Профессия экскурсовод описание. Профессиональная деятельность экскурсоводов (на примере ООО "Енисей-тур")

Открыть бизнес

В «Толковом словаре русского языка» (1940 г., под редакцией профессора Д. Н. Ушакова) впервые было дано следующее толкование термина экскурсовод: «Руководитель экскурсии. В музеях сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения». Сейчас данное в словаре толкование значительно расширилось.

В довоенный период работа в качестве экскурсовода в большинстве случаев не была профессиональной, а представляла собой вид любительских занятий для группы энтузиастов-педагогов. В лучшем случае она велась специалистами различных отраслей знания по совместительству без отрыва от основной деятельности. Лишь в крупных музеях были штатные экскурсоводы, однако число их было незначительно. Тем не менее, уже в то время работа экскурсоводов начинала приобретать свои профессиональные черты.

За последние двадцать лет, особенно в период с 1969 г., положение в стране значительно изменилось. В связи с развитием экскурсионного дела и с превращением экскурсий из формы отдыха в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы роль экскурсовода неизмеримо возросла.

В настоящее время экскурсовод является центральной фигурой экскурсионного дела. Только в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям ведут экскурсионную пропаганду свыше 40 тысяч экскурсоводов. В Должностной инструкции экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения записано: «Экскурсовод является пропагандистом достижений СССР в экономике, науке, культуре и других областях коммунистического строительства, активным участником идейно-воспитательной и культурно-массовой работы профсоюзов, - содействует формированию материалистического мировоззрения; способствует воспитанию широких масс трудящихся на идеях марксизма-ленинизма».

Эта формулировка определяет цели и задачи, стоящие перед экскурсоводом, подчеркивает огромное значение этой сравнительно новой профессии.

Работа экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, т. е. профессию с целым рядом присущих только ей одной особенностей.

Помимо знаний по специальности, профессия экскурсовода требует определенных практических навыков и целого комплекса умений.

Экскурсовод - один из бойцов идеологического фронта, он как лектор и агитатор, всегда должен быть готов к встрече с аудиторией, к тому, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы участников экскурсии. Экскурсовод постоянно ведет идейно-воспитательную и культурно-просветительную работу среди трудящихся и учащейся молодежи, активно участвуя в формировании у советских людей коммунистического мировоззрения.

Профессия экскурсовода предъявляет конкретные требования к его политическим и нравственным качествам. Экскурсовод должен иметь склонность к пропагандистской и массово-политической работе с людьми; понимание значения экскурсионной работы, своей личной роли в процессе коммунистического воспитания широких масс трудящихся; сознание своего общественного долга; марксистско-ленинскую образованность, которая обеспечивает высокое идейное содержание экскурсий; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей, к любым проявлениям буржуазной идеологии и морали. Экскурсоводу необходимо непрерывно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, иметь чувство нового, обладать инициативой и быть в постоянном поиске в работе, осуществлять тесную связь с массами, изучать запросы и интересы аудитории, проявлять воспитанность, высокую культуру в работе и поведении; быть вежливым и тактичным в общении с экскурсантами, глубоко знать закономерности экскурсии, владеть методикой ее проведения; любить свое дело.

Вместе с перечисленными качествами экскурсовод должен хорошо знать содержание проводимых экскурсий, владеть основами педагогики, психологии и основными законами логики. Все это помогает экскурсоводу занять место руководителя в экскурсионной группе, успешно выполнять свою роль в воспитании людей.

Существует определенный круг практических умений и навыков, которые присущи экскурсоводу. Без них не может существовать и сама профессия, как род трудовой деятельности, поскольку она требует от экскурсовода не только определенных знаний, но и умения наилучшим образом донести эти знания до аудитории.

К практическим навыкам и умениям относятся:

    умение подобрать необходимый фактический материал, изучить его и подготовить текст экскурсии на определенную тему;

    составить методическую разработку для проведения экскурсий;

    прослушивать экскурсии на маршруте и оказывать помощь другим экскурсоводам;

    применять изученные методические приемы на практике во время проводимой экскурсии;

    использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» в экскурсии;

    проводить беседы на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, пропагандирующие экскурсии;

    составить текст путевой информации и провести ее в загородной экскурсии и во время путешествия по маршруту выходного дня.

Участие в подготовке и проведении экскурсий предполагает наличие у экскурсовода обширных и прочных знаний по теме. Однако, как бы ни были эти знания энциклопедичны, они не могут заменить умения правильно преподнести материал аудитории, т. е того, что является основой экскурсионного мастерства.

Как специалист, экскурсовод должен быть компетентным в тех отраслях знаний, которые служат основой для проводимых им экскурсий. Компетентность - это не только круг определенных вопросов, в которых экскурсовод обладает познаниями и практическим опытом. Компетентность экскурсовода - это сочетание идейной зрелости, знаний по специальности и профессионального мастерства.

Кроме того, экскурсовод, независимо от образования и знания методики и техники проведения экскурсии должен иметь определенные способности для проведения массовой "пропагандистской работы с людьми, а также творческий подход к порученному делу. Элементы творчества, хотя их роль не следует преувеличивать, являются обязательными для успешной деятельности экскурсовода.

Важным качеством экскурсовода является убежденность. "При проведении экскурсии, раскрытии темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность в лучшем смысле этого слова: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции марксистско-ленинской науки толковать и освещать события и явления.

Важно, чтобы экскурсовод обладал и чувством юмора, которое находит свое выражение в умении вызвать улыбку, снять напряженность у участников экскурсии.

Экскурсовод уже в самом начале экскурсии должен уметь установить прочные контакты с аудиторией, определить ее интересы, уровень знаний и исходя из этого вести показ и рассказ по теме.

Для взаимоотношений экскурсовода и группы типичны те же ступени, что и во время публичной лекции: экскурсовод в своем рассказе может занимать по отношению к слушателям позицию информатора, комментатора, собеседника, советчика и эмоционального лидера. Каждая из этих позиций при достаточной подготовленности и большом практическом опыте экскурсовода используется им в зависимости от состава экскурсионной группы, с учетом рекомендуемой методики преподнесения материала.

Только экскурсовод, в совершенстве овладевший экскурсионной методикой, умеет использовать названные позиции с наилучшей эффективностью.

Эффективность экскурсии зависит от свободы изложения материала, отточенности жестов, методической оправданности используемых при показе и рассказе приемов. Все это требует от экскурсовода повседневного и кропотливого труда.

Место экскурсовода на экскурсии должно быть четко определено. Экскурсовод в отличие от актера, также выступающего перед массовой аудиторией, должен находиться на втором плане. Слыша голос экскурсовода, ощущая его присутствие, группа все же смотрит не на него, а на то, что он показывает, о чем говорит. Способность постоянно быть «чуть в тени» - примета хорошего экскурсовода.

Характеризуя требования к внешнему виду экскурсовода, необходимо помнить, что скромность в одежде, прическе, чувство меры в косметике, а также словесное обращение к группе, курение и даже походка - все это составляет то, что называется культурой поведения руководителя экскурсии, равно как и любого другого пропагандиста.

Необходимым качеством экскурсоводов является также умение предупреждать и локализовать конфликтные ситуации в группе.

Наличие контрольных текстов, методической разработки по каждой теме и каждому варианту экскурсии, требования определенного единообразия в проведении экскурсий всеми экскурсоводами по одной теме не должно само по себе вносить стандарт в проведение экскурсий, превращать экскурсовода в механического робота, в ролик с тематической записью. Каждый экскурсовод накладывает печать индивидуальности на проведенную им экскурсию. Его индивидуальность находит выражение в особенностях речи, своеобразии жестов, в применении своих вариантов методических приемов, различных способах поддержания внимания в группе и тем самым повышения активности восприятия участников экскурсии. Кроме того, индивидуальный характер экскурсии придает различный уровень эмоциональности, которая в значительной мере зависит от их индивидуальных особенностей.

Экскурсовод должен владеть и основами культуры речи. Это находит свое выражение в умении раскрыть, донести до людей содержание темы, сделав его максимально понятным и убедительным. Ораторское искусство экскурсовода должно быть направлено на то, чтобы передать свои знания по теме аудитории и способствовать формированию убежденности слушателей.

Рассказ экскурсовода должен быть содержательным, иметь познавательную ценность, четкость формулировок, занимательность, носить воспитательный характер, быть эмоциональным, образным, простым и доступным для слушателей.

Работу над языком экскурсовод должен начать с овладения техникой речи (дыхание, голос, дикция). Очень важно, чтобы дикция, т. е. манера произносить звуки и слова, была ясной и четкой. Начинать эту работу следует с устранения неясностей в речи, чаще всего с отработки произношения отдельных слов, которые почему-либо с трудом воспринимаются или совсем не воспринимаются слушателями. Затем следует обратить внимание на торопливость или замедленность произношения слов или речи в целом. Каждое слово должно звучать четко, быть понятным для группы.

Интонация в рассказе экскурсовода является самой сильной формой речевого воздействия на аудиторию. Содержание рассказа играет огромную роль. Однако основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, фактам, предметам, о которых идет речь.

Необходимо следить за правильностью ударений. Они являются неотъемлемым элементом интонации речи. Неправильно, когда экскурсовод всю работу в этом направлении сводит к соблюдению правильных ударений в слове, т. е. большей длительности и силе произношения гласной в ударном слоге. Многое в экскурсии зависит от повышения и понижения голоса, остановок в рассказе, темпа речи.

Не менее важно тщательно отработать на протяжении всего рассказа по данной теме фразовые и логические ударения. В каждой фразе, представляющей собой смысловой отрезок рассказа в экскурсии, обычно выделяется одно или несколько слов, на которых делается смысловое (фразовое) ударение.

При логическом ударении в фразе выделяется слово (или слова), наиболее важное по своему содержанию.

К. С. Станиславский называл ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в фразе. По его мнению, именно в этом слове обычно бывает выражена внутренняя сущность подтекста как комплекса мыслей и чувств, который скрыт под словами текста.

Правильно организованная подготовка к проведению экскурсии требует, чтобы написанный экскурсоводом текст был хорошо усвоен по содержанию, в особенности, с точки зрения его идейности. Затем текст должен быть хорошо проанализирован и подготовлен для произношения. При этом очень тщательно следует продумать все компоненты интонации: силу речи (ее динамику), которая находит выражение в ударениях, темп и ритм речи (ее скорость, тембр), эмоциональную окраску. Использование указанных компонентов должно быть конкретно решено применительно ко всем частям рассказа, отдельным предложениям и составляющим их фразам.

Хорошими считаются экскурсии, когда тон рассказа в них меняется в зависимости от событий, о которых рассказывает экскурсовод, различных сторон памятника истории и культуры, которые он анализирует, чувств: волнения, гнева, радости, гордости, которые пытается он выразить.

Волнение экскурсоводов, вызванное его отношением к предмету, событию, влечет за собой изменение голоса, его тембр становится необычным, что вполне естественно. В то же время не следует весь рассказ даже по самой интересной и волнующей аудиторию теме, превращать в декламацию. Декламация в экскурсиях уместна лишь при цитировании отрывков художественных произведений, мемуаров, исторических документов.

Экскурсоводу постоянно необходимо соблюдать чувство меры в рассказе. При проведении экскурсии валено избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Основным источником эмоций у экскурсантов являются не эмоции экскурсовода, а глубина материала, подбор фактов, способных взволновать, умело методически построенные показ и рассказ.

Чтобы стать экскурсоводом, нужно иметь высшее или, среднее специальное образование. Однако человек должен еще овладеть профессией экскурсовода. Одногодичные курсы, которые созданы при советах по туризму и экскурсиям или экскурсионных учреждениях профсоюзов, вооружают будущих экскурсоводов знаниями в области методики подготовки и проведения экскурсий и на практике дают представление о том, что такое экскурсия.

Процесс формирования экскурсовода как специалиста требует длительного времени. Склонность к проведению массовой, воспитательной работы с людьми появляется у будущего экскурсовода задолго до того, как происходит овладение секретами профессии. В становлении экскурсионной профессии могут быть выделены четыре этапа. Первый этан «рождения» будущего экскурсовода - формирование самой склонности. Второй этап - овладение суммой знаний в определенной области - во время учебы в вузе, техникуме, другом среднем специальном учебном заведении. Третий этап - изучение методики подготовки и проведения экскурсий. Осуществляется такое изучение в большинстве случаев на курсах по подготовке новых экскурсоводов. Четвертый этап - закрепление знаний и совершенствование мастерства в ходе повседневной практики, во время работы в качестве экскурсовода.

На последнем этапе становления профессии экскурсовода большое место занимает методическая секция. Она создается с целью дальнейшей специализации, повышения идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства экскурсоводов. Активное участие экскурсоводов в работе методической секции способствует усилению политико-воспитательной направленности и познавательной ценности экскурсий. Работа в методической секции - первейшая обязанность экскурсовода, «непосещение экскурсоводом занятий секции, невыполнение заданий руководителя секции без уважительных причин рассматривается как нарушение трудовой дисциплины» - записано в Положении о методической секции.

Уровень квалификации экскурсовода, выполнение требований, которые предъявляет к нему его профессия, находится в прямой зависимости от того, насколько систематично и целеустремленно осуществляет экскурсовод работу по самообразованию и повышению своей квалификации.

3.2. Личность экскурсовода

Человек как гармонически развитая личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности. Таких особенностей три:

1. Устойчивость свойств личности.
2. Единство личности как единство определенных свойств и качеств.
3. Активность личности, которая находит отражение в многосторонней деятельности.

Моральные требования к личности - соблюдение общих принципов и норм поведения, следование определенным идеалам.

Основные черты личности: разумность - способность совершать разумные, осмысленные действия; ответственность - понимание результатов своих поступков; личное достоинство - поведение, связанное с охраной своих прав; индивидуальность - неповторимость, особенность личности; совокупность черт, отличающих данного человека от других.

Активная жизненная позиция - способ участия человека в деятельности общества. Жизненная позиция человека находит выражение в его отношении к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и к самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции человека рассматривают не единичные факты, а совокупность всех возможных видов активности: общественной, трудовой, нравственной, идейно-познавательной.

Исследования социологов и повседневная практика показывают, что существуют различные уровни активности жизненной позиции людей: высокий, средний и низкий. Уровень активной позиции находится в зависимости от формирования взглядов личности, воспитания мировоззрения и убежденности, выработки профессиональных умений. Уровень активности жизненной позиции зависит от качества конкретной личности, ее стремлений и желаний, умения проводить ту или иную работу.

Воспитательный процесс направлен на становление внутреннего мира личности, формирования качеств, которые лежат в основе активности жизненной позиции: верность своему долгу, высокая ответственность за порученное дело, коллективизм, единство слова и дела.

Экскурсовод, в силу особенности своей профессии поставлен в условия, способствующие проявлению активной жизненной позиции. Его задача - наиболее полно использовать эти условия для своей повседневной деятельности.

В деятельности экскурсовода имеют место все три уровня жизненной позиции. Высокий уровень жизненной позиции характеризуется социальной активностью, творческой деятельностью, хорошей работой, чувством моральной ответственности. Средний или низкий уровень активности жизненной позиции работника не позволяет ему качественно вести экскурсионную работу. Вот как характеризуются эти уровни: жизненная позиция среднего уровня активности носит односторонний характер, не выходит за пределы нормативных заданий - "от" и "до". Жизненная позиция характерна низким уровнем активности, пассивностью, неопытностью личности, недостатком знаний, навыков, умений.

Кроме трех уровней активности жизненной позиции личности, существуют и другие: пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная жизненная позиция формируется на основе жизненных неудач и срывов в работе, нравственной неустойчивости. Негативная жизненная позиция характеризуется активностью в интересах не коллектива, а личности, карьеризмом, необъективной критикой, нарушением трудовой и производственной дисциплины, аморальным поведением.

Развитие задатков и способностей личности. Большую роль в формировании личности экскурсовода играют задатки.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга. Задатки составляют природную основу развития способностей человека.

Постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования профессионального мастерства экскурсовода. Задатки любого человека - память, наблюдательность, воображение, сообразительность при развитии их могут стать основой незаурядных способностей. Характерно, что на основе одних и тех же задатков в зависимости от вида избранной деятельности могут развиваться разные способности - учителя, лектора, экскурсовода. Следует иметь в виду, что у одного и того же человека могут быть развиты способности, которые характерны для нескольких сходных профессий. Например, каждый экскурсовод должен иметь способности методиста. Не случайно и обратное: большинство методистов экскурсионных учреждений являются хорошими экскурсоводами.

У экскурсовода под воздействием практической деятельности формируются специальные способности . Способности определяются как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Способности человека делятся на две группы: общие и специальные. Общие способности, необходимые для овладения всеми видами деятельности (умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание). Специальные способности являются основой для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Это особенности - музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и др.

Все, что положительно характеризует экскурсовода (знания, умения, навыки), прежде всего основано на его способностях выполнять порученную ему работу. О чем бы не шла речь - о разработке новой темы, подготовке реферата, чтении лекции на курсах, прослушивании экскурсии на маршруте, подборе методических приемов - методист и руководитель методической секции исходят из того, сумеет ли данный экскурсовод качественно выполнить эту работу, т. е. принимают во внимание наличие у него определенных способностей, которые для этого необходимы. Важный участок работы экскурсовода - подготовка и проведение очередной экскурсии.

Подготовка экскурсии делится на три части:

1. Повторение индивидуального текста.
2. Припоминание требований методической разработки.
3. Восстановление в памяти маршрута.

Заканчивается подготовка самопроверкой, в ходе которой экскурсовод задает себе несколько контрольных вопросов: с чего начать рассказ у памятника? Как, например, будет звучать логический переход от подтемы "Театральная жизнь города" к подтеме "Спортом занимаются все"? Как наилучшим образом использовать зрительную реконструкцию при раскрытии подтемы "Город в дни фашистской оккупации"?

Независимо от того, насколько экскурсовод усвоил тему, он к ней готовится каждый раз. Успех подготовки зависит от способностей экскурсовода, т. е. индивидуальных особенностей личности - быстроты и организованности при выполнении всех необходимых операций. В понятие "подготовка" входит и психологическая подготовка - укрепление уверенности в своих силах, в том, что очередная экскурсия будет проведена на достаточно высоком уровне, что экскурсанты останутся довольными увиденным и услышанным.

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические.

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

Важную роль в развитии способностей экскурсовода играют учеба на курсах, работа в методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсий.

Тенденциозность экскурсовода. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является убежденность. При проведении экскурсии, изложении темы экскурсовод должен проявлять тенденциозность: четко и направленно формулировать мысли, правильно, с позиции науки раскрывать события и явления, проявлять настойчивость при их толковании. Тенденциозность экскурсовода - это четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности. Он помогает экскурсантам увидеть то, что видит сам, настойчиво направляет их внимание на те стороны событий и явлений, которые должны быть отражены в их сознании. Важную роль в этом играет убежденность экскурсовода. Она основана на его знаниях, идейности и активности жизненной позиции. Его убежденность - это твердая вера в истинность сообщаемых знаний, уверенность в правильности их толкования и верности избранного им пути следования к цели.

Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Характер проводимой экскурсии, ее особенности зависят от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстрой сменой эмоций. В зависимости от типа темперамента человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Это важно во взаимоотношениях с экскурсантами при проведении экскурсии. Эмоции, возникающие у него под воздействием внешних и внутренних раздражителей, его плохое настроение (излишне приподнятое или подавленное), не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

Важное место в учебно-воспитательной работе методических секций, курсов повышения квалификации, в самостоятельной работе экскурсовода должны занять формирование необходимых качеств, преодоление тех черт характера, которые мешают правильно организовать работу с экскурсантами. Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов следует строить с учетом особенностей того или иного темперамента. Для экскурсовода-сангвиника, например, характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов. Холерик при отсутствии должного контроля неуравновешен, вспыльчив, обидчив, тороплив в рассказе. Флегматик, наоборот, медлителен, мало общителен, обладает однообразными жестами и мимикой. Меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью, вялостью движений.

Каждому экскурсоводу необходимо иметь ясное представление о типах темперамента, его проявлениях, о сущности и характере эмоций, источнике их рождения, роли их в формировании убежденности у экскурсантов. Понимание этого позволяет ему вызвать у своих слушателей эмоции, влияющие на эффективность восприятия экскурсионного материала. Подобно тому, как драматург и режиссер заботятся о том, чтобы зритель все время оставался захваченным развивающимся действием, так и организатор экскурсии должен всегда заботиться о том, чтобы у экскурсантов в течение всей экскурсии сохранялись интерес и эмоциональный подъем.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер. Экскурсовод добивается, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям, которые показываются и характеризуются в процессе раскрытия темы.

Наиболее высокий уровень восприятия экскурсионного материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в группе, неоднородной по своему составу, не у всех участников экскурсии будет одинаковая реакция на одно и то же сообщение. Так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типа темперамента, их настроения, интереса к теме, мотивов, которые побудили их принять участие в экскурсии.

В зависимости от рассматриваемой темы экскурсоводу необходимо учитывать уровень общеобразовательной подготовки людей и их эстетическую развитость. Появлению эмоций у экскурсантов вредят излишнее пояснение материала и попытки упростить его. Облегчая мыслительную деятельность своих слушателей, экскурсовод теряет контакт с ними и тем самым губит тему. Упрощенный материал, избитые примеры, отсутствие новизны в сообщаемых знаниях, никаких эмоций не вызывают даже в тех случаях, когда экскурсовод старается своими личными эмоциями спасти дело.

Уровень проведения экскурсии, эффективность восприятия материала экскурсантами зависят от психического состояния личности, которое проявляется в повышении или понижении активности (внимание, эмоции, воля) и находится в прямой зависимости от конкретных условий жизни и труда, микроклимата в коллективе, состояния здоровья, атмосферных процессов (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности - общее психическое состояние, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к активным действиям). Для успеха экскурсии важно обеспечить необходимое психическое состояние личности экскурсовода. При обращении экскурсовода к аудитории равно недопустимы как состояние вялости, неуверенности, так и повышенная возбудимость, раздражительность, напряженность в голосе, мимике, жестах. Тон рассказа должен быть бодрым, убедительным, увлекающим.

Восприятие материалов на экскурсии основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживания); волевых (усилия для сохранения внимания, работы памяти и др.). Эти психические процессы тесно связаны между собой и определяются свойствами личности, психическим состоянием ее, а также внешними воздействиями, которым она подвергается в данный момент.

Свойства личности являются главным регулятором психической деятельности человека. Эти свойства личности и психические процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные (наблюдательность, гибкость ума); эмоциональные (чуткость, нежность, страстность, эффективность); волевые (настойчивость, решительность, самообладание). Все эти свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека.

Экскурсовод не может быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. Он не должен прощать себе плохо проведенной экскурсии, любых отступлений от требований методики. Экскурсовод постоянно контролирует себя, свои действия. Например, в ходе проведения экскурсии он задает себе вопросы: "Так ли я это делаю? Хорошо ли показываю объект? Достаточно ли убедительно рассказываю о нем"? Закончив экскурсию и расставшись с группой, он подспудно спрашивает себя: "Получилось ли? Все ли требования к экскурсии были соблюдены"?

На курсах подготовки и повышения квалификации, в методических секциях и повседневной работе с экскурсоводами необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовать самостоятельное регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений.

Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельности личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура.

Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, которые установлены инструкциями, положениями, методическими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результатов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей деятельности, так как такая оценка приводит к высокому самомнению и чванству, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсий и мероприятий, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства.

Становление личности экскурсовода. Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становления профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму, музей, на выставку. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека: во время учебы в общеобразовательной школе, техникуме или вузе, в коллективе, где протекает его трудовая и общественная деятельность, в быту, на курсах подготовки экскурсоводов, в ходе взаимоотношений с экскурсантами.

Оптимизм экскурсовода. Обязательным качеством личности является оптимизм, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть в окружающем хорошие, светлые стороны. Оптимизм экскурсовода находит выражение в доброжелательности, приветливости, доброй улыбке, внимании к людям, умении создать нужный микроклимат в коллективе экскурсантов, внести своим присутствием дух праздничности в аудиторию, исправить плохое настроение слушателей. Этому в немалой степени способствуют звучание рассказа (тон голоса экскурсовода), его убежденность в пользе сообщаемых знаний, владение чувством юмора, вера в успех проводимой экскурсии.

Моральное удовлетворение личности. Одним из качеств экскурсовода является умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей. Он должен работать так, чтобы выполняемое дело было источником радости, чтобы каждая вновь подготовленная тема, реферат, лекция, проведенная экскурсия доставляли моральное удовлетворение. Подводя итоги проделанной работы, он смотрит на себя как бы со стороны и критически оценивает качество сделанного. Эти короткие мгновения "довольства" собой вселяют в человека уверенность в своих силах, наталкивают на новые мысли, способствуют развитию творческих начал в его деятельности. В тех случаях, когда оценив свою деятельность в данный момент, экскурсовод не испытывает морального удовлетворения, видит упущения, недосказанность при характеристике объекта, вспоминает забытые детали в показе памятника, он делает важные для себя выводы и совершенствует свою последующую деятельность.

Индивидуальность экскурсовода. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, отличающие его от других людей (речь, стиль изложения материала, жесты, мимика). Слушая рассказ экскурсовода на маршруте, можно уловить, что он по-своему излагает те или иные детали, примеры, использует другие поговорки, вносит определенную специфику в использование жестов и улыбки. Могут быть и другие отличия. Один экскурсовод любит ссылаться на мемуары, другой - читает на экскурсии стихи, третий - зачитывает документы, четвертый - умело использует паузы. У экскурсоводов, имеющих большой стаж работы, вырабатывается своя индивидуальная манера ведения экскурсий. Она состоит в том, что каждый из них имеет свои излюбленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удовольствием их использует как отдельно, так и в сочетании с другими приемами.

Индивидуальность экскурсовода характеризуется номенклатурой методических приемов, которыми он владеет. Эта номенклатура не у всех одинакова. Одни используют на практике все или почти все известные приемы, другие ограничиваются двумя-тремя наиболее популярными приемами, третьи - начинающие, а также экскурсоводы, плохо владеющие профессиональным мастерством, в экскурсиях приемов не используют, что снижает качество проводимых экскурсий.

Авторитет экскурсовода - этот вопрос имеет прямое отношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода основан на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Этот авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон:

а) авторитет положения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью;
б) авторитет его знаний. В подавляющем большинстве случаев он знает тему экскурсии более глубоко, чем любой из ее участников. И это укрепляет его авторитет;
в) авторитет умения. Его создает опыт экскурсовода в проведении экскурсий (навыки в использовании методики и техники их ведения);
г) одна из важных основ авторитета экскурсовода - культура речи и внеречевые средства воздействия;
д) взаимоотношения с экскурсантами, умение создать нужный микроклимат в группе. Основа авторитета экскурсовода в этом плане - высокая культура поведения и речи.

Выводы

Рассмотрение вопросов, связанных с экскурсоводом как с личностью, занимает большое место в экскурсоведении. Это особенно важно потому, что в деятельности некоторых экскурсионных учреждений экскурсовод не рассматривается как личность творческая, инициативная, оригинальная по характеру своей деятельности и совокупности особенностей, характеризующих эту личность. Поэтому, практицизм, господствующий во взаимоотношениях между руководителями экскурсионных учреждений и экскурсоводами, методическими службами и экскурсоводами наносит существенный вред экскурсионному делу. Недооценка подхода к экскурсоводу как центральной фигуре экскурсионного дела оказывает воздействие на подбор кадров этой категории. Именно поэтому на экскурсионных маршрутах появляются экскурсоводы, не имеющие свойств и качеств, необходимых для этой профессии. У них отсутствуют те личностные особенности, которые отличают опытных экскурсоводов.

Контрольные вопросы

1. Гармоническое развитие и особенности личности.
2. Становление личности экскурсовода.
3. Основные черты личности.
4. Жизненная позиция личности.
5. Развитие задатков и способностей личности.
6. Темперамент экскурсовода.
7. Эмоции и чувства экскурсовода и экскурсантов.
8. Индивидуальность экскурсовода, ее проявление.
9. Авторитет экскурсовода как совокупность нескольких сторон.

Гид (oт франц. guide - проводник в путешествии, вожак; oт лат. excursio - поездка, вылазка)- тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п.; экскурсовод, проводник-профессионал. Профессия подходит тем, кого интересует история, психология, мировая художественная культура, иностранные языки и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Экскурсовод - это один из сегментов профессии гида. Экскурсовод водит экскурсии по конкретному туристическому маршруту или объекту. Например, по музею или наиболее примечательным улицам города. Экскурсия обычно не превышает нескольких часов, и если у экскурсовода нет других функций, его ответственность заканчивается вместе с окончанием экскурсии.

Гид руководит группой туристов. Он может и не водить подобные узконаправленные экскурсии, доверяя эту миссию коллегам из музеев. Однако очень многое в ходе путешествия он может рассказать и сам. Именно поэтому его часто называют гидом-экскурсоводом .

Обычно гиды специализируются на определенном регионе или маршруте, поэтому хорошо владеют информацией о достопримечательностях, могут живо и увлекательно рассказать о каждом интересном здании, памятнике и пр., ответить на множество дополнительных вопросов. Чем больше знает специалист, тем интереснее будет его рассказ.

У хорошего гида знания выходят за пределы стандартных туристических троп. Даже если, исходя из пожеланий туристов, ему придётся внести изменения в разработанный заранее маршрут, он не ударит в грязь лицом. При условии, конечно, что это настоящий знаток своего дела.

Профессия гида очень увлекательная, но ответственная. Гид отвечает за клиентов, которые, в свою очередь не всегда доброжелательны и дисциплинированны.

Гид должен уметь разобраться в сложной ситуации, разрешить конфликт и сделать путешествие максимально комфортным для туристов.

Рабочее место

Обычно гиды работают в туристических бюро или агентствах. Но опытный гид может работать и индивидуально. Экскурсоводы, не отвечающие за туристические группы, могут работать в музеях, галереях и т.п.

Важные качества

Гид, как и экскурсовод, должен быть очень эрудированным и артистичным человеком, должен любить и уметь выступать перед публикой. Ему необходимы хорошая память, интерес к новым знаниям, ответственность, уравновешенность, доброжелательность, готовность к общению с самыми разными людьми. А также хорошее здоровье, потому что гиду приходится много времени проводить на ногах и в постоянном общении.

Знания и навыки

Гид должен много знать о местах, по которым водит туристов. Кроме того, гиду необходимо общаться с туристами на одном языке. А если он сопровождает группу в другую страну, - владеть языком местных жителей.

Оплата труда

Зарплата на 07.10.2019

Москва 30000—35000 ₽

Где учат

Основам профессии можно на специализированных курсах. По окончании таких курсов выдается свидетельство, однако для полноценной работы этого недостаточно. Часто помимо этого требуется хорошее гуманитарное образование.

Среди гидов и гидов-экскурсоводов много выпускников вузов, которые готовят переводчиков, искусствоведов, историков. А также специалистов в области туризма.

В нашем очередном опросе горожане рассуждают, каким должен быть профессионал, который проводит экскурсии или возит группы отдыхать

Виктория Ботт:

- Для начала, наверное, гид-экскурсовод должен хорошо знать свою работу и четко все границы данной профессии. Немаловажным критерием хорошего экскурсовода является знание своей группы, имен каждого отдыхающего, их предпочтений на отдых. Также профессиональный гид должен уметь красиво рассказывать, чтобы заинтересовать отдыхающего приехать в этот город или страну снова. Ну и ответственность в этом деле так же важна, как и дисциплина прежде всего по отношению к самому себе.

Михаил Григорьев:

- Я считаю, что экскурсовод должен очень любить свою профессию . Иначе как ты будешь рассказывать о каком-то месте или факте, если полностью не погружен в это. Гид-экскурсовод должен быть увлеченным человеком, «заражать» своей энергией группу, заинтересовывать. Мне кажется, что это чаще молодые люди, хотя экскурсоводов с опытом, в возрасте также хватает, особенно в музеях, архивах и т.д.

Виктор Коробейников:

- Честно говоря, я гидов на дух не переношу, я люблю сам путешествовать, а слушать чьи-то бредни - увольте. Самые лучшие гиды, на мой взгляд, - это местные аборигены.

Ксения Витив:

- Я думаю, гид-экскурсовод должен быть суперкоммуникабельным и эрудированным человеком. Прочитать о местах экскурсии можно и в интернете, а вот узнать что-то действительно уникальное и интересное можно только с отличным экскурсоводом. Кроме того, не каждый может, казалось бы, к обычным вещам найти неожиданное описание и показать необычное в обыденном. Вот таким должен быть профессиональный гид-экскурсовод - он должен увлекать.

Ольга Зайченко:

Роман Бут:

По моему мнению, в первую очередь гид-экскурсовод должен правильно и понятно без коверкания речи излагать материал. Он должен быть вежливым с аудиторией и на поставленные вопросы отвечать четко и по существу. Также экскурсовод не должен отвечать «не знаю», «не помню», «затрудняюсь ответить на ваш вопрос». Если ты профессионал своего дела, нужно работу выполнять качественно.

Алена Нестерова:

- Гид должен быть в первую очередь доброжелательным. По возможности, отвечать на вопросы группы по ходу экскурсии. И конечно, обязан быть помощником для своей группы. Внимательность в этой работе важна особенно во время детских экскурсий, так как надо следить, чтобы группа не разбегалась и не терялась. Гид должен хорошо ориентироваться в пространстве, чтобы подсказывать, где и что можно найти в городе.

Мнение специалиста

Валентина Трошина, специалист экспозиционной и выставочной деятельности Амурского областного краеведческого музея, экскурсовод:

Экскурсовод должен владеть материалом, уметь работать с любой возрастной и социальной категорией людей, держать внимание. Экскурсоводы в нашем музее водят обзорные экскурсии и экскурсии по городу для официальных делегаций, проводят театрализованные мероприятия для детей, студентов, пенсионеров, иностранцев. Так что, я думаю, экскурсовод должен уметь быстро подстроиться под любые обстоятельства. И еще, на мой взгляд, для экскурсовода важно быть эмоциональным.

Портрет идеального гида-экскурсовода

  1. Хорошо знает предмет и место своей экскурсии
  2. Ориентируется на местности
  3. Эрудированный, с грамотной речью
  4. Коммуникабельный
  5. Эмоциональный, доброжелательный
  6. Умеющий заинтересовать аудиторию и найти подход к любому человеку