Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Должностные обязанности. Организует работу железнодорожной станции, разъезда по приему и отправлению поездов, формированию и расформированию составов, уборке вагонов и подаче их на фронты погрузки-выгрузки, взвешиванию и дозировке грузов в вагонах. Обеспечивает ускорение оборота вагонов и сокращение их простоя под грузовыми операциями на подъездных путях, взаимодействие в работе со станцией примыкания, выполнение мероприятий по предупреждению аварийности и производственного травматизма на станции, разъезде. Обеспечивает безопасность движения поездов и маневровой работы, выполнение плановых заданий при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов, повышении производительности труда на основе выявления и использования резервов производства, совершенствование прогрессивных форм организации труда работников, соблюдение производственной и трудовой дисциплины. Участвует в проведении испытаний и внедрении новых устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, подвижного состава, средств автоматизации работы, в расследовании причин аварий и несчастных случаев. Разрабатывает техническую документацию (техническо-распорядительный акт), местные маневровые инструкции и другие документы, регламентирующие работу станции, разъезда. Разрабатывает мероприятия по подготовке к работе в зимних условиях и в период паводков, контролирует их проведение. Обеспечивает исправное состояние в границах станции, разъезда железнодорожных путей, стрелок, сигналов и других технических устройств, нормальное освещение территории, стрелочных постов, стрелок, переездов, пунктов погрузки и выгрузки. Контролирует обеспеченность работников необходимым инвентарем, сигнальными принадлежностями, материалами. Анализирует работу станции, разъезда по выполнению планов погрузки, выгрузки, по обеспечению безопасности движения поездов и производства маневровой работы. Организует техническую учебу и производственный инструктаж работников. Контролирует работу дежурных по станции, разъезду, локомотивно-составительских бригад, приемосдатчиков, сигналистов и дежурных стрелочных постов по приему и отправлению поездов и производству маневров и ведение поездной и технической документации. Обеспечивает ведение и своевременное представление документации и отчетности.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, касающиеся работы железнодорожного транспорта; техническо-распорядительный акт железнодорожной станции, разъезда; технологический процесс работы подъездного пути организации; принцип работы устройств СЦБ и связи и порядок пользования ими; методику технико-экономического и оперативного планирования; положения по оплате труда; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях специалистов не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях специалистов не менее 3 лет.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
начальника железнодорожной станции, разъезда
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Начальник железнодорожной станции, разъезда (далее - "Работник") относится к руководителям.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Работника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "________________" (далее - "Работодатель").
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно ______________.
1.5. Работник должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы, касающиеся работы железнодорожного транспорта;
- техническо-распорядительный акт железнодорожной станции, разъезда;
- технологический процесс работы подъездного пути организации;
- принцип работы устройств СЦБ и связи и порядок пользования ими;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- методику технико-экономического и оперативного планирования;
- положения по оплате труда;
- основы трудового законодательства;
- правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.
1.6. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на ________________ (должность).
1.7. В подчинении Работника находятся: ________________________________.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
Организует работу железнодорожной станции, разъезда по приему и отправлению поездов, формированию и расформированию составов, уборке вагонов и подаче их на фронты погрузки-выгрузки, взвешиванию и дозировке грузов в вагонах. Обеспечивает ускорение оборота вагонов и сокращение их простоя под грузовыми операциями на подъездных путях, взаимодействие в работе со станцией примыкания, выполнение мероприятий по предупреждению аварийности и производственного травматизма на станции, разъезде. Обеспечивает безопасность движения поездов и маневровой работы, выполнение плановых заданий при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов, повышении производительности труда на основе выявления и использования резервов производства, совершенствование прогрессивных форм организации труда работников, соблюдение производственной и трудовой дисциплины. Участвует в проведении испытаний и внедрении новых устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, подвижного состава, средств автоматизации работы, в расследовании причин аварий и несчастных случаев. Разрабатывает техническую документацию (техническо-распорядительный акт), местные маневровые инструкции и другие документы, регламентирующие работу станции, разъезда. Разрабатывает мероприятия по подготовке к работе в зимних условиях и в период паводков, контролирует их проведение. Обеспечивает исправное состояние в границах станции, разъезда железнодорожных путей, стрелок, сигналов и других технических устройств, нормальное освещение территории, стрелочных постов, стрелок, переездов, пунктов погрузки и выгрузки. Контролирует обеспеченность работников необходимым инвентарем, сигнальными принадлежностями, материалами. Анализирует работу станции, разъезда по выполнению планов погрузки, выгрузки, по обеспечению безопасности движения поездов и производства маневровой работы. Организует техническую учебу и производственный инструктаж работников. Контролирует работу дежурных по станции, разъезду, локомотивно-составительских бригад, приемосдатчиков, сигналистов и дежурных стрелочных постов по приему и отправлению поездов и производству маневров и ведение поездной и технической документации. Обеспечивает ведение и своевременное представление документации и отчетности.
3. ПРАВА РАБОТНИКА
Работник имеет право на:
- руководство подчиненными;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;
- взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Работник несет ответственность за:
4.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.
4.4. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
4.5. Несоблюдение трудовой дисциплины.
4.6. Работник несет полную индивидуальную материальную ответственность в соответствии с заключенным с ним договором о полной индивидуальной материальной ответственности.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
Типовой образец
______________________________
(наименование организации, УТВЕРЖДАЮ
предприятия и т.п., его (инициалы, фамилия)
организационно-правовая форма) _________________________
(директор или иное
должностное лицо,
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
" " _____________ 20__г.
м.п.
Должностная инструкция
начальника железнодорожной станции
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
" " ______________ 20__г. N_________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1.1. Начальник железнодорожной станции относится к категории
руководителей.
1.2. На должность начальника железнодорожной станции назначается
лицо, имеющее в зависимости от классности станции:
станции V класса - среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции IV класса - среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 2 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции III класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции II класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции I класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 4 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции внеклассной - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 5 лет.
1.3. Начальник железнодорожной станции назначается и освобождается
от должности ____________________________________________________________
и подчиняется непосредственно __________________________________________.
1.4. Начальник железнодорожной станции должен знать:
- Правила технической эксплуатации железных дорог;
- Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах;
- Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;
производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
- Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ;
- Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
- приказы, распоряжения и указания вышестоящих организаций;
- методические, нормативные и другие руководящие материалы по
организации грузовой и поездной работы и перевозке пассажиров;
- график движения поездов, план формирования поездов;
- правила перевозок грузов, технические условия погрузки и крепления
грузов;
- показатели и технические нормы эксплуатационной работы станции;
- принципы работы устройств СЦБ и связи и правила пользования ими;
- основы оперативного планирования перевозок;
- основы экономики и управления производством;
- порядок планирования производственно-хозяйственной деятельности и
заключения хозяйственных договоров, договорные обязательства с
обслуживаемыми предприятиями;
- действующие положения об оплате труда и формы материального
стимулирования;
- правила и нормы по охране труда, технике безопасности и
производственной санитарии;
- Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
- положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
- _________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия начальника железнодорожной станции
(командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.
2. Должностные обязанности
Начальник железнодорожной станции:
2.1. Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции в
соответствии с законодательством, приказами, указаниями, другими
нормативными актами Министерства путей сообщения, железной дороги,
отделения железной дороги и Уставом (положением) железнодорожной станции.
2.2. Организует работу железнодорожной станции и взаимодействие
структурных подразделений по выполнению пассажирской, грузовой и поездной
работы в соответствии с планом и заданиями отделения железной дороги,
обеспечивая безопасность перевозок, сохранность грузов и подвижного
состава, минимальные затраты и эффективное использование технических
средств.
2.3. Участвует в разработке и утверждении технологического процесса
и техническо-распорядительного акта работы станции и других документов по
производственно-хозяйственной деятельности станции.
2.4. Осуществляет оперативное планирование поездной и грузовой
работы станции на основе суточного и сменного задания отделения дороги.
2.6. Анализирует выполнение основных показателей работы станции,
докладывает руководству о результатах работы.
2.6. Расследует случаи нарушения нормальной работы станции, Правил
технической эксплуатации железных дорог, инструкций и приказов,
разрабатывает мероприятия по их предупреждению.
2.7. Контролирует выполнение грузоотправителями и грузополучателями
правил перевозок, технических условий погрузки и крепления грузов,
требований ГОСТ по сохранности вагонного парка.
2.8. Принимает меры по обеспечению сохранности и содержанию в
исправном состоянии станционных сооружений, устройств и оборудования,
развитию, реконструкции и техническому перевооружению станции;
обеспечивает внедрение новой техники, технологии и передового опыта.
2.9. Представляет интересы железнодорожной станции, распоряжается ее
имуществом в пределах предоставленных прав.
2.10. Заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках
расчетный и другие счета.
2.11. Обеспечивает развитие подсобно-вспомогательного производства,
расширение платных услуг населению.
2.12. Контролирует ведение в установленном порядке бухгалтерского,
статистического учета и отчетности, составление годового баланса и
отчета.
2.13. Утверждает структуру и штаты станции.
2.14. Издает приказы и распоряжения.
2.15. Поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на
нарушителей трудовой и производственной дисциплины.
2.16. Осуществляет подбор, расстановку, обучение и повышение
квалификации кадров, совершенствование организации труда и заработной
платы, системы материального стимулирования.
2.17. Организует заключение и выполнение коллективного договора.
2.18. Обеспечивает социальную защиту работников, соблюдение
законодательства об окружающей среде.
2.19. Принимает меры по укреплению трудовой и производственной
дисциплины.
2.20. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение
производственного травматизма, выполнение трудового законодательства,
правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной
санитарии, повышение культуры производства.
2.21. Поручает выполнение отдельных функций своим заместителям или
2.22. _____________________________________________________________.
3. Права
Начальник железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять интересы железнодорожной станции во
взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.
3.2. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
улучшению работы станции.
3.3. Издавать указы, распоряжения, подписывать и визировать
документы в пределах своей компетенции.
3.4. Поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или
руководителям структурных подразделений.
3.5. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.6. ______________________________________________________________.
4. Ответственность
Начальник железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.
Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)
Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
" " _____________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)
" " ________________ 20__г.
С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
Начальник станции руководит работой станции и несет полную ответственность за выполнение показателей работы станции и установленных заданий. Грузовыми и коммерческими операциями руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе (ДСЗМ или ДСМ). Непосредственно на местах общего пользования работой руководят начальники (заведующие) грузовых районов (дворов). При небольших объемах работы на местах необщего пользования эту работу выполняют старшие приемосдатчики . При значительных объемах работы на местах необщего пользования может вводиться должность заместителя начальника станции по подъездным путям .
На крупных (внеклассных) грузовых станциях имеется главный инженер (ДСГ) , в обязанности которого входят разработка, обновление и внедрение технологического процесса, разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности движения, охране труда и технике безопасности работников. Он отвечает за рациональное использование технических средств и устройств, проводит анализ работы станции. При отсутствии должности главного инженера его функции выполняет заместитель начальника станции.
Руководство оперативной работой станции возлагается на заместителя начальника станции по оперативной работе (ДСЗД) . Он осуществляет контроль за выполнением суточных и сменных планов, соблюдением технологического процесса, обеспечением безопасности движения. Непосредственное руководство оперативной работой осуществляют сменные работники: ДСЦ, сменный инженер по грузовой и коммерческой работе, дежурный по станции (ДСП) . Каждый из них выполняет обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
ДСЦ - диспетчер маневровый (в обиходе маневровый диспетчер), управляет всей работой по выполнению сменного плана грузовой станции. Заступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изучает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение вагонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в процессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от оперативной обстановки на станции.
На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы (ГИР) , необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузовой и поездной работой, качественного анализа работы за смену, где фиксируется занятие путей по грузовым пунктам, ход погрузки и выгрузки, время подачи и уборки вагонов, число вагонов, ожидающих погрузку или выгрузку.
Грузовой оператор - ведет оперативный учет сортировки грузов на сортировочной платформе, работы контейнерного пункта и автотранспорта по завозу и вывозу груза, номерной учет наличия и расположения местных вагонов.
Наблюдение за ходом погрузки-выгрузки вагонов осуществляет приемосдатчик , используя переносной терминал для связи с маневровым диспетчером, грузоотправителями , грузополучателями и товарной конторой.
В процессе диспетчерского руководства используется информация о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых операций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.
Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуют необходимыми средствами связи, информационными табло, установками промышленного телевидения, компьютерной техникой.
Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерческой работе обеспечивает выполнение сменного плана грузовой работы на местах общего пользования, осуществляет текущее планирование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки мелких отправок на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ведет оперативный учет грузовой работы.
Дежурный по станции (ДСП) - осуществляет непосредственное руководство приемом, расформированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов.
Начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) - осуществляет контроль за выполнением плана погрузки и выгрузки грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением установленных форм учета и отчетности.
Начальник грузового района, - обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования и подъездных путях, осуществляет контроль за своевременной подачей и расстановкой вагонов на грузовых фронтах, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Эффективность оперативного управления и взаимодействия всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств передачи информации, которые составляют органичную часть технологии работы станции.
Помимо уже упомянутых видов связи, на грузовых станциях используется система «Строп», которая обеспечивает взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кранов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропускного пункта и автомобильным диспетчером.
ДСЦ руководит единой сменой станции, состоящей из работников служб перевозок, грузовой и коммерческой работы, локомотивной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Организация единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение государственных заказов и договорных обязательств. В непосредственном подчинении ДСЦ находятся составители поездов, машинисты маневровых локомотивов, коммерческий агент.
В зависимости от местных условий и объема работы распределение обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выполняет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП.
В процессе управления грузовой работой большое значение имеет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выполняется на договорной основе. Предварительная грузовая информация грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соответствии с заключенными договорами.