдача.

Проверка по отделению дороги:

выгрузка + сдача на другие отделения = погрузка + прием с других отделений.

В плане грузовых перевозок устанавливаются также грузовые потоки (густота перевозок) по участкам - общие и по направлениям (туда и обратно).

Густоты равны средней арифметической величине из густот на входе и выходе с участка в каждом направлении.

Произведение густоты грузопотока на длину участка дает объем грузооборота по участку. Грузооборот по отделению дороги определяется как сумма размеров грузооборота по отдельным участкам.

Грузооборот нетто – важный показатель плана перевозок т. к. он характеризует полезную работу по перевозкам.

Средняя густота, или средняя грузонапряженность - это средний грузопоток, проходящий через единицу длины линии в единицу времени (год). Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину отделения дороги.

Средняя дальность перевозки - это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах отделения дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по отделению дороги.

Основная задача автотранспортного предприятия по эксплуатации подвижного состава состоит в том, чтобы при наименьших затратах труда и материальных средств выполнить максимально возможный объем перевозок. Успешное выполнение этой задачи возможно при правильном использовании подвижного состава, росте производительности труда работающих, и в первую очередь водителей, осуществлении мероприятий по экономии материальных и денежных средств. Одним из условий, способствующих достижению высоких показателей производственной деятельности автотранспортного предприятия, является правильно организованное оперативное планирование перевозок.

Оперативное планирование перевозок включает:

  • 1. составление сменно-суточного плана перевозок хрузов (грузовая карта) в целом по автотранспортному предприятию;
  • 2. разработку маршрутов перевозок и составление плановых заданий по перевозкам грузов для каждого водителя;
  • 3. планирование и организацию выпуска автомобилей на линию;
  • 4. прием и обработку путевых листов, учет и оперативный анализ выполнения сменно-суточного плана.

Суточный план перевозок является конкретным выражением оперативного планирования на автомобильном транспорте представляет собой определенную часть месячного плана автотранспортного предприятия, детализированную по каждому грузовладельцу и каждому маршруту с учетом конкретных особенностей перевозки на предстоящие сутки.

Составление сменно-суточного плана перевозок начинается с приема заявок (заказов) на перевозку грузов от предприятий и организаций отправителей и получателей грузов, т.е. клиентуры. При договорных отношениях между перевозчиком и клиентом последний подает заявку, при разовых перевозках подается заказ. Заявки (заказы) в установленном порядке поступают в грузовую группу и регистрируются по мере их поступления в специальном журнале.

На основании заявок в грузовой группе заполняют графы 1-10 суточного Оперативного плана перевозок.

Прием заявок и заказов на перевозку грузов является одним из основных элементов сменно-суточного планирования. Практика показывает, что успех выполнения плана перевозок в значительной степени зависит от проверки и уточнения всех указываемых в заявках и заказах данных.

Работа водителя на линии и выполнение им запланированного объема перевозок в большой мере связана с состоянием подъездных путей к местам погрузки и выгрузки грузов, подготовкой груза к перевозке и временем производства погрузочно-разгрузочных работ. Все эти факторы должны быть проверены при приеме заявок.

По действующим правилам перевозок грузов автомобильным транспортом установлены предельные сроки подачи заявок и заказов на перевозки.

Прием заявок (заказов) и составление суточного оперативного плана выполняют до 14 ч, разработку сменно-суточного плана -- до 16 ч, после чего осуществляется выписка путевых листов. Необходимость разработки сменно-суточного плана к 16 ч обусловлена тем, что к этому времени начинается заезд автомобилей с линии, и диспетчер должен предупреждать водителей о предстоящей работе на следующий день.

Сменно-суточный план перевозок является важным документом системы оперативного планирования, в нем отражается весь план перевозок автотранспортного предприятия на календарные сутки.

Сменно-суточный план разделяется на две основные части. Первая часть, заполняемая диспетчером, принимающим заявки на перевозку грузов (в крупных автотранспортных предприятиях существует специальная группа в составе отдела эксплуатации (грузовая группа), занимающаяся подбором грузов, приемом заявок и составлением сменно-суточного плана; в этом случае ее заполняет старший диспетчер этой группы), содержит все необходимые данные для выбора типа подвижного состава, определения его количества и составления маршрутов (графы с 1-й по 15-ю). Во второй части (графы с 16-й и далее), заполняемой диспетчером, занимающимся составлением плановых заданий водителям (в крупных АТП старшим диспетчером диспетчерской группы), которые в дальнейшем заносятся в путевые листы, указываются номера путевых листов соответственно запланированному количеству автомобилей и время выхода и заезда автомобиля по графику.

Сменно-суточный план составляется раздельно по группам автомобилей (автомобили-самосвалы, бортовые автомобили и т.п.), сменам и для каждого пункта погрузки.

Правильно заполненный сменно-суточный план обеспечивает составление реального оперативного плана работы автомобилей, что представляет сложную задачу, решить которую можно путем соответствующего подбора заявок на перевозку грузов, составлением рациональных маршрутов переврзок и сокращением до минимума нулевых пробегов. Для этого диспетчер должен отлично знать географию города (или района), расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов, состояние подъездных путей и возможность использования на перевозках автомобилей и автопоездов разных моделей, а также, пропускную способность погрузочно-разгрузочных пунктов. Кроме этого, диспетчер должен обладать знаниями, необходимыми для расчета производительности автомобиля в зависимости от значения технико-эксплуатационных показателей.

Планирование перевозок по сменно-суточному плану начинается с составления рациональных маршрутов движения автомобилей, при,которых может быть достигнуто наибольшее значение коэффициента использования пробега.

При составлении маршрутов движения автомобилей при перевозке грузов необходимо, иметь в виду, что наиболее простыми являются маятниковые маршруты. Кольцевые маршруты являются более сложными и при их составлении следует провести полный анализ всех данных, обеспечивающих получение наибольшей производительности подвижного состава. Если на кольцевом маршруте коэффициент использования пробега получается равным 0,5, то целесообразнее применять маятниковые маршруты.

В общем виде целесообразность составления того или иного вида маршрута определяется по часовой производительности автомобиля в тоннах. Кольцевой маршрут будет более выгоден, если производительность автомобиля в тоннах за 1 ч на кольцевом маршруте будет больше производительности автомобиля в тоннах за 1 ч на маятниковом март шруте.

Возможность составления рациональных маршрутов во многом зависит от конкретно складывающихся условий перевозки: расстояния, наличия попутного груза, времени перевозки и т.п.

При составлении рациональных маршрутов учитывают не только расположение пунктов погрузки и разгрузки в районе перевозки, но и вид перевозимых грузов, тип подвижного состава, применяемого для перевозки, сменность работы, пропускную способность погрузочно-разгрузочных пунктов и удаленность автотранспортных предприятий.

В процессе планирования перевозок диспетчер в отдельных случаях может оказать влияние на изменение условий перевозок в нужном для составления рациональных маршрутов направлении. Например, по расположению пунктов погрузки и разгрузки, роду груза и типу подвижного состава представляется возможным организовать перевозку грузов между двумя клиентами по маятниковому маршруту с высоким коэффициентом использования пробега; препятствием к этому является то, что перевозка грузов (по заявке) этими клиентами может производиться в разные смены. В этом случае диспетчер должен принять меры, согласованные с клиентами, по организации перевозок в одинаковые смены.

Возможность организации рациональных маршрутов во многом связана с типом подвижного состава. Например, для перевозки круглого леса (длина -- 6 м) можно применять автомобиль с прицепом-роспуском или седельный тягач с полуприцепом. В первом случае почти неизбежен обратный пробег без груза из-за трудности подбора груза для автомобиля с прицепом-роспуском, во втором есть возможность перевозить груз в обратном направлении автомобилями с универсальным кузовом (седельный тягач с полуприцепом).

Составленные рациональные маршруты отмечаются в графе 15 сменно-суточного плана, где указываются номер заявки, с которой увязываются перевозка, количество тонн груза, перевозимого в порядке увязки, и номера ездок, показывающие порядок осуществления перевозок. Все это по-называется цифрами: первая означает номер заявки, с которой связывается перевозка, вторая -- количество груза перевозимого в порядке увязки, третья -- номер ездки, т.е. откуда начинается перевозка.

Для облегчения труда диспетчеров при оперативном планировании производительность и потребное количество автомобилей на простых маятниковых маршрутах определяются с помощью вспомогательных таблиц, в которых рассчитана производительность автомобиля в зависимости от вида груза, расстояния перевозки и других факторов, влияющих на выработку.

Такие таблицы составляются по всем моделям автомобил ей, имеющимся в автотранспортном предприятии, с учетом классов перевозимых грузов и способов производства погрузочно-разгрузочных работ.

Зная количество груза, подлежащего перевозке, и производительность одного автомобиля по вспомогательной таблице, диспетчер может легко определить количество автомобилей, необходимых для выполнения задания на перевозку.

Перед началом планирования перевозок отдел эксплуатации должен получить от технической службы предприятия сведения о выпуске автомобилей по моделям и сменности работы на планируемые сутки.

Общее количество автомобилей, планируемое по сменно-суточному плану (по моделям и сменам), должно соответствовать предполагаемому выпуску автомобилей на линию по данным технической службы. В случае недостаточного количества груза для выделенных автомобилей или, наоборот, излишка отделом эксплуатации должны быть приняты меры к исправлению создавшегося положения путем дополнительного подбора грузов или уведомления отдельных клиентов о возможности выполнения их заявок в последующие сутки.

Результатом разработки сменно-суточного оперативного плана является разнарядка, т.е. распределение всего подвижного состава, предназначенного к выпуску На линию, по конкретным объектам работы (заказчикам транспорта).

Составленная диспетчерами разнарядка утверждается начальником отдела эксплуатации или директором предприятия и передается в диспетчерскую группу сменному диспетчеру для выписки путевых листов.

2.5.1. Сущность и задачи
транспортной логистики

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики .

Транспортная логистика решает следующие задачи:

  • создание транспортных систем;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • выбор способа транспортировки и транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

2.5.2. Выбор вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта , оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта .

Существуют следующие виды транспорта:

  • железнодорожный;
  • морской;
  • внутренний водный (речной);
  • автомобильный;
  • воздушный;
  • трубопроводный.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл. 2.5.1.

Таблица 2.5.1

Сравнительная характеристика основных видов транспорта
Вид
транспорта
Достоинства Недостатки
Железно-
дорожный
  • Высокая провозная и пропускная способности.
  • Высокая регулярность перевозок.
  • Относительно низкие тарифы.
  • Значительные скидки для транзитных отправок.
  • Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния
  • Ограниченное число перевозчиков.
  • Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.
  • Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.
  • Низкая доступность к конечным точкам продаж.
  • Недостаточно высокая сохранность грузов
Автомо-бильный
  • Высокая доступность.
  • Возможность доставки груза «от двери до двери».
  • Высокая маневренность.
  • Высокая скорость доставки.
  • Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.
  • Возможность отправки груза малыми партиями
  • Низкая производительность.
  • Зависимость от погодных и дорожных условий.
  • Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.
  • Недостаточная экологическая чистота
Воздушный
  • Наивысшая скорость доставки грузов.
  • Высокая сохранность груза.
  • Наиболее короткие маршруты перевозок
  • Высокая себестоимость перевозок.
  • Высокая капиталоемкость.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Недостаточная географическая доступность

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

  1. время доставки,
  2. частота отправлений груза,
  3. надежность соблюдения графика доставки,
  4. способность перевозить разные грузы,
  5. способность доставить груз в любую точку территории,
  6. стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

2.5.3. Организация внутренних перевозок

Грузопотоки и грузооборот

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени . Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).

Таблица 2.5.2

Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример)
Пункт отправления груза Пункт назначения Всего отправлено
груза, тыс.т
А Б В Г
А (склад комплектующих) - 10 12 8 30
Б (механический цех № 1) 11 - 2 13 26
В (механический цех № 2) 4 7 - - 11
Г (сборочный цех) 5 - 12 - 17
Всего прибыло груза, тыс.т 20 17 26 31 84

Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Q сут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле

(2.5.1)

где Q г – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;

Д – число рабочих дней в году;

K н – коэффициент неравномерности перевозок (K н = 1,1÷3,0).

Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление . Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).


Рис. 2.5.1. Построение эпюры

Расчет количества транспортных средств

Количество транспортных средств K тс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле

где Q – грузооборот за расчетный период, т;

q ч – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;

Т Т – время работы транспортного средства в течение планового периода.

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле

где q н – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

K гр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

Т тр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

Организация и планирование перевозок

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам . Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут . Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ :

  • порядок обеспечения тарой;
  • оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
  • закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

  1. технико-экономическое планирование;
  2. календарное планирование;
  3. диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ , контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

2.5.4. Терминальные перевозки

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой . В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

  • маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;
  • оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;
  • сбор и развоз грузов;
  • краткосрочное хранение;
  • консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;
  • информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки («очистки») грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транпортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов: завоз грузов на терминал и развоз их с терминала; грузопереработка на терминале; линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

2.5.5. Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов . Тарифы включают в себя:

  • плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
  • сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
  • правила исчисления платы и сборов.
  • транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
  • покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы .

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

  • сдельные на перевозку грузов;
  • на повременное пользование грузовыми автомобилями;
  • за перегон подвижного состава;
  • договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

Вопросы для повторения

  1. Задачи, решаемые транспортной логистикой.
  2. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств.
  3. Понятия грузопотока и грузооборота.
  4. Порядок расчета транспортных средств.
  5. Маршрутизация перевозок.
  6. Планирование перевозок.
  7. Функции грузовых терминалов.
  8. Экономический смысл и состав транспортных тарифов.

Подробный бизнес план грузоперевозки, представленный в этой статье, позволит наметить четкий путь реализации и развития данного дела.

Капитальные инвестиции: от 1 185 000 рублей.
Окупаемость: 1,5-2 года.

Далеко не всегда бизнес план грузоперевозки будут составлять те, кто действительно досконально разбирается в данной сфере.

Чаще предприниматели просто видят потенциал и высокую рентабельность такого направления.

А те, кто сам поработал грузчиком и вдруг решил заработать денег без всякого плана, совершает ошибку.

Он необходим обязательно.

Иначе нельзя получить кредитные средства или инвестиции на открытие и развитие.

А даже если капитал вы используете исключительно свой, только расписанный на бумаге план позволит наметить четкий путь реализации и развития.

Цели бизнес плана грузоперевозки

«Открывать» бизнес план грузоперевозки должна информация о том, чем вообще будет заниматься фирма.

На данный момент существует несколько основных услуг:

  • сопровождение переездов частных и юридических лиц (дома, квартиры, офисы, дачи);
  • грузоперевозки коммерческой продукции;
  • отправка крупных грузов;
  • предоставление персонала для выполнения погрузочных и разгрузочных работ;
  • менее популярная услуга, чем вышеперечисленные – хранение грузов.

От перечня предоставляемых услуг зависит штат фирмы, количество и виды служебных автомобилей, а также размер потенциальной выручки.

Разумеется, чем больший выбор вы предоставите своим клиентам, тем лучше.

Маркетинговый раздел бизнес плана грузоперевозки

Маркетинговая стратегия – важный раздел не только бизнес плана грузоперевозки, но и предпринимательского дела в целом.

Как правило, начинают с исследования актуальности выбранного направления.

Про конкретно перевозку грузов можно заявить уверенно: это актуально и востребовано.

Услугу заказывают частные лица, предприятия, корпоративные сети.

Заказчикам важно, чтобы груз доставлялся максимально быстро и аккуратно.

Актуальность бизнеса пропадет только тогда, когда исчезнет необходимость перевозить грузы из точки А в точку Б.

Вы можете представить такую ситуацию?

Если даже товары первой необходимости (хлеб, медикаменты, так далее) нужно привозить в магазины с производств.

Все это указывает на то, что развивать предприятие в данной сфере – это актуальная идея.

Конкурентные преимущества вашей грузоперевозки

В нынешних условиях высокой конкуренции для открытия грузоперевозки и продвижения бизнеса нужно чем-то выделяться среди других.

Разумеется, предприниматель сам определяет сильные стороны предприятия.

Но среди потенциальных вариантов можно использовать:

  • обширный автопарк – есть возможность подобрать авто под конкретную задачу или пожелания заказчика;
  • обслуживание любых клиентов – как физических, так и юридических;
  • дополнительные бонусы – к примеру, бесплатная упаковка;
  • система отслеживания перевозимых грузов;
  • круглосуточное время работы;
  • введение смежных дополнительных услуг и прочие.

Как рекламировать грузоперевозки?

Чтобы подобрать варианты рекламы для грузоперевозки, предприниматель должен четко представлять свою целевую аудиторию.

В данной сфере речь идет про людей среднего и высокого класса, возрастной категории 25-45 лет.

В бизнес плане грузоперевозки вы должны осветить рекламные методы, которые позволят привлечь данную аудиторию к использованию ваших услуг.

Это могут быть такие способы:

  • напечатайте партию визиток с хорошим дизайном;
  • распространите визитки или листовки среди знакомых, в местах скопления потенциальных клиентов, отдавайте тем, кто уже воспользовался вашими услугами;
  • закажите разработку сайта (как правило, одностраничника вполне хватит для нужд небольшой фирмы грузоперевозок);
  • продвигайте сайт с помощью контекстной рекламы.

А лучший метод продвижения для любого бизнеса – это сарафанное радио.

План открытия грузоперевозок

Теоретическая часть бизнес плана, посвященная анализу информации – это только подготовка к переходу к практическим данным.

Рассмотрим поэтапно все, что касается организации фирмы грузоперевозок.

Регистрация бизнеса на грузоперевозках

Открыть бизнес на грузоперевозках можно после того, как вы зарегистрируете ИП.

Это простой процесс, для которого достаточно обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства, имея при себе паспорт.

Если сделать самостоятельно это нет возможности, реально сделать все с помощью посредников.

Однако в случае, если вас останавливает страх перед запутанностью процедуры, не переживайте!

Оформить ИП действительно просто, а такой опыт явно не станет лишним.

Также вам нужно будет выбрать один из вариантов налогообложения:

  • упрощенная система – самый популярный вариант для малого бизнеса;
  • общая система – оплачивать все налоги в полном размере для начинающей компании грузоперевозок слишком разорительно;
  • единый налог – вариант для крупных организаций по грузоперевозке с обширным штатом и автопарком.

Выбор помещения для офиса

Грузоперевозки – это не та сфера бизнеса, для которой большое значение имеет местоположение офиса.

Тем не менее, одно можно сказать точно — офис должен быть.

Работать диспетчером в собственной квартире, возможно, удобно.

Но если вы планируете серьезный бизнес, то подходить к реализации нужно также по-серьезному.

Необязательно приобретать помещение.

Достаточно снять квадратные метры в аренду.

Теоретически, для телефонных переговоров достаточно выбрать офис в каком-нибудь call-центре.

Но если вы планируете обслуживать корпоративных клиентов, стоит снять отдельное помещение.

Ведь к вам могут приехать для обсуждения каких-либо деталей или подписания бумаг.

Бизнес план грузоперевозки: какое необходимо оборудование?


В бизнес плане необходимо отобразить оборудование, без покупки которого не обойдется организация бизнеса.

Сюда входит техника для офиса, а главное – автомобиль.

Выбор авто для грузоперевозок полностью зависит от того, какие услуги вы планируете предоставлять и какие грузы перевозить.

Наиболее популярный выбор для обычных грузоперевозок – это привычные «Газели».

Хотя для мебели и других габаритных перевозок чаще используют «ЗИЛ».

А вот некоторые товары требуют наличие особых условий перевозки в кузове (к примеру, скоропортящиеся продукты).

Персонал для грузоперевозки

В бизнес плане грузоперевозки отражают состав штата, уровень зарплат работников, даже включают предполагаемые премии и увеличение ставки.

Для небольшой начинающей организации достаточно нанять 2 водителей, диспетчера и грузчика.

Соответственно, при желании масштабировать бизнес, штат будет увеличиваться.

Финансовый раздел бизнес плана грузоперевозки

Финансовый раздел бизнес плана – самая важная часть.

Без анализа и подготовки организовать прибыльный бизнес очень сложно.

Но без понимания того, сколько денег вам потребуется, по грузоперевозкам вообще нельзя.

Тем более, если вы собираетесь привлекать кредитные средства или искать содействия инвесторов.

Инвестиции в старт в бизнес плане грузоперевозки

Рассмотрим, какие капитальные вложения необходимы для старта бизнеса.

В данном примере грузоперевозки будет рассмотрен мини-формат с использованием одного грузового авто, двух водителей, работающих посменно, одного диспетчера и грузчика.

А чтобы иметь успех в бизнесе по грузоперевозкам,

Окупаемость по бизнес плану грузоперевозки

В разделе бизнес плана, посвященному расчету стартовых капиталовложений, рассматривается рабочая схема с использованием одного автомобиля.

Это позволяет организовать бизнес при относительно небольших затратах, а окупить их за 1,5 – 2 года работы.

При этом если вы будете не приобретать авто, а использовать их в аренду, срок окупаемости будет меньше.

Если вы располагаете более солидной суммой капитальных инвестиций и рассчитываете запускать в работу несколько авто, суммы и сроки будут другими.

При расчетах необходимо будет отталкиваться не только от финансового раздела бизнес плана, но и от местоположения офиса, используемой рекламной стратегии и прочего.

Грузоперевозки – это действительно прибыльная и перспективная идея.

Востребованы услуги, как в мегаполисах, так и маленьких городках, независимо от времени года и прочих факторов.

Однако такие условия привели к возникновению высокой конкуренции, как среди фирм только начинающих деятельность, так и «гигантов» рынка.

Чтобы обойти других, вам нужно суметь выделить конкурентные преимущества и грамотно организовать работу.

Справиться с этим можно с легкостью, если серьезно обдумать бизнес план грузоперевозки и следовать ему.

Если вам кажется, что составить его самостоятельно не получится, можно делегировать эту задачу специалистам.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

1. План перевозок

2.2 Показатели объема и качества работы подвижного состава

3. Грузовые перевозки и их планирование

3.1 Планирование грузовых перевозок

3.2 Система показателей плана перевозок

3.3 Факторы, влияющие на объем грузооборота железных дорог

3.4 Дальность перевозок грузов

4. Грузооборот железной дороги

4.1 Динамика и структура грузооборота

4.2 Характеристика основных видов нерациональных перевозок

Заключение

Список литературы

Введение

Транспорт - одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и его темпы.

Транспорт сферы обращения перемещает различные виды продукции между производителями и потребителями. Этот вид транспорта выполняет свои функции на первой и третьей стадиях кругооборота, т. е. на стадиях обращения. Транспорт сферы обращения осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением Уда. В ходе исторического процесса общественного разделения труда он выделился в самостоятельную сферу производства.

В современных условиях перевозки в процессе обращения выполняет в основном транспорт общего пользования-железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированный транспорт - трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с общей магистральной транспортной системой. Эти виды транспорта (вместе с системой складов) являются материальной основой процесса обращения.

Транспорт имеет важное значение при решении задач размещения производительных сил. При социализме в плановом порядке производственные предприятия размещают так, чтобы стоимость продукции на месте ее потребления при прочих равных условиях была бы минимальной по всей совокупности предприятий. При этом минимизируются суммарные общественно необходимые затраты на производство и обращение, включая перевозки.

Велика роль транспорта в обеспечении связей между промышленностью и сельским хозяйством. Особо подчеркивая эту роль транспорта, в частности железнодорожного, В. И. Ленин писал;

«Железные дороги-... это одно из проявлений самой яркой связи между городом и деревней, между промышленностью и земледелием, на которой основывается целиком социализм. Чтобы соединить это для планомерной деятельности в интересах всего населения, нужны железные дороги».

B современных условиях транспорт играет важную роль в осуществлении специализации и кооперирования производства по отраслям, районам и странам. Специализация производства по предприятиям и производственным объединениям способствует росту производительности труда и снижению затрат на производство продукции. За счет этого в ряде случаев экономически целесообразно расширить зону территориального распределения продукции. Специализация производства по районам и странам вызывается различием их природных и экономических условий. Она предопределяет необходимость большого межрайонного и международного грузообмена, который обеспечивается транспортом.

Большое экономическое и культурно-политическое значение в нашей стране имеет пассажирский транспорт. Он необходим для перевозки трудящихся к месту работы и обратно, для поездок, связанных с производственной и общественной деятельностью, поездок в санатории, дома отдыха и др.

Цель данной работы – грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки и их планирование.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1. План перевозок – основа транспортного плана;

2. Показатели использования пассажирских перевозок, эффективности их улучшения;

3. Грузовые перевозки и их планирование;

4. Грузооборот железной дороги.

1. План перевозок

Главный раздел плана экономического и социального развития железнодорожного транспорта - перевозка грузов и пассажиров.

В Основных направлениях экономического и социального развития на 10 лет устанавливается общий объем грузовых перевозок в тоннах и пассажирооборот в пассажирокилометрах с разбивкой по пятилетиям, в том числе на первое пятилетие по годам.

В пятилетнем плане дорогам и отделениям по перевозкам устанавливаются: общий объем перевозок (отправления) грузов в тоннах, в том числе по важнейшей номенклатуре; общий объем перевозок (отправления) грузов в тоннах в универсальных и специализированных контейнерах и пакетированном виде, объем перевозок (отправления) грузов в тоннах в прямом смешанном сообщении; грузооборот (железным дорогам в тарифных тонно-километрах, отделениям - в эксплуатационных); пассажирооборот. Для грузовых станций устанавливается количество погруженных тонн, в том числе по номенклатуре грузов, погрузка грузов в универсальных и специализированных контейнерах и в пакетированном виде;

для участковых станций - количество погруженных тонн; для пассажирских - количество отправленных пассажиров

Пятилетние планы перевозок по железнодорожному транспорту разрабатывает МПС совместно с проектными и научно-исследовательскими институтами. При этом используются материалы Госплана, госпланов союзных республик, министерств и ведомств об экономическом и социальном развитии страны в планируемом периоде, расчеты железных дорог, математические модели зависимости объема перевозок от важнейших факторов. Вместе с перспективным планом МПС совместно с Госпланом, заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает предложения по рационализации перевозок и улучшению использования вагонов.

В годовом плане устанавливается тот же круг показателей, кроме того, дорогам и отделениям планируется объем перевозок (отправления) экспортно-импортных грузов в тоннах. Годовой план перевозок разрабатывают с распределением по кварталам.

План грузовых перевозок на год составляется в соответствии с Основными положениями о годовом и квартальном планировании грузовых перевозок. Объединения и предприятия, министерства, ведомства и т. д. разрабатывают по единой форме заявки на перевозку грузов на предстоящий год с необходимыми экономическими обоснованиями. Все грузы в заявках объединяются в 43 группы. Заявки рассматриваются в управлениях железных дорог, госпланах союзных республик, министерствах и ведомствах.

Годовой план пассажирских перевозок МПС разрабатывает вместе с дорогами и их отделениями. При этом учитываются новые пассажирские поезда, которые будут введены в обращение, изменения периодичности и маршрута обращения поездов, схем формирования поездов, затруднения с перевозкой пассажиров на отдельных направлениях и др.

Квартальные планы грузовых перевозок разрабатываются с распределением по месяцам по 43 группам грузов. При этом 29 групп грузов планируются централизованно МПС совместно с Советами министров союзных республик, союзными министерствами и ведомствами, а остальные группы грузов - управлениями железных дорог совместно с местными плановыми органами, министерствами, ведомствами и объединениями.

Месячные планы грузовых перевозок разрабатываются на основе развернутых планов перевозок, которые грузоотправители (объединения, предприятия и т. д.) в установленные сроки (за 14 дней до начала планируемого месяца, а по экспортным грузам за 20 дней) представляют по единой форме ГУ-12 в управления железных дорог, в границах которых находятся станции отправления их грузов. После проверки их достоверности в службах движения дорог вычислительные центры дорог совместно с Главным вычислительным центром МПС разрабатывают месячный план перевозок грузов. Он доводится до отделений дорог и станций, и на его основе грузы принимаются к отправлению.

2. Показатели использования пассажирских перевозок, подвижного состава и эффективность их улучшения

2.1 Показатели использования пассажирских перевозок

Населенность вагона-среднее количество пассажиров, приходящееся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Этот показатель определяют делением пассажиро-километров на вагонокилометры.

При исчислении населенности вагона в расчет принимают вагоно-километры в пассажирском движении вагонов пассажирского парка (без почтовых, багажных и пр.) и вагонов грузового парка, занятых перевозкой пассажиров по билетам.

На населенность вагона влияют структура вагонного парка и фактическое использование мест в вагонах различного типа. Чем больше в составе мягких и купейных вагонов, тем меньше средняя населенность, и наоборот, с увеличением в составе доли вагонов плацкартных и общих растет средняя населенность вагона.

Средняя населенность вагона на железных дорогах составляет 33 чел., в том числе в дальнем следовании-32 чел., в пригородном сообщении-35 чел.

Чем выше населенность, тем меньше требуется вагонов, электро- и дизель-поездов и локомотивов для перевозки пассажиров, ниже себестоимость перевозок, выше производительность труда работников, обслуживающих пассажирские перевозки.

Фактическое использование предложенных мест характеризуются коэффициентом использования вместимости.

В среднем по сети железных дорог у =0, 65- 0, 67. Худшие показатели использования вместимости имеют мягкие вагоны с двухместными купе.

Среднесуточный пробег составов подсчитывают делением пробега пассажирских составов на число составо-суток или делением удвоенного протяжения маршрута следования поезда на полный оборот состава. Чем меньше время оборота состава, тем при том же расстоянии курсирования поезда выше его среднесуточный пробег. Оборот состава сокращается по мере роста скорости движения и уменьшения простоя на всех попутных станциях. Не менее важное значение имеет ускорение операций по обработке составов на станциях приписки и оборота.