Презентация на тему рассказ левша. собираются лишь на последней

Идеи

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.С.Лесков Сказ «Левша»

Н.С.Лесков Родился 4(16) февраля 1831 г. в селе Горохово Орловского уезда Орловской губернии в семье Семена Дмитриевича Лескова, заседателя Орловской уголовной палаты, дворянина по выслуге. Творческий путь Николая Семёновича был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловщине на небольшом хуторе. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, самые теплые, самые радостные. Взрослая жизнь началась для Лескова рано в 15 лет и была наполнена многочисленными странствиями, и общением с самыми разными людьми. В своих многочисленных путешествиях Н С Лесков увидел российскою жизнь неблагополучной и неустроенной. И нашел возможность обновить и улучшить ее. Писатель считал что надо поставить во главу угла человека его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное - это человек и его стремление к добру.

История создания Н С Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника тульского выходца пересепившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти, он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере» читал божественные книги и разводил канареек Люди к нему относились с почтением» Но вскоре автор сам «разоблачил» себя « я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа

Сюжет Баснословная история стальной блоки кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев, проверяется их чувство любви к своему отечеству.

ВИКТОРИНА Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете? «Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». «Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейше». «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Иллюстрации к сказу Н.С.Лескова «Левша»

Языковые особенности сказа Н.С.Лескова «Левша» двухсестная карета бюстры мерблюзьи мантоны непромокабль пистоля аглицкая сталь мелкоскоп пубель тугамент постыждение студинг публицейские ведомости твердиземное море долбица умножения стирабельная дощечка аболон полведерский буреметр клеветон

ВИКТОРИНА Почему Платов обращается за помощью именно к тулякам? Чем знаменита Тула? Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? Как представлен левша? Найдите детали описания внешности, отметьте особенности поведения. Как ведется работа по созданию диковинки? И. Глазунов. Иллюстрация к сказу Н.С.Лескова «Левша»

Современные Левши Подкованная блоха КУКРЫНИКСЫ "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе". 1974

Современные Левши Верблюды Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон, что не на много больше диаметра человеческого волоса. В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка работы на последней стадии завершения - это та плата которой приходится расплачиваться микроминиатюристам. Семь верблюдов расположены в игольном ушке. Высота верблюдов 80-100 мкм (0,08-0,1 мм). Материал - платина. Верблюды в игольном ушке относятся к классическим работам искусства микроминиатюры.

Современные Левши Гена и Чебурашка Крокодил Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка. Высота Чебурашки - 0,6 мм, Гены - 1,4 мм. Выполнить эту работу было черезвычайно трудно. Эти фигурки трехмерные, а обработать трехмерный маленький объект очень и очень сложно. Ведь плоский объект можно приклеить и затем обрабатывать, а трехмерный объект приклеить довольно сложно. Обратите внимание на пуговички и бабочку у Гены. У крокодила Гены есть даже зубы! Они сделаны из платины. Труднее всего было придать лицам героев выражение. Сложность создания проявляется и в том, что детали изготавливаются отдельно и собираются лишь на последней стадии.

Современные Левши Буратино На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды». К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратинно. Черепаха протягивает Буратино именно золотой ключик. Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Современные Левши Авианосцы На спинке колорадского жука размещены американские самолеты, на спинке божьей коровки - наши. В этой работе показана не столько техника, сколько преподносится идея. На колорадском жуке размещены американские самолеты, на божьей коровке - наши. Почему американские самолеты на колорадском жуке - потому, что жук этот родом из Америки и очень прожорлив. А почему наши самолеты на божьей коровке - потому, что она Божья.

Современные Левши Рисовое зернышко На срезе написан фрагмент из рассказа Лескова Н. С. «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки. Рисовое зернышко было разрезано и отполировано. Текст выгравирован. Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.


Николай Семёнович Лесков

ЛЕВША

Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Урок-обобщение материала (игра на звание лучшего знатока сказа о Левше).

    Назовите свою команду так, чтобы название было связано со сказом. Определите тему и идею произведения.(1балл-за название, 1-за тему, 1-за идею)

ТЕМА: искусство русских мастеров

ИДЕЯ: гордость за Россию, в которой вопреки всему живут искусные мастера и патриоты своей Родины

Составные части идеи (идейные мотивы):

    Искусство русского народа

    Искренний патриотизм простого человека

    Невежество и неграмотность, ограничивающие возможности человека

    Преступно равнодушное отношение властей к простому человеку и его мастерству

    Жанр этого произведения – сказ. Запишем определение сказа в тетрадь и найдём сказовые черты в тексте.(1балл за каждую черту)

Сказ - эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды. Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.

В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события. Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.

    Объясните, что обозначают эти слова(1 балл за объяснение слова):

Кунсткамера кислярка бюстры

буреметры морские мерблюзьи мантоны смолевые непромокабли

нимфозория керамида дансе

мелкоскоп преламут тугамент

    Перед вами портреты реальных людей, действующих в сказе. Догадайтесь, кто это(1балл), расскажите, какую роль играет он в повествовании(1балл)

Граф Нессельроде – (Кисельвроде) – велел левшу обмыть и в кафтан нарядить, словно чин есть

Князь Чернышёв – пригрозил Мартын-Сольскому, что отопрётся от того, что знал про секрет левши о чистке ружей

Граф Клейнмихель – за слова о душе человечкиной выгнал английского полушкипера вон

Александр Павлович – русский царь, ценивший европейцев вместо русских

Николай Павлович – русский царь, доверявший русским, по мнению рассказчика

Матвей Иванович Платов – участник войны 1812 года, ездивший с Александром за границу

    Перед вами три героя сказа:

Александр Павлович Николай Павлович Платов

Назовите по три черты, характеризующие их, и докажите текстом

(1 – назвать + 1 – доказать):

Равнодушие к русским талантам патриотизм патриотизм

Интерес к иностранному настойчивость прямота и честность

Мотовство, трата казны справедливость(?) грубость

Пьянство

    Кому принадлежат слова?

1. "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми"(Александр Павлович - АП)

2. "Государь на все это радуется"(АП)

3. "Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают"(Николай Павлович - НП)

4. "Мы, русские, со своим значением никуда не годимся"(АП)

5. "Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано"(НП)

6. "Государь и тут своей веры не потерял, а только сказал:"Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника"(НП)

7. "Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может"(АП)

8. "Зачем ты их очень скофузил, мне их теперь очень жалко"(АП)

9. "Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве"(АП)

10. "Государь был в своих людях очень уверенный"(НП)

11. "Пожалуйста, не порть мне политики"(АП)

12. "Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они,шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали"(НП)

    В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?

Общее:

У обоих имени нет

Оба бесправные мелкие существа

Обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия

Оба представляют национальное мастерство (английское и русское)

Каждый приобретает за границей свой секрет (подковки и тайна чистки ружей)

Оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)

Разное:

Левша –живой человек, блоха –вещь

Блоху сделали, левша сам мастер

Левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта

Они представляют разные культуры(европейской и русской)

Отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр за пять

Тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя везли)

    В современном мире тоже встречаются левши – искусные мастера, которые могут делать чудесные вещи. Давайте с ними познакомимся.

Юрий Деулин

Из Екатеринбурга с детства мечтал заняться микроминиатюрой, прочитав рассказ Лескова о Левше. Еще учась в школе, он выточил из кости балалайку, прикрепил к ней струны и поместил ее внутрь маковой крошки.

Художник и архитектор Анатолий Коненко из Омска тоже увлекся микроминиатюрой с детства. Первой его работой стала подкованная блоха. Коненко имеет в своем арсенале кузнечика, играющего на скрипке. Длина скрипки – 12 миллиметров. Детали все настоящие. Он создал на человеческом волосе железную дорогу, по которой движется поезд. Книга сделана из лепестков роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37-ти страницах-лепестках...

Московский умелец Николай Алдонин решил пойти дальше героя Лескова, подковавшего блоху. Он смастерил для блохи удобное транспортное средство. Двухмиллиметровый велосипед умещается на кончике иглы. Танк Т-34 по праву можно назвать чудом микротехники. Для его создания понадобилось около 250 деталей.

Удивительные изделия создает Владимир Анискин из Сибири, который занимается микроминиатюрой всего 10 лет, но уже вошел в десятку лучших микроминиатюристов России. Он трижды подковывал настоящих блох.

В обычной жизни он занимается научной работой.

Сегодня в его коллекции можно увидеть аэродром из 20 самолетов, которые расположены на срезе макового зернышка.

Мастеру удалось перенести фрагмент рассказа писателя Лескова о Левше на рисовое зернышко. Всего 2027 букв.

Итоги урока

    О чём повествует сказ Лескова?

    Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?

    Кто такой левша для русского человека?

    Что приобрели вы, прочитав сказ Лескова?

Левша - это символ русского народа

Домашнее задание : составить сочинение-рассуждение на тему « Левша - это символ русского народа».

http :// www ikt oblcit ru /68/ jiriakova project p

Слайд 1

Николай Семёнович

Лесков 1839- 1895 г.г.

Слайд 2

Орёл - родина Н.С.Лескова

Город Орел - город детства и юности

Н.С.Лескова, его малая родина, которую он

называл "микроскопом всей земли русской".

Орел, отмечал Н.С.Лесков,"вспоил на своих

мелких водах столько русских

литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой

русский город".

Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были

источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор

"расселил" именно на орловской земле.

Слайд 3

Слайд 4

Вот рабочий кабинет. В нем отражены вкусы, пристрастия и характер хозяина:

многочисленные старинные часы перекликаются каждые четверть часа, бесчисленные портреты,

картины, на столе множество разноцветных ламп, масса безделушек.

Слайд 5

За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова.

Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в

Третьяковской галерее в Москве. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная гроза,

В изображенье умного Серова.

С портрета В.А.Серова. 1894 г.

Слайд 6

Орел. Памятник Н.С.Лескову

В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.

В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена

на постаменте из полированного гранита.

Слайд 7

Фрагменты памятника.

Герои произведений Н.С.Лескова.

А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.

Слайд 8

Здание мужской гимназии

Рядом с памятником – здание бывшей мужской гимназии, в которой в свое время учился Н.С. Лесков.

Слайд 9

Слайд 10

С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».

Слайд 11

“Умный, темпераментный,

с колючими чёрными глазами,

с душою сложной и причудливой,

полной бунтующих страстей” -

таким виделся Лесков современникам.

Слайд 12

«Очарованный странник»,

«Тупейный художник»,

«Леди Макбет Мценского уезда,

«Соборяне» - эти книги Николая

Семеновича Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы.

В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека,

его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

Слайд 14

Слайд 16

ВИКТОРИНА

Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете? 1 гр. «Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». 2 гр. «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». 3 гр. «Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейше». 4 гр. «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Слайд 17

Языковые особенности сказа Н.С.Лескова «Левша»

бюстры мерблюзьи мантоны непромокабль пистоля двухсестная карета аглицкая сталь мелкоскоп пубель тугамент постыждение

студинг публицейские ведомости твердиземное море долбица умножения стирабельная дощечка аболон полведерский буреметр клеветон

Слайд 18

1 гр. Почему Платов обращается за помощью именно к тулякам? Чем знаменита Тула? 2 гр. Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? 3 гр. Как представлен левша? Найдите детали описания внешности, отметьте особен-ности поведения. 4 гр. Как ведется работа по созда-нию диковинки?

И. Глазунов. Иллюстрация к сказу Н.С.Лескова «Левша»

Слайд 19

Современные Левши Подкованная блоха

КУКРЫНИКСЫ "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе". 1974

Слайд 20

Современные Левши Верблюды

Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон, что не на много больше диаметра человеческого волоса. В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка работы на последней стадии завершения - это та плата которой приходится расплачиваться микроминиатюристам.

Семь верблюдов расположены в игольном ушке. Высота верблюдов 80-100 мкм (0,08-0,1 мм). Материал - платина. Верблюды в игольном ушке относятся к классическим работам искусства микроминиатюры.

Слайд 21

Современные Левши Гена и Чебурашка

Крокодил Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка. Высота Чебурашки - 0,6 мм, Гены - 1,4 мм. Выполнить эту работу было черезвычай-но трудно. Эти фигурки трехмерные, а обработать трехмерный маленький объект очень и очень сложно. Ведь плоский объект можно приклеить и затем обрабатывать, а трехмерный объект приклеить довольно сложно. Обратите внимание на пуговички и бабочку у Гены. У крокодила Гены есть даже зубы! Они сделаны из платины. Труднее всего было придать лицам героев выражение. Сложность создания проявляется и в том, что детали изготавливаются отдельно и собираются лишь на последней стадии.

Слайд 22

Современные Левши Буратино

На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды». К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратинно. Черепаха протягивает Буратино именно золотой ключик.

Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Слайд 23

Современные Левши Авианосцы

На спинке колорадского жука размещены американские самолеты, на спинке божьей коровки - наши. В этой работе показана не столько техника, сколько преподносится идея. На колорадском жуке размещены американские самолеты, на божьей коровке - наши. Почему американские самолеты на колора-дском жуке - потому, что жук этот родом из Америки и очень прожор-лив. А почему наши самолеты на божьей коровке - потому, что она Божья.

Слайд 24

Современные Левши Рисовое зернышко

На срезе написан фраг-мент из рассказа Лес-кова Н. С. «Сказ о туль-ском Левше и о сталь-ной блохе». На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки. Рисовое зернышко было разрезано и отполиро-вано. Текст выгравиро-ван.

Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.

Слайд 25

Слайд 26

Кроссворд По сказу «Левша»

1. Как звали писателя, который написал произведение «Левша»?

2. Город Мценск находился в Орловской … .

3. У собачки на сугробе сделана русская надпись: «Иван … во граде Туле».

4. В 1 –ой главе есть предложение: Платов ничего Государю не ответил, только свой горбоватый нос в лохматую … спустил.

5. Кем был Платов по отношению к родине?

6. Отчество Лескова?

Ответив на вопросы узнаешь писателя который написал произведение «Левша»

Слайд 27

Викторина По сказу «Левша»

1. Почему героя назвали Левшой?

2. Кто написал произведение «Левша»?

3. Чему удивился Александр I, когда они с Платовым приехали в Англию?

4. Кем был Матвей Иванович Платов? Как он относился к родине, к русскому народу?

5. Когда Александр I умер, кто занял его престол?

Слайд 28

учитель русского языка и литературы

Презентацию составили:

Политаева Татьяна Васильевна

библиотекарь Мухин Леонид

Сотник Людмила Валентиновна

ученица 6 в класса

Кроссворд по сказу «Левша» составила

Викторину по сказу «Левша» составил

Ждановских Элина ученик 6 в класса

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Д И Д А К Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л П О Л И Т Е Р А Т У Р Е В 6 К Л А С С Е История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

2 слайд

Описание слайда:

ознакомить с творческой историей создания сказа Н.С.Лескова «Левша», подготовить учащихся к пониманию его темы, идеи, основных образов, особенностей изобразительно-выразительных средств сказового языка ЦЕЛЬ:

3 слайд

Описание слайда:

Писателя привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть те, кто вырывается из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Герои Лескова – люди Русской земли, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь. В своих многочисленных путешествиях Н.С.Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. Он нашёл возможность обновить и улучшить её – писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. История создания сказа Н.С.Лескова «Левша»

4 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» И.С.Аксаков Н.С.Лесков В январе 1881 года Иван Аксаков, только что открывший в Москве газету «Русь», просит у Н.С.Лескова что-нибудь беллетрическое. Он понимает риск (у Лескова – опасная репутация). Но просит. Вот две реплики из их переписки. Аксаков – Лескову, 4 января 1881 г., из Москвы в Петербург: «...Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно, разгромить подлость и мерзость – это не имеет того растлевающего душу действия, как хихиканье... Надо бить дубьём, а не угощать щелчком... Поняли?» Лесков – Аксакову, 7 января 1881 г., из Петербурга в Москву: «Понял... Но я не совсем с Вами согласен насчёт «хихиканья»... Хихикал Гоголь... и то же совершал несчастный Чернышевский... Почему так гадка и вредна в Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой «хихиканье» не является бесшабашным, а бережет идеал?.. Вы говорите: «их надо дубьём»... А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся».

5 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков: серьёзным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это «хихиканье». К «Левше» оно имеет самое прямое отношение. Именно «Левшу» вынашивает в эту пору Лесков и именно к «Левше» психологически готовит Аксакова. А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянётся народом – народ, «вечная» тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново. В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи: «хаос»! Он пишет «Левшу»: «Это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза», – ещё раз предупреждает он Аксакова 12 мая.

6 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Через неделю Лесков везёт в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет. Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете. Впрочем, лучше сказать: легенду, басню, или уж вовсе по-лесковски: «баснословие». Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии. Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и свежей памяти; он охотно вспоминал старину… читал божественные книги… разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Впоследствии предисловие было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды.

7 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Впервые сказ напечатан в журнале «Русь» в 1881 году, в № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатан в 1882 году. Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу «предисловие». Однако вскоре автор сам «разоблачил» себя: «Я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное» Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания обманной иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.

8 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её в Петербург. Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Атаман Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже. В сюжете сказа смешаны выдуманные и реальные исторические события.

9 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Николай I поручил Платову среди местных умельцев найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан. Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым Левша, показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути, Платов заглянул в Тулу, где троица продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал Платов, работой, он отправился в Петербург. В столице выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху.

10 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» СЮЖЕТ Государь и весь двор были восхищены работой тульских мастеров. Государь распорядился отослать подкованную блоху в Англию, чтобы показать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с подшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург Левша, не получив вовремя медицинскую помощь, скончался в простонародной больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

11 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: «Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, приходится признаться, я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное».

12 слайд

Описание слайда:

История создания сказа Н.С.Лескова «Левша» Художественные особенности Повесть «Левша» – это пример русского сказа. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др. Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально- патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».