Минный трал кмт 7. Инженерный танковый минный трал ТМТ-К — фотообзор

Открыть бизнес

НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-5М предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал КМТ-5 относился к колейным катково-ножевым минным тралам. Он являлся индивидуальным навесным оборудованием средних танков Т-54, Т-55, Т-62 и предназначался для разведки противотанковых минных полей и проделывания в них колейных проходов для пропуска по ним танков, не оснащенных тралами. Трал был разработан конструкторским бюро СКБ-200 завода № 78 в Челябинске в 1961 г. и после проведенных контрольных испытаний был принят на вооружение Советской Армии в 1962 г.

Трал массой 7,5 т имел две катковые (6000 кг) и две ножевые секции (830 кг), цепное устройство для траления противоднищевых штыревых мин, кассету для установки пиротехнических сигналов.

Ножевые секции могли работать независимо от катковых секций, однако они не были предназначены для работы в мерзлых грунтах и поэтому зимой применялись только катковые секции. Катковые секции трала имели одинаковое устройство и являлись взаимозаменяемыми. Каждая катковая секция состояла из трех стальных литых катков. Рабочим органом каждой ножевой секции являлся отвал с тремя основными и двумя дополнительными ножами. Перевод ножевой секции из рабочего положения в походное производилось при движении танка задним ходом на 2-3 м до удара упора выключения об упор механизма подъема. Трал навешивался на танк экипажем с помощью ручной лебедки, входившей в комплект ЗИП трала.

Конструкция трала обеспечивала при необходимости авоматическую отцепку катковых секций с помощью специального порохового заряда. Ширина полосы траления одной секции составляла 0,73-0,81 м, скорость траления - 6-12 км/ч, время установки трала на танк силами экипажа с помощью ручной лебедки - 3,5 ч, демонтажа - 20 минут, аварийной отцепки катковых секций - 1 минута. Танк с установленным тралом КМТ-5 мог преодолевать водные преграды по дну. Погрузка танка с тралом КМТ-5 на гусеничный самоходный паром типа ГСП осуществлялась задним ходом.

Каждая катковая секция выдерживала шесть взрывов противотанковых мин ТМ-57. Расстояние от носовой части корпуса танка до передней точки трала.составляло 3180 мм. Танк с тралом мог преодолеть подъем до 20° и ров шириной до 2,5 м. Комплект трала мог перевозиться на автомобиле КрАЗ-255Б или на двух автомобилях типа ЗИЛ-131.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство;
- механизм подъема.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых штыревых мин;
- устройство для обозначения прохода – трассировщик.

Для перевозки трала необходимо 3 автомобиля ЗиЛ-131 или один КрАЗ-255Б.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-5М
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,73-0,81 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- время на монтаж силами экипажа – 30-45 мин;
- время на демонтаж силами экипажа – 8-13 мин;
- вес трала – 7,3-7,5 т.

НАЗНАЧЕНИЕ
Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки минных полей и проделывания в них колейных проходов.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Станкомаш Челябинский станкостроительный завод №78), Челябинск.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трал состоит из двух частей (правой и левой). Правая и левая части трала присоединяются к танку отдельно и работают независимо друг от друга.

Основными узлами каждой части трала являются:
- катковая секция;
- рама;
- ножевая секция;
- сцепное устройство.
Кроме того в комплект трала входят:
- устройство для траления противоднищевых мин;
- кассета пиросигналов;
- электрооборудование;
- пневмосистема;
- ЗИП.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
По штату находился в инженерно-саперной роте танкового и мотострелкового полка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМТ-7
- число секций – 2;
- ширина колеи, протраливаемой одной секцией – 0,80 м;
- скорость траления – 8-12 км/ч;
- транспортная скорость – 20-30 км/ч;
- взрывоустойчивость – до 10 мин ТМ-57 или до 4 мин ТМ-62М
- время на монтаж – до 3 ч;
- время аварийной отцепки – 1 мин;
- общий вес трала – 7,5 т.

История создания и развития отечественных минных тралов

А.В. Виноградов, д.т.н.,

А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")

Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.

Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных конфликтах показало их недостаточную эффективность при работе на дорогах и на местности с каменистым и скальным грунтом. Сложность выполнения задачи усугублялась широким применением незаконными вооруженными формированиями взрывных устройств различного принципа действия. Установка мин, фугасов и других взрывоопасных устройств осуществлялась нестандартно. Глубина установки ВОП находилась в пределах 0-50 см, а масса ВВ фугасов составляла 10 кг и более.

Опыт использования катковых секций тралов показал их низкую эффективность при разминировании дорог. Оборудование БМП-2Д минным тралом КМТ-10 успехов также не принесло. Все это потребовало совершенствования существующих и разработку новых средств.

В 1984 г. в рамках ОКР «Кольцо-2» был спроектирован экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268» для оснащения БМП-2 и БТР.

При создании трала «изделие 268» впервые была использована единая тяговая рама со сменными рабочими органами каткового типа. Рассматривалось несколько вариантов конструкции этого трала. Для повышения давления катков на грунт в передней части тяговой рамы устанавливали сменные катковые рабочие органы и дополнительный пневмоцилиндр догрузки, позволяющий передать на трал часть веса БМП. Также изучались варианты применения различных рабочих органов, таких как стандартные автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины.

Впервые в конструкции трала «изделие 268» было внедрено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) монтировался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.

В окончательном варианте трал «Кольцо-2» оснащался узкими невзрывоустойчивыми катками с плоскими траками, резаками-корчевателями и запасными рабочими органами на тяговой раме.

Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», установленный на БТР-80.

БМП-2, оборудованная экспериментальным образцом колейного комбинированного минного трала «изделие 268».

Экспериментальный образец колейного комбинированного минного трала «изделие 268», смонтированный на БМП-2Д. Справа: варианты невзрывоустойчивых рабочих органов (автомобильные покрышки и катки уменьшенной толщины).

Черенковый рабочий орган (корчеватель).

Опытный образец минного трала «Кольцо-2».

Экспериментальный образец усовершенствованного колейного минного трала КМТ-6, установленный на танке Т-62. На фото внизу: рабочий орган трала и пропуск мины рабочим органом трала.

В первые в данном трале было применено устройство перерезания проводных линий управления фугасов. Черенковый рабочий орган (корчеватель) устанавливался перед катковыми секциями и в рабочем положении поджимался к грунту пневмоцилиндрами.

В 1984 г. также появился экспериментальный образец усовершенствованного минного трала КМТ-6 для оснащения танков Т-62 и тягачей БТС-4А. Его отличительной особенностью явились подпружиненные ножевые элементы, приспособленные для траления мин на твердой поверхности.

Однако конструкция подвески трала и масса ножевой секции КМТ-6 не обеспечивали необходимого усилия для заглубления ножей рабочего органа в каменистый грунт. В результате надежность траления мин составляла 20%, а в случае установки мин с заглублением трал был неработоспособен.

Конструкция трала требовала доработки с целью повышения надежности траления, усиления конструкции рамы и уменьшения массы для возможности навески на бульдозерное оборудование БТУ-55.

Подобная конструкция тралящего устройства была предложена и для оснащения ИМР. В этом случае надежность траления при заглублении мин до 50 см составляла 30%.

В 1986 г. в ходе НИР был создан облегченный колейный танковый минный трал «Урал-3» («изделие 269»). Хотя этот образец разрабатывался в рамках НИР, он дополнительно прошел предварительные испытания. Особенностью трала «Урал-3» явились дозагрузка рабочих органов и возможность их быстрой замены в полевых условиях силами экипажа танка. Трал предназначался для использования с танками Т-54, Т-55, Т-62 и тягачами БТС.

В период с 1981 по 1984 гг. был разработан экспериментальный образец каткового минного трала «Парнас» («изделие 290») для оснащения БМР-2, БТС-4А, БТС-4В и БТС-4Д. Он предназначался для траления мин надорогах и местности с каменистым и скальным грунтом. Основное отличие этого трала от существующих образцов состояло в применении сменяемых катков малого диаметра, отработанных в рамках темы «Кольцо-2», и механизма догрузки рабочего органа за счет массы танка, что позволило увеличить усилие воздействия рабочего органа на грунт до 1900 кгс. Надежность траления мин, установленных штатно, на глубину 0-10 см, составляла 84-96%, а при заглублении до 50 см – 30-40%.

Система подвески катков рабочего органа трала «изделие 290» была индивидуальная. Допускалась замена рабочих катковых органов, а также их частичный ремонт. Тяговая рама – единая, с размещением двух пневмоцилиндров догрузки. В положении догрузки штоки пневмоцилиндров выдвигались, упирая стойки тяговой рамы в верхнюю лобовую деталь машины. Катки были выполнены со сменными траками в рабочей зоне. Отцепкатрала производилась вручную, с выходом экипажа из боевой машины.

Экспериментальный образец тралящего устройства, установленного на ИМР-2.

Опытный образец облегченного колейного танкового минного трала «Урал-3», смонтированный на танке Т-62.

Опытный образец колейного минного трала «Парнас».

Существенным недостатком экспериментального образца трала «Парнас» являлась низкая взрывоустойчивость: при взрыве мины требовалась замена разрушенного катка. Монтаж трала осуществлялся на машины, приспособленные для навески КМТ-7.

После проведения государственных испытаний в 1986 г. решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для применения с бронированной машиной разминирования БМР-2. Опытные образцы тралов изготавливались малой серией и применялись совместно с БМР-2 для разминирования дорог, сопровождения воинских колонн в ходе боевых действий в Афганистане и при проведении контртеррористической операции в Чеченской республике. Однако в силу имевшихся недостатков к принятию на вооружение трал «Парнас» не рекомендовался.

В 1989 г. был создан экспериментальный образец облегченного комбинированного минного трала «Переспрос» («изделие 291») для оснащения Т-55, Т-62, Т-72, Т-80, БМР-2 и БТС-4А. Он получил предварительное обозначение КМТ-9 и предназначался для траления противотанковых противогусеничных мине нажимными взрывателями и мин с неконтактными магнитными взрывателями, установленных в грунт или на грунт (снег), в том числе и в плотный (каменистый).

Трал «изделие 291»состоял из катковых секций, тяговой рамы, корчевателей, сцепного устройства, системы догрузки рабочих органов, электромагнитного трала ЭМТ, кассеты ПС и прибора обозначения прохода ПОП.

В этом образце были устранены все недостатки трала «Парнас»: увеличен ресурс элементов рабочих органов, внедрено автоматическое сцепное устройство с пневмоприводом, штатно установлены ЭМТ и усовершенствованная система обозначения проделанных проходов (в отличие от предыдущих вариантов, обозначался не только створ прохода, но и края безопасных колей красящим составом).

Испытания опытных образцов трала «Переспрос» опытной партии проводились в период с 1989 по 1990 г. в 40-й армии на территории Афганистана. Решением НИВ и ГБТУ МО РФ трал был рекомендован для ограниченного применения в условиях горной местности с линейными танками и БМР.

Следует отметить, что исследования в области создания средств преодоления минных заграждений велись и ведутся за рубежом, а сравнение существующих конструкций показывает, что отечественные минные тралы по своим основным показателям не уступают лучшим зарубежным аналогам.

Известно, что в современных средствах преодоления используется рабочее тралящее оборудование механического, взрывного и неконтактного принципа действия. Эти принципы изучены достаточно полно, поэтому можно с уверенностью утверждать, что на их основе в ближайшее время не представляется возможным осуществить качественный скачок в конструкции минных тралов. Необходимо проведение фундаментальных исследований по поиску новых физических принципов траления или средств и способов формирования физических полей боевых машин. Перспектива видится в создании средств траления, имитирующих физические поля объектов вооружения и военной техники, а также систем дистанционного обнаружения и уничтожения отдельных мин.

Минный трал КМТ-9, установленный на БМР-2 и БТС-4.

Минный трал КМТ-9.

Танки Т-62 и Т-72, оснащенные тралом КМТ-9.

Характеристика трала «изделие 268» Усовершенст­вованный КМТ-6 Тралящее устройство для ИМР «Урал-3» «Парнас» «Переспрос»
Скорость траления, км/ч 20 - - 15 До 20 3-5
Транспортная скорость, км/ч - - - - До 40 До 25
Усилие, кге - 200 250x300 До 1200 1900 1900
Ширина траления, мм 2x430 2x600 2x1500 2x640 2x600 2x800
Глубина траления, мм - 250 500 - - -
Вес трала, кг 2800 800 1200 4500 3450 4050
Тип оснащаемых машин БМП-2, Т-55, ИМР, Т-54, Т-54, Т-55,
БТР-80 Т-62, ИМР-2, Т-55, Т-55, Т-62,
Т-64, ИМР-2М Т-62 Т-62 Т-72,
Т-72 Т-80

Приложение 1

Хронология реорганизации организаций и предприятий промышленности – основных разработчиков минных тралов Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»

1926 г. – Научно-испытательный инженерно-технический полигон

1934 г. – Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА

1941 г. – Научно-исследовательский военно-инженерный институт Красной Армии

1942 г. – Военно-инженерный опытный полигон Инженерного комитета Красной Армии

1943 г. – Научно-испытательный инженерный институт Красной Армии

1944 г. – Научно-исследовательский инженерный институт Красной Армии

1951 г. – 6 апреля Указом Президиума Верховного Совета СССР институту присвоено имя Д.М. Карбышева, генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза

1960 г. – Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт им. Д.М. Карбышева

1965 г. – 15 Центральный научно-исследовательский и испытательный инженерный институт имени Д.М. Карбышева

1966 г. – 15 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий по разработке, созданию и освоению военной техники институт награжден орденом Трудового Красного Знамени

1990 г. – 15 Центральный научно-исследовательский испытательный ордена Трудового Красного Знамени институт Министерства обороны имени Д.М. Карбышева

2004 г. -Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева Министерства обороны РФ»

2007 г. – Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «15 ЦНИИИ Минобороны России»

2010 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федеральное государственного учреждения (ФГУ) «3 ЦНИИ Минобороны России»

2011 г. – Научно-исследовательский испытательный центр исследований и перспектив развития средств инженерного вооружения Федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «3 ЦНИИ Минобороны России» СНКБ-200 ОАО «ФНПЦ «Станкомаш»

1930 г. – Специальный механический завод №78

1935 г. – Челябинский Станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе

1942 г. – Создание на территории завода №78, эвакуированного бронекорпусного завода №200.

1956 г. – Создание специальное конструкторское бюро СКБ-200 на основании постановления Совета Министров СССР №553-782 от 4.12.56 г.

1960 г. – Открытое акционерное общество «Станкомаш»

1999 г. – Присвоение статуса Федерального научно-производственного центра ОАО «Станкомаш» распоряжением Кабинета Министров РФ №1545-р от 02.10.99 г.

1999 г. – Преобразование приказом Генерального директора СКБ-200 в Специальное научно-исследовательское конструкторское бюро – СНКБ-200

Приложение 2

Хронология принятия на вооружение инженерных минных тралов

№№ п/п Наименование средства Приказ о принятии на вооружение (снабжение)
1. Противоминный трал ПТ-3 1944 г.
2. Противоминный трал ПТ-54 Постановление Совета Министров СССР №3169-1323 от 14.07.1950 г.
3. Противоминный трап ПТ-54М 1958 г.
4. Противоминный трал ПТ-55 1959 г.
5. Колейный минный трал КМТ-4
6. Колейный минный трал КМТ-5 Приказ МО СССР №235 от 12.09.1962 г.
7. Колейный минный трал КМТ-4М Приказ НИВ МО СССР №72 от 22.12.1966 г.
8. Колейный минный трал КМТ-5М Приказ НИВ МО СССР №77 от 27.12.1966 г.
9. Колейный минный трал КМТ-6 Приказ МО СССР №170 от 23.09.1971 г.
10. Колейный минный трал КМТ-7
11. Колейный минный трал КМТ-8 Приказ МО СССР №34 от 16.02.1983 г.
12. Колейный минный трал КМТ-10 Приказ МО СССР №153 от 13.08.1983 г.
13. Электромагнитный трал ЭМТ Приказ МО СССР №230 от 28.09.1985 г.
14. Танковый минный трал ТМТ-К и ТМТ-С Приказ НИВ ВС РФ №6 от 10.01.2007 г.

Литература

1. Краткий обзор противоминных тралов отечественного и иностранного производства. – Научно-испытательный бронетанковый полигон ГБТУ ВС, 1946. – 235 с.

2. Ермалаев А.А., Алексеева А.Н. Инженерные войска. – М.: Воениздат. 1976. – 405с.

3. У истоков создания средств инженерного вооружения 1919-1994. -Нахабино, 15 ЦНИИИ, 1994. – 103 с.

4. История создания СИВ. Кн.З: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО России, 2009. – 101с.

5. Конструктивные формы тралов. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 104 с.

6. Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтое И. Г. Отечественные бронированные машины 1905- 1941 гг.- М.: ООО«Издательский центр», 2002. -344 с.

7. Противоминные трапы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1950. – 77 с.

8. Противоминные тралы для сплошного разминирования. Отчет о НИР. – Нахабино, 1952. – 100с.

9. Альбом фотоснимков образцов тралов ПТС-1 и ПТС-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1952. – 28 с.

10. Проделывание сплошных проходов в минных полях. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1957. – 76 с.

11. Новые средства траления мин. Отчет о НИР. – Нахабино: НИИИ СА, 1960. – 223 с.

12. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Харьков: КБ-6, 1959. – 54 с.

13. Отчет о заводских испытаниях опытных образцов колейного минного трала МТ. – Челябинск: СКБ- 200, 1959.-78 с.

14. Отчет о полигонно-войсковых испытаниях опытных минного трала МТ. – Нахабино: НИИ СА, 1960.-90 с.

15. Отчет по испытаниям экспериментальных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1967.-36 с.

16. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов, проводимых по теме «Урал». – Челябинск: СКБ-200, 1968.-92 с.

17. Отчет по результатам полигонно-войсковых испытаниям опытных образцов тралов «Урал-1» и «Урал-2». – Слуцк: НИИИ СА, 1970. – 150 с.

18. Отчет по проделанной работе над созданием трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1973. -22с.

19. Акт предварительных испытаний трала «Урал-2». – Челябинск: СКБ-200, 1980. – 30 с.

20. Акт контрольных испытаний трала «Урал-2». – Нахабино: НИИИ СА, 1982. – 100с.

21. Отчет по заводским испытаниям опытных образцов тралящего устройства для БМП-1 (изделие 239). – Челябинск: СКБ-200, 1973. – 144 с.

22. Отчет по результатам испытаниям БМП-1, оборудованной тралящим устройством «Кольцо», на действие взрыва противотанковой мины. – Нахабино: НИИИ СА, 1973.-47с.

23. Акт по полигонно-войсковым испытаниям БМП-1 с тралящим устройством «Кольцо». – Нахабино: НИИИ СА, 1975. – 140 с.

24. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1978. -114 с.

25. Акт по контрольным испытаниям тралящего устройства «Кольцо»для боевой машины пехоты БМП-1. – Нахабино: НИИИ СА, 1981. – 73 с.

26. Акт контрольных испытаний тралящего устройства «Кольцо» для боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. – Нахабино: НИИИ СА, 1983. -44 с.

27. История создания СИВ. Кн. 3: Средства преодоления минно-взрывных заграждений. – Нахабино: 15 ЦНИИИ МО, 2009.- 112 с.

28. Михайлов В.И. Долгий путь с тралом. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2005.

Из книги Принцы Кригсмарине. Тяжелые крейсера Третьего рейха автора Кофман Владимир Леонидович

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Появление в германском флоте тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» само по себе является интересной историей, показывающей, насколько причудливо могут изменяться морские доктрины, следуя иногда не вполне ясной на первый взгляд логике. Многие

Из книги Техника и вооружение 2000 01 автора

Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Противотанковые управляемые ракеты являются наиболее эффективным средством борьбы с танками, обладающим по сравнению с другими большой дальностью стрельбы, высокой вероятностью поражения

Из книги Техника и вооружение 2000 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Особенности развития отечественных противотанковых ракетных комплексов Окончание. Начало см. «ТиВ» №9/2000Для увеличения мобильности и повышения боеготовности ПТУР разработаны и приняты на вооружение самоходные ПТРК, позволяющие в короткий срок создавать необходимую

Из книги Техника и вооружение 2009 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Двигатели. Краткая история развития После окончания Великой Отечественной войны наиболее крупными предприятиями по производству танковых двигателей в нашей стране были Челябинский Кировский завод (с июня 1958 г. - Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина),

Из книги Техника и вооружение 2012 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А. В. Виноградов, д. т. н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России») Использованы фото из архивов авторов и М. Павлова.Продолжение. Начало см. в «ТиВ» №1 2012

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Продолжение. Начало см. в «ТиВ» № 1 -3/2012 г.Ножевые противоминные тралыПервые попытки создания

Из книги Техника и вооружение 2012 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИЩ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов. Танк Т-54 Оснащенный противоминным тралом для проделываний сплошных проходов (пятикатковый

Из книги Техника и вооружение 2012 05 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2012 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А. С. Макаренко(НИИЦ СИВ ФБУ «3 ЦНИИ Минобороны России»)Использованы фото из архивов авторов.Продолжение. Начало см. в «ТиВ»№ 1 -5/2012 г.Отдельного внимания заслуживает история создания минного

Из книги Техника и вооружение 2012 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания и развития отечественных минных тралов А.В. Виноградов, д.т.н.,А.С. Макаренко (НИИЦ СИВ ФБУ "3 ЦНИИ Минобороны России")Использованы фото из архивов авторов.Окончание. Начало см. в «ТиВ» №1 -6/2012 г.Применение минных тралов в локальных войнах и вооруженных

Из книги Средний танк Panzer IV автора Барятинский Михаил

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Pz.IV Ausf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей - ящик для снаряжения на корме башни и гусеничные траки на лобовой броне корпуса. «Мы замерли, увидев

Из книги Бомбардировщик – торпедоносец Фэйри "Барракуда" автора Кравченко В. Я.

Из книги Brewster Buffalo автора Иванов С. В.

История развития конструкции Немногие самолеты вызывали столько споров на свой счет, как F2A «Баффало». История этого самолета полна противоречий и парадоксов. Созданный в качестве палубного истребителя, самолет участвовал во Второй Мировой войне исключительно как

Из книги Хейнкель He 111. История создания и применения автора Иванов С. В.

История развития конструкции

Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский Михаил

История создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана

ММП (многоканальный переносной) предназначен для поиска предметов (объектов) из металла, пластмасс, установленных в грунт, снег или под водой. Элемент R506.

1. Н обнаруж – 50 см

безкорпусн – 15 см

ППМ – 7 см

3. Время непрерывной работы с одним комплектом источников тока не менее 15 часов.

4. 3 режима поиска (радиоволнов, индукц, совмещенн).

5. Вес прибора (носимая часть) – 4,7 кг, комплект 9,3 кг.

6. Рабочий интервал температур от -30°С до +59°С.

7. площадь поиска – 155 м2

8. Телескопическая штанга (длина) - 800 - 1700 мм;

СОСТАВ :

1. Блок обработки сигналов

2. Соединительный кабель

3. Сплошной квадратный поисковый элемент с предохранительной резинкой

4. телескопическая штанга

6. блок источников питания

7. сумка, ремень

8. головные телефоны

Принцип работы основан на регистрации диэлектрической проницаемости и проводимости между миной и средой. Имеет схему контроля работоспособности. Настройка производится по эталону настройки.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Достать миноискатель из укладочного чемодана

Установить в блок источников 2 батареи 10РЦ83, соблюдая полярность, закрепить выводы батарей зажимами

Закрыть крышку блока и поместить его в карман сумки блока обработки сигналов

Подключить кабель питания к блоку обработки сигналов

Соединить держатель поискового элемента со штангой

Установить необходим длину и закрепить каждое колено зажимами

Установить угол наклона штанги и закрепить гайкой, фиксирующ держатель

Извлечь щуп из укладочного чемодана и собрать его

Закрепить сумку с блоком обработки сигналов на поясе оператора

Надеть головные телефоны и подключить их к блоку обработки сигналов

5.Назначение, общее устройство, ТТХ, принцип работы минных тралов КМТ-7, КМТ- 8, КМТ – 10.

КМТ-7

Колейный минный трал КМТ-7 предназначен для разведки и преодоления проходов в минных полях с контактными минами и минами со штыревыми взрывателями и является индивидуальным прицепным средством защиты танков.

Обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью 95% в различных грунтовых условиях и в снегу, а также позволяет использовать электромагнитную приставку ЭМТ для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями.

Тралом оснащаются все современные типы танков и их модификации,

находящиеся в эксплуатации – танки: Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-72Б, Т-90, Т-90С.

СОСТАВ ТРАЛА

2 секции, в каждой по 4 катка, рама между катками, 2 ножевых секции (плуг), цепное устройство с корпусом танка(навесная рама), электрооборудование, пневмосистема, кассета пиросигналов, ЗИП (лебедка, ключи).

Технические особенности

Принцип работы трала основан на принудительном подрывании мины при наезжании катка на противогусеничную мину или наклоне антенны противоднищевой мины, зацепившейся за нее цепью, которая проложена между катковыми секциями.

Трал КМТ-7 может дополнительно оснащаться электромагнитными приставками ЭМТ, представлявшими собой мощные электромагниты. крепящиеся в передней части рам. Такая модификация трала позволяет подрывать и неконтактные противоднищевые мины, реагирующие на магнитное поле танка. Эта приставка подрывает магнитные мины на расстоянии не ближе 1 метра и не далее 4 метров от электромагнита приставки.

Колейный минный трал КМТ-8 предназначен для преодоления минно-взрывных заграждений и является индивидуальным навесным средством защиты танков. Трал обеспечивает траление противогусеничных и противоднищевых мин с надежностью в 93 %. В различных грунтовых условиях и снегу. Трал можно устанавливать на все современные типы танков: Т-55/62/64/72/80/90

Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Трал может использоваться на танках Т-72, Т-80, Т-90. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Для преодоления минных полей из противоднищевых неконтактных мин трал может оснащатся электромагнитными приставками ЭМТ, которые воздействуя на взрыватели своим мощным электромагнитным полем, также вызывают преждевременный взрыв таких мин.

При рабочем положении трала в грунт заглубляются три наклонных ножа, которые прорезают грунт. При встрече ножа с миной последняя начинает скользить вверх по ножу, выглубляется, попадает на плоскость отвала, скользит по ней в сторону и остается на поверхности земли за пределами габаритов танка. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевается специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивает скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт.

На рисунке слева: правая секция трала в рабочем положении. Устройство траления противоднищевык контактных мин в виде откидной штанги здесь не показано.

В принципе возможно движение другого танка по колее, а учетом того, что трал на стандартном минном поле может встретить всего от 1 до 3 мин, такая возможность достаточно высока. Однако ширина протраливаемой секцией трала полосы всего 60 см, а ширина гусеницы около 57 см. Попасть точно на колею и выдержать точно направление движения практически невозможно, поэтому не исключается подрыв танка попытавшегося преодолеть минное поле следом за танком с тралом.

Трал может находиться в траспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены; и в рабочем, когда секции опущены на землю и ножи заглублены в грунт. Опускание секций производится механиком -водителем без выхода из танка с помощью пневосистемы. Пневомоцилиндры опускания и поднимания секции внутри корпуса секции трала Далее при движении танка вперед ножи заглубляются в грунт. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала. Для перевода трала в транспортное положение танк должен остановиться и несколько сдать назад. После чего механик-водитель открывает кран подачи воздуха в пневмоцилиндры трала Штоки пневмоцилиндров через трособлочную систему поднимают обе секции трала в транспортное положение.

Монтаж и навешивание трала на танк производится экипажем танка с помощью ручной лебедки грузоподьемностью 600 кг, входящей в комплект трала. Время монтажа трала (установка кронштейнов на бонки, установка механизмов подъема, монтаж электроборудования) 90 мин. Время навески секций трала силами экипажа 15-20 мин (имеется в виду, что все монтажные работы выполнены заранее, а сейчас только требуется навесить сами секции), время снятия секций 5-10 мин.

Трал может находиться на танке длительное время, однако из-за перегрузки подшипников передних катков и возникающих ударных нагрузок на амортизаторы танка во время движения целесообразно иметь постоянно на танке пневомоборудование, кронштейны. Сами секции целесообразно перевозить автотранспортом инженерно-саперной роты и выдавать на танки только в предвидении преодоления минных полей.

Комплект трала состоит из двух ножевых секций, элементов пневмосистемы, лебедки, сцепного устройства (двух кронштейнов, устанавливаемых на бонки нижнего лобового листа танка), и ЗИПа.

Ширина протраливаемой полосы одной секцией 60см., расстояние между соседними ножами в секции 23.5 см.; ширина непротраливаемого промежутка между секциями 2м.16см.

Габариты трала, навешенного на танк: ширина 3.3м., длина (от носа танка до передней точки трала 120см.

Общий вес трала 1000 кг. Вес одной ножевой секции 520 кг.

Скорость траления 6-14 км. в час. Максимальный угол подъема 20 градусов, угол крена 20 градусов. Безопасный радиус поворота на минном поле 65 метров.

Трал состоит на вооружении автомобильного взвода (автомобильного отделения) инженерно-саперной роты танкового (мотострелкового) полка. Он заменил тралы КМТ-6. В ИСР танкового полка 27 тралов перевозимых на 9 машинах ЗИЛ-131 (по три трала на машине). В ИСР мотострелкового полка 9 тралов, перевозимых на 3 машинах ЗИЛ-131. Автомобили оборудованы стреловыми самопогрузчиками. Это позволяет доставлять в точку встречи с танками и разгружать тралы силами водителей. Также и обратный процесс.

Заметим, что данные об оснащении танковых и мотострелковых полков тралами относятся к Советской Армии восьмидесятых годов. В связи с переходом сегодняшней Российской Армии на систему батальон-бригада, эти данные вероятно устарели.

Краткие характеристики:
Тип трала колейный, ножевой
Ширина протраливаемого прохода (м) 2 Х 0,6
Скорость траления (км/ч) до 15
Транспортная скорость (км/ч) до 60
Гарантийный пробег (км):
Трала 1 000
Ножевой секции в рабочем положении 30
Общая масса (т) 1,2
Предельная плотность грунта при работе ножевой секции 23 удара*
Преодолеваемые препятствия:
Подъём (град) 20
Крен (град) 15
Ров (м) 2,5