Назначение, цели ТЗ
Итак, техническое задание, сокращенно ТЗ, уже довольно давно служит для формального описания того, что мы собственно хотим видеть в конечном продукте. Не является исключением и ТЗ для разработки web-ресурса. По своей сути - это база для разработки сайта. В нем указываются все положения, прямо или косвенно касающиеся сайта.
ТЗ, как правило, прилагается к основному договору на работы по созданию web-ресурса, т. к. включает полный перечень всех работ для обязательного выполнения дабы исключить возможные споры между клиентом и исполнителем, которые как известно все-равно время от времени возникают.
Есть мнение некоторых “побитых” опытом людей, что ТЗ надо писать так, как будто с ним вы будете присутствовать на суде и использовать его в качестве защиты. Может это и крайность, но тем не менее - повод лишний раз задуматься о важности хорошо написанного и детализированного ТЗ .
По своему объему ТЗ может быть достаточно большим документом. Web-компании часто предлагают помощь по составлению ТЗ отдельной услугой, как правило 10-20% от стоимости всей разработки сайта.
Составление ТЗ как правило выполняют руководитель проекта или непосредственно программист при участии заказчика, который предоставляет основную информацию.
Чем детализированнее ТЗ
(в разумных пределах конечно) тем лучше для обеих сторон, как для клиента, так и для исполнителя работы. В выигрыше так сказать оба:
– клиент будет уверен, что все задуманное им в проекте четко прописано и должно быть реализовано в соответствии с ТЗ.
– исполнитель – застрахован от множества мелких или крупных корректировок и доработок, опять же опираясь на то самое ТЗ.
Существует мнение, что без ТЗ можно обойтись. Например, один из доводов - задача слишком творческая, что бы уложить ее в рамки ТЗ. Такое мнение, скорее всего, скрывает нехватку опыта и профессионализма в данной области. Считаю такое мнение ошибочным, так как почти все в сайтостроении можно формализовать и представить в ТЗ и составить его – это скорее дело опыта.
Справка
Прототип - это графическая схема размещения элементов интерфейса. Грубо говоря, нарисованная в специальной программе страница со всеми элементами.
Существует много софта для прорисовки прототипов, включая как декстопные приложения, так и онлайн-сервисы, а также расширения для браузеров с более скромными возможностями. Софт как с бесплатной лицензией так и с платной.
Из популярных можно выделить:
– среди бесплатных: iPlotz, MockFlow, Mockup Builder, Cacoo;
– среди платных: Creately, ProtoShare, Adobe Fireworks,Axure . Возможностей в общем много - выбирай, осваивай, рисуй…
Общая структура ТЗ. От абстракции к конкретике…
Одна из возможных структур сайта, подчеркну возможных, может выглядеть примерно так:
1. Общая информация о сайте
Здесь достаточно несколько предложений для того что бы ввести в курс дела, что за сайт или модуль будет разрабатываться и его цель в общем. Пишется вольным стилем.
2. Функциональное назначение сайта
Тут краткий перечень того, какими техническими средствами или инструментами должен обладать сайт, исходя из общей цели. Поясню на примере. Для сайта-визитки это может быть банально, форма обратной связи, перечень основных страниц, например с «о компании», «контакты» и прочие.
3. Понятия и термины
Этот раздел должен гарантировать понимание обоими сторонами специфических для данной предметной области понятий, которые важны для понимания и разработки сайта. Могут вводиться обеими сторонами.
4. Описание модулей сайта.
Этот раздел включает список модулей, которые используются на сайте. Это вполне например может быть упоминаемая выше форма обратной связи (ФОС). Но, что очень важно - нельзя просто писать «Должна присутствовать ФОС». Каждая сущность требует определения своих атрибутов! В данном случае атрибуты могут быть такими:
И все это должно быть четко прописано, что бы потом не возникло вопросов:«…а где перечень выбора категории вопроса? » или что-то в этом роде.
5. Функциональные характеристики
Сюда можно отнести, например, список браузеров, где сайт должен корректно отображаться и работать. Например, некоторые заказчики могут требовать, что бы их сайт работал корректно и в небезызвестном Internet Explorer 6, что бы не терять хоть и небольшую, но долю возможных посетителей.
Если планируется делать высоконагруженный сайт – это тоже нужно указывать. Высоконагруженный сайт требует другого подхода при разработке и по настройке сервера.
Также в функциональные характеристики входит наличие или отсутствие мобильной версии сайта, но это, как правило, либо уходит в отдельный раздел данного ТЗ либо вообще отдельно пишется.
6. Описание страниц сайта.
Это довольно обширный пункт, где прорисовуются все страницы сайта и пишутся комментарии к их работе.
Также может приводиться общая структура страниц сайта. Так называемые «высокоуровневые» прототипы. Например, для простого сайта-каталога это может быть:
Для каждой конкретной страницы могут рисоваться прототипы с подробными комментариями по каждому из элементов интерфейса с их поведением.
Страницы, используемые для админ-панели обычно уазываются отдельно от спубличных страниц. Эти два раздела в свою очередь могут группироваться в свои отдельные подразделы. Здесь стоит следить, чтобы прототипы не конфликтовали с их описанием, и не возникало никаких противоречий. Примером прототипа определенной страницы сайта может быть:
Остальные страницы
Последние два раздела ТЗ мы не будет рассматривать детально, скажу вкратце, что одно из требований к надежности может включать настройку резервного копирования БД.
Требования к хостингу может включать доступную физическую память для сайта, пропускную способность канала, поддержку используемой базы данных и ряд других требований, предъявляемых для корректной работы сайта.
В конец ТЗ в обязательном порядке нужно внести информацию о том, что все работы, не описанные в настоящем ТЗ, выполняется по усмотрению программиста по очевидным причинам. Это наша «маленькая гарантия» от возможных доработок и переделок, выходящих за рамки ТЗ.
Выводы:
Надо сказать, что такая структура разделов ТЗ не претендует на всю полноту (по крайней мере для больших стратегических проектов), но основные моменты все же охватывает.
Надо подчеркнуть, что всё вышеизложенное является только рекомендациями, основанными на опыте людей, работающих в сфере сайтостроения и никак не является жестким требованием, предъявляемым к написанию ТЗ.
Copyright 2019. All rights reserved.
Евгений Кучерявый
Бывает, что сайт уже готов , но нужно добавить на него какую-нибудь программу:
Или вы хотите создать какой-то уникальный сервис для пользователей.
В таких случая не всегда получается воспользоваться готовыми решениями и приходится нанимать программиста.
Чтобы оставить объявление о поиске программиста-фрилансера, нужно сузить круг поиска. Для этого пишется объявление такого вида:
Требуется программист, чтобы добавить функцию X на готовый сайт на WordPress.
Из объявления фрилансер понимает, что от него требуется и сможет ли он это сделать. Но из него не ясно, какие плагины или наработки уже используются, поэтому нельзя сразу выявить уязвимости.
Когда вы определитесь с выбором исполнителя и обговорите все важные моменты, можно отправлять ТЗ. В нем должно быть:
Первые три пункта стандартны для любого договора подряда, а вот последние три можно разобрать подробно.
Чтобы при принятии готовой программы не было разногласий, лучше подробно описать, что вы хотите получить.
Допустим, вам нужен сервис проверки орфографии. Опишите все ваши представления:
Такая скрупулезность может показаться муторной или даже излишней, но она обезопасит и вас и программиста.
Вы должны предоставить техническую информацию, которая необходима для выполнения этой конкретной программы, но не более. Это легко, если ваш сайт создан на каком-нибудь распространенном движке – вы просто указываете название движка и плагины, с которыми должна взаимодействовать новая программа.
С самописными сайтами или движками сложнее. Тут вы можете либо не давать вообще никакой информации, кроме языка, чтобы программист составил только саму программу. А вы потом самостоятельно добавите ее на сайт, если разбираетесь в вопросе, но это чревато тем, что результат будет криво работать.
Идентификация сетевых ресурсов является важным подготовительным этапом перед осуществлением взлома. Если хакер знает, что ваш корпоративный портал работает под управлением IIS 7 под управлением Windows Server 2008, то ему необходимо найти уязвимости, которым подвержены данные программные продукты. Для этого проще всего поискать в базах уязвимостей. В случае если найти ничего не удалось, то особо продвинутый взломщик может попытаться самостоятельно найти «лазейку», собрав у себя точную копию взламываемой системы и попытавшись самостоятельно проанализировать код. «Информационная безопасность: защита и нападение», Бирюков А. А.
Если хотите, чтобы новый сервис сразу был добавлен на сайт, можете указать данные об используемых файлах, базе данных, языке, библиотеках и названиях функций. Вот пример:
Программа должна отображаться на странице page.php, а исполнительный файл в файле core.php. Взаимодействие между файлами с помощью ajax. Все обработанные данные нужно записывать в таблицу data_table (My_SQL) со столбцами id, name и url.
Нельзя создавать функции и переменные с названиями: generate, crop и analyze. Иначе возможен конфликт.
Разные люди по-разному пишут. Хороший пример – наш блог. В нем несколько авторов, у каждого из которых свой стиль. То же самое и с программистами.
Я спросил Ольгу Безматерных , руководителя отдела продаж «Текстерры», что она думает по поводу работы с чужим кодом. Она ответила, что он замедляет выполнение задач, а один раз в ее практике был случай, когда работать с кодом было невозможно – пришлось вернуть деньги.
Поэтому если над проектом работает несколько человек, нужно составить стандарты оформления кода – что-то вроде редполитики для программистов.
Допустим, нужен код, который будет проверять, равна ли переменная $a единице, и выводить об этом сообщение. Кроме того, что этот код можно по-разному оформить, его можно по-разному реализовать.
Переменные можно называть по-разному: $aB, $ab, $a_b, $A и так далее. Если это незначительно, добавлять комментарии критически важно. Без них в коде тяжело ориентироваться, даже если его писали вы, но отложили на неделю.
Поэтому, чтобы потом эту программу легко мог исправить любой другой программист, нужно чтобы у нее был какой-то стандартизированный вид. Доверить составление стандартов можно первому программисту, с которым вы работали.
Перед подключением программы лучше проверить код на наличие лазеек – предумышленных или нет. Если их нет, можно подключать. Дальше идет тестирование и открытие доступа для всех пользователей.
Составление технического задания для программистов должно быть предельно точным. Это не тот случай, когда можно надеяться на взаимопонимание. Также лучше продумать все с самого начала, потому что постоянные изменения вектора не только не ускоряют путь к цели, но и делают его дороже.
kak-sostavit-tz-dlya-programmistaЗдравствуйте.
Мы уже знаем , а сегодня поговорим о Техническом заданий (ТЗ).
Когда Я был студентом, то нам говорили что нельзя начинать программировать, не познакомившись с «Техническим заданием
», любой проект начинается с предпроектного обследования и написания технического задания. Так-то оно так, но в реальности чаще работал или без технического задания или сильно далекого от того что изучал.
Но всегда перед началом работы с клиентом согласовываю следующие позиции:
Цель, методология, функционал (основные алгоритмы), стоимость.
Объем в пределах разумного от одной страницы и …
Кто должен писать техническое задание?
Руководителя проекта, программист или заказчик.
В своей работе Я редко общаюсь с руководителями проектов в основном с заказчиками, но заказчик не пишет мне ТЗ, он излагает свой пожелания, требования, «хотелки». Я пытаюсь понять, что точно хочет заказчик, ставлю сам себе задачу, согласовываю с заказчиком и вперед за решение. С постоянной обратной связью и контролям сделанной работы, наверное, иначе работать просто не может.
«Да мы всегда так делаем»
Кому интересно знакомьтесь с рекомендациями в ГОСТах:
ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия;
ГОСТ 19.201-78 Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению;
ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
То, что техническое задание должно быть это однозначно, но каким оно должно быть и сколько на него тратить времени это зависит от вида работ, заказчика и т.п.
Я всегда сам, конечно если его мне не предоставляют другие, составляю ТЗ пусть и очень отдаленно от ГОСТов, но так конфликтов меньше, мне легче контролировать разработку и некоторые серьезные клиенты не удивляются.
Необходимо ли 1С Программисту составлять ТЗ, каким оно должно быть и многое другое Я оставляю на обсуждение в комментариях, а продолжение следует.
Пожалуйста, оставляйте свой комментарий.
Я могу припомнить на удивление мало материалов, посвященных проектированию сайтов и программ на русском языке, написанных русскоязычными авторами. Этому способствует и преимущественно экспортно-ориентированная разработка (оффшор) и отсутствие массового опыта создания информационных продуктов внашей стране.
Надеюсь, что эта статья пригодится тем разработчикам и IT-менеджерам, кто ощутил перед собой проблему составления качественных документов на разработку сайта. Документов, которые кроме испорченной бумаги были бы хоть чем-то полезны.
Зачем составлять техническое задание (ТЗ) на сайт?
Какую бы методику разработки вы не использовали, и какого бы размера ни был ваш сайт, вы в любом случае столкнетесь с вопросом: “А когда мы будем заканчивать работу, то как мы поймем, что мы ее действительно закончили?” В разработке как ПО, так и любого сайта частая проблема - никто не видит конечной точки. С одной стороны можно сказать, что конечным видением проекта должен обладать проектный менеджер. Но если конечный продукт совпадет с образом менеджера, но не совпадет с ожиданиями клиента? А если за время проекта меняется 3 менеджера?
Следствие закона Паркинсона “девяносто-девяносто”:
Первые 90% кода отнимают 90% времени разработки. Оставшиеся 10% кода отнимают вторые 90% времени разработки.
Из книги А.Купера “Психбольница вруках пациентов” .
ТЗ это не просто список требований, это документ. Если договор регулирует процесс организационных и финансовых взаимоотношений, то ТЗ регулирует процесс разработки и конечный результат.
В этом случае не имеет никакого значения большой разрабатывается сайт или малый. Проблема рассогласования ожиданий может возникнуть внезависимости от объема затраченных средств, вот только последствия могут быть разными.
О чем эта статья.
Эта статья о том, что может пригодиться в процессе написания ТЗ на сайт, а также что будет уж точно сделать желательно. Но эта статья не о том, как надо писать проектную документацию. В конечном итоге главная задача проектировщика не написать классный документ, а спроектировать сайт. Хороший документ лишь отражение подхода и уважения ко всем участникам разработки.
Добавлю ограничения.
Всегда когда я говорю о написании ТЗ, то имею ввиду, конечно же, каскадную методику разработки. В случае других вариантов (например, экстремальное программирование) составляются другие документы и часто по другим принципам. Это - раз.
Стоит разделять ТЗ для малых и больших сайтов. Это - два. Различия маленьких и больших проектов заключаются не в объеме документа на выходе, а в процессе их разработки. Если у вас всего 4 человека в проектной группе, все давно знают друг друга, то можно предполагать отсутствие формализма. Если же разработкой занимаются несколько “отделов”, а проектная команда состоит из более 10-ка (до бесконечности) сотрудников, то управлять этой ордой может только процесс. Процесс рождает формализацию, а формализм накладывает свой отпечаток на формат документации.
По сути, толщина документов зависит от сложности процесса в больше степени, нежели от размеров проекта.
Мы будем следовать самому сложному пути.
ТЗ изначально создается для нескольких участников разработки:
Оглядываясь на приведенные группы участников можно предположить, что ТЗ в первую очередь должно отвечать на их вопросы. В идеале вся предпроектная документация в каскадном методе создается так, чтобы снять вопросы в процессе разработки.
Итак, на какие вопросы отвечает ТЗ.
Сайт создается для Заказчика и для его клиентов. Это основанные пользователи будущего проекта.
Наилучшим вариантом будет, если в Техническом задании вы опишите всех пользователей сайта, как внутренних, так и внешних. Это описание может включать в себя маркетинговые, демографические, социальные данные, цели и задачи потенциальных пользователей, их требования к будущему сайту.
Собственно если не ответить на этот вопрос, то написание ТЗ можно признать бумагомарательством. Это основной и значимый вопрос. Ему может быть посвящена отдельная статья, поэтому останавливаться на нем подробном пока не будем.
Как я уже писал выше, ТЗ (а может и отдельный документ) иногда описывает процесс разработки проекта. Это совершенно необходимо, если принять во внимание, что сайт может разрабатываться по отличной от принятой в компании методики разработки, которая как правило не описывается ни одним документом. Можно сколько угодно долго мучить себя мечтами о стандартизации по ISO , но что показать дотошному заказчику?
По ГОСТу предусмотрен отдельный раздел “Этапы разработки системы”. В таком разделе можно не слишком подробно описать процесс и установить майлстоуны.
ТЗ начинает разработку и ставит в ней точку.
В идеале вы должны пройтись по всем пунктам ТЗ вместе с заказчиком, свериться с полученной системой и спустя неделю сказать: “Уф-ф. Вроде все сделали”.
“ТЗ является средством верификации выполненных работ.” - такая фраза записана во введении многих моих ТЗ.
Это вопрос, на который по-хорошему должен получить ответ заказчик. Это уже консалтинг, но в части случаев его необходимо провести в процессе проектирования. Необходимо спланировать количество рабочих мест, требуемое программное и аппаратное обеспечение и т.п.
У меня ушел целый час на принятие решения: описывать состав ТЗ в виде конкретной четкой структуры или просто рассказать о том, что должно там быть. Вспомнив все свои ТЗ, я пришел к выводу, что структура этого документа так часто менялась в зависимости от целого ряда факторов, что четкое указание структуры будет напоминать плохой совет по выбору костюма. Представьте, что вам советуют что-то надеть на вечер, даже не осведомившись, куда вы направляетесь.
Первая часть ТЗ содержит введение и общую информацию о документе и проекте в целом. Введение надо написать один раз и на всю жизнь. Как правило, там пишутся настолько абстрактные фразы, что в каждом новом проекте надо лишь подправить пару слов.
Общая информация включает в себя:
Вводная общая часть документа содержит информацию о том, с чего мы начинали при проектировании. Конечно, в процессе анкетирования специалистов заказчика информации накапливается на порядок больше, но читать ее никому не интересно.
Эта информация собирается в рамки проекта.
Если подальше отойти от своего дома и, обернувшись, взглянуть на него, то издали вы не сможете различить детали строения. Вы можете подсчитать окна, но не разберете из какого они материала, вы можете любоваться архитектурой (”любоваться”, конечно, можно не каждым домом), но сможете только догадываться о принципах его строительства, вам не будут видны внутренности квартир или нацарапанное слово на входной двери.
Рамки проекта примерно то же самое. Прочитав эту главу каждый должен представлять, что будет получено в процессе разработки, но абсолютно не вдаваясь в детали. Вы пишите, что на сайте будет работать “регистрация пользователей”, но не пишите, как конкретно она будет устроена, или какие поля должен будет заполнить пользователь.
Рамочный уровень проектирования в любом случае проходит любой проект, поэтому записать его будет не лишним. Кроме того, большие шефы как со стороны разработчиков, так и стороны заказчика очень не любят долго читать, но любят быть в курсе всего что происходит. Этот раздел надо написать в том числе и для них.
Рамки проекта пишутся в виде сценариев работы пользователей с сайтом и описывают общую функциональность и интеракции с интерфейсом.
Раздел посвященный информационной архитектуре (ИА) сайтов не стандартизируется ни одним известным стандартом (автору такие пока не знакомы). Но любой, кто разрабатывал сайты, понимает, что ИА это чуть ли не главное, что нужно знать для разработки сайта. ИА определят как будет выглядеть и работать сайт с пользователями.
Для описания ИА потребуется описывать сверху вниз:
Карта сайта выполняется графическим способом в одной из известных нотаций: Visio или Garrett . Я советую именно рисовать карту сайта, потому как в этом случае полученная структура получается наиболее наглядной и удобной в дальнейшем использовании. С одной стороны может показаться, что в виде списка написать карту сайта будет куда проще, но когда вы сами задумаетесь над связями различных областей сайта между собой, вы волей неволей начнете чиркать квадратики на бумаге.
О том, как можно рисовать структуру сайта с помощью нотаций, используя Visio, написаны целые статьи, поэтому останавливаться на этом не будем. Статьи написаны, правда, на английском, но вы легко сможете воспользоваться ими.
Не забывайте присваивать номер каждой отдельной странице карты сайта. Это потребуется на этапе описания контента.
Полезные советы при рисовании карты сайта:
Карту сайта я обычно помещаю в раздел “Приложения”. Как правило, она на столько большая, что поместить ее посреди ТЗ становится не реально.
На уровне карты сайта каждая страница представляет для нас только "квадратик" на листе бумаги. Для дизайнера, верстальщика и программиста этого недостаточно, чтобы разработать сайт. Надо еще знать наличие и расположение блоков информации и функций на страницах сайта. Поэтому мы переходим к шаблонам сайта. В идеале каждый квадратик должен быть детализирован до схемы каждой отдельной страницы. Это прототипирование сайта. Использование прототипирования зависит от принятой схемы работы в компании-разработчике, но стоит признать, что это становится для заказчика крайне недешево.
Для упрощения выделяют ряд шаблонов интерфейса сайта, которые описываются вслед за картой сайта.
Описание шаблонов состоит из 3х частей:
Оговорка : шаблоны интерфейса сайта не надо путать с шаблонами в программной системе, на которой будет работать сайт. Шаблоны интерфейса описывают количество типовых страниц, достаточное для дизайна сайта.
Самая долгая и нудная часть работы. Описание контента должно включать в себя перечень всех страниц сайта с точным указанием размещаемого на каждой странице текста, картинок и т.п. Также там указывается какой шаблон используется для данной страницы (см. выше). Я рекомендую использовать для этого таблицу.
Далеко не всегда на момент написания ТЗ можно с уверенностью знать какой будет контент на сайте: точное количество информационных страниц, размещение графической информации, поэтому не думайте, что в данном разделе приводится самое точное описание. Часто это не так. Но если вы опишите требуемый контент на данном этапе, то далее проект-менеджер на его основе сможет составить план поставки контента и оценить объем внесения этой информации на сайт. У клиента же всегда перед глазами будет перечень того, что ему потребуется подготовить и отредактировать.
Хорошее описание контента залог спланированной работы на этапе запуска сайта и внесения информации.
Описание функционала сайта в техническом задании один из ключевых разделов. В особенности это касается сайтов с большим процентом программных работ: электронная коммерция, онлайн-сервисы и т.п.
Хороший пример описания функционала дает ГОСТ. Рекомендую держаться стандарта при описании функционала разрабатываемого в рамках сайта программ. Должны быть описаны: общая система, общие функциональности подсистем и модулей, взаимосвязь подсистем и модулей между собой и, наконец, перечисление всех функций модулей с более или менее подробным описанием их работы. Для каждого модуля должны быть расписаны объекты, которые создаются или используются в работе программы.
Можно также описывать структуру базы данных, предварительные алгоритмы работы, но само по себе техническое задание этого не требует. По ГОСТу подобные подробности должны описывать в дальнейших документах: эскизный и технический проекты.
Иногда при разработке крупных сайтов приходится долго посидеть, чтобы описать весь функционал внешней и внутренней части сайта. Некоторые разработчики против такой детализации. Они считают, что функционал надо описывать поверхностно, чтобы “клиенту было понятно”. Полная ерунда! По опыту могу сказать, что лишней детализации не бывает. В случае проблем в проекте менеджеры проекта с обоих сторон становятся редкостными буквоедами! Они вычитывают ТЗ вдоль и поперек стараясь доказать свою правоту. Поэтому если функционал в ТЗ прописан общими словами клиент все равно заставит сделать то, что ему надо.
Отдельный раздел должен быть посвящен требованиям к проекту или проекта к окружению. Требования, которые могут быть описаны в техническом задании на сайт:
Может быть также ряд специфических требований.
Все требования необходимо четко формулировать и стараться не забыть ничего из аспектов разработки вашего проекта.
Конечно, в небольших проектах нет необходимости прописывать все приведенные выше требования. Так, например, часто персонала в веб-сайте вообще нет, поэтому такие разделы пропускают.
В процессе ведения проектов вы можете заметить, что возникают ситуации, выходящие за рамки технического задания. Возможно, вы что-то упустили, или возникла нештатная ситуация, которую вы ранее не могли предусмотреть. Все это поможет вам в дальнейшем развивать документ, привнося в него новую информацию, которая поможет использовать его в коммуникациях с заказчиком и разрешать проблемы.
ТЗ составлено, подписано и поступило в работу. Что дальше? Заканчивается ли работа с ним на этом этапе? Нет.
Проект далеко не всегда идет по заранее запланированному пути. Мы стараемся что-то улучшить, изменить, часто меняются требования заказчика. Техническое задание это документ, а не скрижали. С изменением требований к проекту должно меняться и техническое задание. Обычно это делается дополнительными документами со списком изменений. Естественно, они составляются только в том случае если это действительно необходимо, на практике встречается редко.
Также вы должны быть готовы, что в процессе глубокого изучения ТЗ всеми участниками разработки в процессе работы над проектом будут найдены ошибки. Количество ошибок в большом документе прямо пропорционально его объему и обратно пропорционально времени, затраченному на его написание. Т.к. времени постоянно не хватает, следует ожидать, что ошибки в ТЗ будут возникать.
Эту статью я написал больше года назад. Прошло довольно много времени, а я за это время не написал ни одного большого ТЗ. Но, перечитав представленную информацию, согласился со всем, что здесь написано. Итак хорошее ТЗ на сайт должно содержать в себе:
Надеюсь, что информация будет полезна широкому кругу читателей.
Все слышали про pre poduction , но мало кто знает как именно это происходит. И если про стадию разработки написано много, а про стадию издания - еще больше, то про стадию планирования известно очень мало. В лучшем случае вам посчастливится ознакомится с результатами планирования . А вот как были достигнуты эти результаты? - загадка во тьме .
Этот документ является результатом «разбора полетов» после написания игры Звездная арена для социальных сетей. В этом документе я попытался упорядочить список проблем и решений к которым я и Александр пришли в процессе совместной работы над игрою. Кроме того этот документ является частью большой работы по выстраиванию рабочего процесса создания компьютерных игр.
Я намеренно оставил за кадром другие документы: концепцию, экономическое обоснование и ТЗ для других исполнителей. Это позволило сфокусироваться на одной теме и осветить ее и только ее достаточно подробно.