«Система растит циничных чиновников. Лукашенко про оптимизацию госаппарата: «Нам следует мгновенно отсечь все лишнее, что плодит бюрократию «Система растит циничных чиновников»

Идеи

С 1 декабря в Беларуси из категории госслужащих исключат работников, которые обеспечивают деятельность и техническое обслуживание госорганов. Изменения, которые введут для оптимизации госаппарата, предусмотрены постановлением Совмина от 6 мая 2017 г. № 334 «О реализации мер по оптимизации системы государственных органов». В Минтруда пояснили, как этим работникам с декабря будут считать зарплату и трудовой стаж, пишет Tut.by .

К работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, относятся работники, выполняющие функции (обязанности) по:

  • ведению документооборота, включая деятельность по ведению архива, библиотек,
  • делопроизводства (за исключением выполняющих соответствующие функции, связанные с защитой государственных секретов);
  • лингвистическому анализу, редактированию текстов документов;
  • ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  • осуществлению расчетов с физическими и юридическими лицами;
  • приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, ведению учета
  • складских операций;
  • обеспечению функционирования и сопровождения программно-технических средств, информационных ресурсов, систем и сетей, функционирования компьютерной техники;
  • эксплуатации и ремонту оборудования, помещений, зданий, охране зданий, уборке помещений, озеленению территорий;
  • транспортному обслуживанию, обеспечению связью;
  • реализации других функций по обеспечению деятельности и техническому обслуживанию государственных органов.

Когда работники, обеспечивающие деятельность и техническое обслуживание государственного органа, выводятся из категории государственных служащих, то соответственно изменяются и должность работников и система оплаты их труда, - поясняют в Минтруда. - Соответственно, корректировка начисленной заработной платы, принимаемой для исчисления среднего заработка работникам, обеспечивающим деятельность и техническое обслуживание государственного органа, на поправочные коэффициенты должна осуществляться пропорционально отработанному времени до и после изменения должности (системы оплаты труда).

В Минтруда также уточнили, что исчисление стажа работы в отрасли работникам, осуществляющим обеспечение деятельности и техническое обслуживание госорганов, существенно не изменится.

Лицам, работающим на должностях, включенных в штатное расписание государственного органа в целях обеспечения его деятельности и технического обслуживания, и принятым на работу в государственный орган до проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, которым установлено повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли стаж работы не пересчитывается, - пояснили в ведомстве. - Лицам, переведенным с государственных должностей, а также лицам, вновь принятым на работу в государственный орган, после проведения мероприятий по оптимизации системы государственных органов, на должности работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли будет производиться в соответствии с постановлением № 334.

Напомним, в мае этого года Александр Лукашенко заявил, что нужно оптимизировать госаппарат, а до этого «ни на йоту быть не должно никакого повышения зарплаты».

Наталья Кочанова тогда сообщила, что Администрация президента, которой она руководит, уже работает в новом формате и новым составом. Эти мероприятия проведены в установленные сроки. Напомним, ранее сообщалось о том, что в Администрации президента намерены сократить 30% госслужащих.

По словам Натальи Кочановой, правительство приняло «все нормативные правовые акты, необходимые для продолжения данной работы в других государственных структурах». «Приняты постановления, утвержден график, в соответствии с которым будет проводиться оптимизация. И до 1 декабря мы вам полностью доложим о ходе выполнения оптимизации в 2017 году», - сказала глава Администрации президента.

В госуправлении в Беларуси в прошлом году, по официальной статистике, было занято 188,8 тысячи человек, или 4,3% от общего числа занятого в экономике населения. Это на 4,6 тысячи человек больше, чем годом ранее. При этом их зарплаты почти на 160 рублей больше, чем в среднем по стране.

В госаппарате необходимо непрерывное кадровое обновление. Об этом глава государства Александр Лукашенко заявил сегодня на совещании по оптимизации Администрации президента Беларуси. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

«Мои требования к оптимизации госаппарата неизменны. Необходимо непрерывное кадровое обновление. В этой сфере должны остаться только те, у кого горят глаза, кто хочет работать и приносить пользу государству. Иного не дано, — подчеркнул глава государства. — Дебюрократизация, идеологическая и кадровая политика, экономическая экспертиза, правовое направление в работе президента являются важнейшими», — подчеркнул глава государства.

Он назвал недопустимым, когда ему на подпись приносят документы, которые не были должным образом выверены на экспертном уровне. «Я же во все из них не влезу, как вы на экспертном уровне, да и не должен. Некоторые я не читая должен просто формализовывать и подписывать, — отметил президент. — И что происходит… Через полгода-год вы опять мне несете дополнения и изменения к нормативно-правовым актам. Это говорит о том, что вы предложили президенту подписать какой-то акт, а жизнь его не востребовала».

«В Администрации президента по всем направлениям должен быть круг экспертов, умных, толковых людей на общественных началах. Если они хорошо работают, мы найдем возможность их поощрить», — сказал глава государства.

По его словам, в сфере экономики Администрация президента должна изменить уровень экспертизы предложений, вносимых на рассмотрение главы государства. «Ваша задача — глубокий анализ всех инициатив и проектов решений с учетом их соответствия социальной политике, проводимой государством. Оценка влияния прежде всего на человека и на экономическое развитие страны в целом», — отметил Александр Лукашенко.

Он считает необходимым проанализировать, насколько эффективно работают организации, подчиненные Администрации президента.

В качестве примера Александр Лукашенко привел работу пресс-службы президента. «Не обязательно иметь в пресс-службе 15−20 человек. Достаточно троих-пятерых грамотных, умных, толковых организаторов, которые подключат для решения стоящих перед пресс-службой вопросов все средства массовой информации, которые у нас есть, пресс-центр и другие подразделения и структуры», — сказал он.

Александр Лукашенко напомнил, что некоторое время назад главы и первого замглавы Администрации президента была поставлена задача спокойно, «разумно и без кампанейщины» реформировать эту структуру. «Как главный политический штаб главы государства, она должна быть в авангарде обновления работы государственных органов, став примером этого обновления и оптимизации, которую мы начали», — сказал президент.

По его словам, в первую очередь это необходимо для повышения эффективности работы государственного аппарата. «Меньшими силами можно и нужно решать задачи на самых главных направлениях», — подчеркнул белорусский лидер.

В этой связи глава государства еще раз обозначил основные требования по оптимизации Администрации. «Во-первых, вы должны вырабатывать и аккумулировать самые передовые идеи, которые очень нужны для развития нашего государства. Порой этих идей предостаточно в нашем обществе. Последний разговор — как раз свидетельство тому. Администрация должна стать монолитным экспертным центром, где вырабатываются взвешенные решения по важнейшим для страны вопросам. И я жду от ее руководства слаженной и четкой работы. Вы должны быть одной, единой командой, чтобы знания, опыт и энергия каждого служили общему делу», — сказал президент.

Президент потребовал продолжения дебюрократизации и повышения исполнительской дисциплины

«Необходим жесткий контроль за процессом дебюрократизации и молниеносное реагирование на изменения ситуации в политике, экономике, социальной и иных сферах. Ни одна проблема, волнующая наших граждан, не должна остаться без вашего внимания, — сказал Лукашенко. — Никакой волокиты, никакого сбрасывания, как это было в советские времена и бытует зачастую сегодня, жалоб и заявлений на имя президента, Администрации президента вниз».

Александр Лукашенко подчеркнул недопустимость ситуации, когда жалобы в итоге возвращаются в те инстанции, на которые и жаловались люди. «Я буду считать это как минимум махровым бюрократизмом», — заявил глава государства.

Он отметил, что необходимо ввести в практику регулярный контроль качества работы соответствующего подразделения по работе с обращениями граждан в Администрации президента.

Президент также считает необходимым повысить роль помощников президента в координации работы с регионами и со всеми ветвями власти. «Они в полной мере отвечают перед главой государства за социально-политическую обстановку на местах. А также обязаны отслеживать ситуацию в каждой точке Беларуси и доводить ее до сведения руководства страны, — заметил Александр Лукашенко. — Я признаю, что мои помощники, они же инспектора по кадрам в регионах, были несколько оторваны от президента. Все остается по-прежнему: координация, направления работы помощников (где нужно, и руководство, вмешательство в их деятельность) остается за главой Администрации президента. Но возникает новая линия сотрудничества помощников с президентом через помощника при президенте, в должности которого сейчас находится Николай Корбут. Ему поручено собирать необходимую информацию от помощников президента, если нужно встречаться и докладывать президенту важнейшие вопросы. Притом нужно открыть прямой доступ помощников — инспекторов по областям к президенту при необходимости».

Александр Лукашенко подчеркнул, что особое внимание предстоит уделять исполнительской дисциплине. «Задачи необходимо выполнять быстро, качественно, без волокиты и лишних бумаг, требуя того же от всей вертикали власти. Коль мы идем на оптимизацию и предусматриваем серьезнейшее сокращение, взамен — жесточайшая исполнительская дисциплина. Принято решение президентом или в сфере ваших полномочий — оно должно неукоснительно исполняться. Только так мы можем сохранить управляемость в государстве», — заявил Лукашенко.

17.03.2017 - 16:26

Новости Беларуси. Оптимизация структуры и исключение дублирующих функций. 17 марта на совещании у Президента обсуждали тему эффективности госаппарата. Александр Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что оптимизация не должна сводиться к бездумному сокращению численности. Речь прежде всего о создании эффективной модели управления, которая поспособствует динамичному развитию страны.

Первые шаги по оптимизации госаппрата были предприняты еще в 2013 году. Работу необходимо продолжить. При этом внимание уделить качеству всей управленческой деятельности, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Неправильно поступают те, которые видят в оптимизации функционирования государственных органов только сокращение численности. Если мы пойдем этим путем, большого эффекта не достигнем. Нам надо оптимизировать процессы, и гораздо больший эффект мы можем получить от этого. Одним из необходимых условий для повышения эффективности государственной власти является постоянное совершенствование управленческой системы и ее механизмов. Здесь мы должны добиваться результатов, конечно же, не числом, а умением. Не раздувать бюрократический аппарат, а системно формировать компактную структуру и эффективную модель управления. И это надо делать постепенно. Это не разовый акт, привязанный к какому-то конкретному числу. Прежде всего нам следует мгновенно отсечь все лишнее, что плодит бюрократию и мешает динамичному развитию страны. Главная цель в этом деле – избавить государственные органы от дублирующих и несвойственных функций, то есть тех функций, которые аппарат и государственные органы выполнять вообще не должны. А самое главное – дебюрократизировать процесс принятия управленческих решений. У нас часто бывает, когда решение уже принято, в том числе и Президентом, и его надо формализовать, то есть облечь в какой-то документ (указ, Декрет, распоряжение, поручение). Тем не менее месяцами будем ходить друг за другом, чтобы придать этому решению соответствующую форму.
Как бы мы сегодня ни сокращали численность, мы договорились, что внизу, в сельских советах, в районах, в принципе, нечего сокращать уже. Это они сами посмотрят, если один человек, полторы ставки не нужны, они сократят и добавят зарплату другим, это не возбраняется. Но нам туда уже лезть нечего. Там у нас осталось по 80 человек.

По итогам совещания Президент поручил доработать подходы к оптимизации до конца года. Главная задача, которая стоит перед госорганами, дебюрократизация. Необходимо отсечь все лишнее, то что мешает эффективной работе.

Наталья Кочанова: в числе первостепенных задач – повышение благосостояния граждан



Новости Беларуси. Работа местных советов должна стать заметнее, а самим депутатам стоит быть активнее в решении вопросов граждан. Внимание на это обратила глава Совета Республики во время сессии областного Совета депутатов в Витебске, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Наталья Кочанова подчеркнула: в числе первостепенных задач – повышение благосостояния граждан. Цены, занятость, зарплаты. В регионе планируют создать около 6,5 тысяч новых рабочих мест – примерно столько же появилось в 2019 году. Продолжит развиваться промышленность, малый и средний бизнес.

Бюджет области сохранит социальную направленность. Почти 2,5 миллиарда рублей запланировано на развитие социальной сферы. Продолжится строительство школы в Витебске, детского сада в Поставах, оздоровительного детского комплекса в Лепеле. Четверть от всех бюджетных средств пойдет на здравоохранение, треть – на образование.

Наталья Кочанова, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси:
Сегодня со стороны государства приняты все меры, которые позволяют Витебской области работать более успешно. Это развитие Оршанского региона, как пилотный проект по развитию таких городов. Это ускоренное развитие городов с численностью населения более 80 тысяч. А их в Витебской области три: Полоцк, Новополоцк, Орша.

Серьезные задачи стоят перед АПК Витебской области, совсем недавно на совещании Президент четко обозначил те вопросы, которые необходимо решать здесь. И я очень хотела бы, чтобы депутаты более активно подключились к решению всех этих задач. Потому что их избрали люди.

Приятным моментом предновогодней сессии стало вручение подарков. Представители районов, которые приняли активное участие в проведении II Европейский игр, получили факелы и памятные медали.

  • Читать еще


В Беларуси происходит оптимизация государственного аппарата. Администрацию президента, например, до 1 мая обещали сократить на 30%. Для этого только из неё нужно было бы уволить 45 человек. Но, по официальной статистике, за последние три месяца уволено всего 25 белорусских госслужащих.

Анализом состояния дел в государственных учреждениях занимаются сотрудники негосударственной школы SYMPA. О «вечной» оптимизации, сочувствии чиновникам и возвращении экспатов, высоких специалистов, которые уехали из Беларуси, разговариваем с директором школы Натальей Рябовой.

«Сокращают людей, которые работают с посетителями, принимают документы»

Еврорадио: Вы верите, что государственный аппарат сокращается? Или это просто слова?

Наталья Рябова: Обсуждение оптимизации государственного аппарата начинаются ровно тогда, когда начинается экономический кризис. Думаю, если бы сегодня вернулись прекрасные отношения с Россией и высокие цены на нефть, об этой инициативе бы тихо забыли. То есть, сокращаться заставляют время или обстоятельства.

Еврорадио: А какая-нибудь статистика есть? Как происходит «оптимизация госаппарата»?

Наталья Рябова: О сегодняшнем этапе пока говорить сложно. Но, поскольку это не первая попытка сокращения, можно сказать, как это обычно происходит. Убираются вакансии, которые стоят незаполненными. Исчезают должности, на которых работают чиновники пенсионного возраста. То есть, исчезает и должность, и человек. Также госслужащих переводят в ряды простых сотрудников. Иногда даже создаются ненужные вакансии, чтобы потом их оптимизировать.

Еврорадио: Интересно.

Наталья Рябова: А иногда возникают скандалы, когда убирают не «начальство», а людей, которые работают с посетителями, принимают документы и делают черновую работу. Например, была бешеная очередь на перерегистрацию предприятий ― чуть ли не сутками нужно было стоять на площади Свободы, чтобы только подать документы. Так получилось именно потому, что сократили людей снизу, рядовой аппарат.

Сначала Косинцу поручили оптимизировать госаппарат, а потом «оптимизировали» самого

Еврорадио: Вот, например, 13 февраля Александр Лукашенко подписал указ об «оптимизации» Администрации президента на 30%. Но мы видим, как туда возвращают бывшего её руководителя Александра Косинца, причём, на должность, которой в новой сжатой структуре АП не было.

Наталья Рябова: Ну да, Косинец как помощник президента будет как-то отдельно стоять. Он два года возглавлял администрацию. В декабре 2016 года ему дали поручение оптимизировать государственный аппарат, а потом почти сразу уволили в связи с переходом на другую работу. Однако ни о какой другой работе Косинца мы не узнали. Есть такая версия: почти полгода прошло, и, может, его снова пригласили работать, чтобы он не попал под действие декрета о тунеядцах?

SYMPA ― Школа молодых менеджеров публичного администрирования. В этом проекте чиновники и люди, так или иначе причастные к аппарату власти, вместе с активистами общественных организаций, молодыми юристами и журналистами учатся практикам государственного управления. Студенты SYMPA путешествуют по разным странам и смотрят, как работают мэрии, как распределяются местные бюджеты, как строятся дороги. Также обсуждается возможность применить лучшие практики в Беларуси. «Мы делаем смешанные группы, и люди часто удивляются, что нормальные люди есть и с другой стороны баррикад», ― замечает Наталья Рябова.

Еврорадио: А если серьёзно, то оптимизация государственного аппарата ― это тренд года, пятилетия или десятилетия?

Наталья Рябова: Это боль, о которой Александр Лукашенко не прекращает разговоров уже много лет. И во время Косинца, и потом. Недавно Кочановой (Наталья Качанова ― нынешний глава Администрации президента. ― Еврорадио) снова дали поручение о сокращении. Пора уже с ним разобраться, так как зарплату госслужащим обещали поднять только после оптимизации, а она никак не закончится.

Еврорадио: И что, зарплаты государственных служащих не растут?

Наталья Рябова: Определённое сокращение всё же произошло, а значит, определённое количество денег освободилась. Но формально разделить их между теми служащими, которые остались работать, невозможно, пока оптимизация не закончится.


Еврорадио: Когда Александр Лукашенко впервые избирался президентом, ему было 39 лет, и в его команде были люди примерно его возраста. Прошло почти 23 года. Взрослеет ли чиновничество вместе с руководителем страны?

Наталья Рябова: Если говорить о госаппарате в общем, так там много кадров предпенсионного и пенсионного возраста, а также много молодёжи, и очевидный провал по людям среднего возраста. А если говорить о топ-менеджерах, которые идут вместе с Александром Лукашенко, то в основном они теперь моложе его. Хотя есть и зубры вроде Мясниковича, которые были в большой политике ещё до президента.

Еврорадио: Легко ли Лукашенко находит общий язык с новым поколением чиновников?

Наталья Рябова: Судя по его выступлениям, иногда ему приходится не то, что ломать себя, но... Они предлагают неприятные меры, на которые он не хочет идти. Тогда видимое раздражение и звучат фразы типа «мне со всех сторон говорят то, рекомендуют это...». Заметьте, он очень редко и мало даёт этим своим людям позитивные оценки. «Мне подкинули такую хорошую идею...», «Наше министерство разработало отличный план...» ― помните вы такое?

Еврорадио: Да, чиновники на совещаниях встают, как в школе перед учителем, сидят, уставившись в бумаги, и что-то старательно записывают.

Наталья Рябова: Это зрелище, непростое для психики. Даже жалко их становится. В общем, структура белорусской власти такова, что вся инициатива неперсонифицирована. Хороший закон или плохой ― мы не знаем, кто за ним стоит, на ком лежит ответственность, кому быть благодарными. У нас законы не называются «поправка Кочановой» или «дополнение Мясниковича».

Еврорадио: Только на заборе (в буквальном смысле) могут об этом написать!

Наталья Рябова: Но на заборе ― это на заборе. Мы всё равно не знаем, является ли Марианна Щёткина автором декрета о тунеядцах или нет, поддерживает она его или нет, или, может, просто стоит на посту, где нужно было этот декрет согласовывать и реализовывать.

«Система растит циничных чиновников»

Еврорадио: Чем старый чиновник отличается от молодого? Кто из них лучше для государственного аппарата?

Наталья Рябова: Здесь нужно исходить из государственной стратегии. Потому что госаппарат подбирается под реализацию конкретных задач. Если есть направление на либеральные реформы, нужны дерзкие молодые люди с западным образованием и хорошим английским языком. А если цель ― всё законсервировать и сохранить традиции, то и аппарат подбирается из пенсионеров. Но в Беларуси какой внятной стратегии развития страны нет, всё определяется сиюминутными устремлениями, «линия партии» колеблется вместе с Александром Лукашенко. Сложно сказать, какой чиновник наиболее подходит для этого. Видимо, гибкий.

Еврорадио: А гибкий чиновник ― это приспособленец? Скорее, исполнитель, чем инициатор?

Наталья Рябова: Естественно! Такая система растит циничных чиновников. Они не спешат выполнять поручения, так как знают, что завтра их могут отменить. С инициативой при таком состоянии дел выходить не то, что опасно, но, по крайней мере, бессмысленно.

Еврорадио: И будет всё равно так, как решат «наверху»?

Наталья Рябова: Безусловно, не все инициативы принадлежат Александру Лукашенко, он не сам пишет все эти бесконечные проекты постановлений. И что-то своё министерства могут через него провести. И из всего потока инициатив, идущих снизу, очень немногие получают поддержку. А значит, много работа делается впустую.

Экспатов «возвращают» в страну не деньги, а возможность вписать своё имя в историю

Еврорадио: Есть ли в Беларуси «ресурс экспатов»? Если Грузия сумела вернуть в страну успешных администраторов, которые раньше по разным причинам уехали искать счастья за рубежом, то, может, и у нас есть такой шанс?

Наталья Рябова: Население Беларуси большее, чем население Грузии. Так почему у нас не найдётся талантливых экспатов? Белорусы ― люди образованные, многие работают за рубежом и осваивают лучшие практики. Вряд ли здесь им предлагают бешеные деньги. Зато здесь есть огромные возможности для самореализации. В Грузии многие чиновники говорили нам, что именно это их привлекло. Если в готовую систему ― хочешь, не хочешь ― надо встраиваться, то там было пространство для творчества!

Еврорадио: То есть, смысл в том, что ты можешь вписать своё имя в историю страны?

Наталья Рябова: Да.

Еврорадио: Кстати, интересно, почему Парк высоких технологий возглавил государственный идеолог, а не, скажем, разработчик Viber? Система не готова?

Наталья Рябова: Система заинтересована в усилении контроля над ПВТ, а не в том, чтобы пригласить сюда какого-нибудь «Цукерберга». Согласиться он или нет ― одно дело, а другое ― дадут ли ему здесь ту степень свободы, которую он потребует?

Как «оптимизируют» белорусский госаппарат.

В Беларуси происходит «оптимизация» государственного аппарата. Администрацию правителя, например, до 1 мая обещали сократить на 30%. Для этого только из нее нужно было бы уволить 45 человек. Но, по официальной статистике, за последние три месяца уволено всего 25 белорусских госслужащих.

Анализом состояния дел в государственных учреждениях занимаются сотрудники негосударственной школы SYMPA. О «вечной» оптимизации, сочувствии чиновникам и возвращении экспатов, высоких специалистов, которые уехали из Беларуси, «Еврорадио» поговорило с директором школы Натальей Рябовой.

«Сокращают людей, которые работают с посетителями, принимают документы»

Вы верите, что государственный аппарат сокращается? Или это просто слова?

Обсуждение оптимизации государственного аппарата начинаются ровно тогда, когда начинается экономический кризис. Думаю, если бы сегодня вернулись прекрасные отношения с Россией и высокие цены на нефть, об этой инициативе бы тихо забыли. То есть, сокращаться заставляют время или обстоятельства.

А какая-нибудь статистика есть? Как происходит «оптимизация госаппарата»?

О сегодняшнем этапе пока говорить сложно. Но, поскольку это не первая попытка сокращения, можно сказать, как это обычно происходит. Убираются вакансии, которые стоят незаполненными. Исчезают должности, на которых работают чиновники пенсионного возраста. То есть, исчезает и должность, и человек. Также госслужащих переводят в ряды простых сотрудников. Иногда даже создаются ненужные вакансии, чтобы потом их оптимизировать.

Интересно.

А иногда возникают скандалы, когда убирают не «начальство», а людей, которые работают с посетителями, принимают документы и делают черновую работу. Например, была бешеная очередь на перерегистрацию предприятий ― чуть ли не сутками нужно было стоять на площади Свободы, чтобы только подать документы. Так получилось именно потому, что сократили людей снизу, рядовой аппарат.

Сначала Косинцу поручили оптимизировать госаппарат, а потом «оптимизировали» самого

Вот, например, 13 февраля Александр Лукашенко подписал указ об «оптимизации» своей администрации на 30%. Но мы видим, как туда возвращают бывшего ее руководителя Александра Косинца, причем, на должность, которой в новой сжатой структуре АП нет.

Ну да, Косинец как помощник президента будет как-то отдельно стоять. Он два года возглавлял администрацию. В декабре 2016 года ему дали поручение оптимизировать государственный аппарат, а потом почти сразу уволили в связи с переходом на другую работу. Однако ни о какой другой работе Косинца мы не узнали. Есть такая версия: почти полгода прошло, и, может, его снова пригласили работать, чтобы он не попал под действие декрета о тунеядцах?

SYMPA ― Школа молодых менеджеров публичного администрирования. В этом проекте чиновники и люди, так или иначе причастные к аппарату власти, вместе с активистами общественных организаций, молодыми юристами и журналистами учатся практикам государственного управления. Студенты SYMPA путешествуют по разным странам и смотрят, как работают мэрии, как распределяются местные бюджеты, как строятся дороги. Также обсуждается возможность применить лучшие практики в Беларуси. «Мы делаем смешанные группы, и люди часто удивляются, что нормальные люди есть и с другой стороны баррикад», ― замечает Наталья Рябова.

А если серьезно, то оптимизация государственного аппарата ― это тренд года, пятилетия или десятилетия?

Это боль, о которой Александр Лукашенко не прекращает разговоров уже много лет. И во время Косинца, и потом. Недавно Кочановой (Наталья Качанова ― нынешний глава администрации правителя. ― Прим.) снова дали поручение о сокращении. Пора уже с ним разобраться, так как зарплату госслужащим обещали поднять только после оптимизации, а она никак не закончится.

И что, зарплаты государственных служащих не растут?

Определенное сокращение все же произошло, а значит, определённое количество денег освободилась. Но формально разделить их между теми служащими, которые остались работать, невозможно, пока оптимизация не закончится.

Когда Александр Лукашенко впервые избирался президентом, ему было 39 лет, и в его команде были люди примерно его возраста. Прошло почти 23 года. Взрослеет ли чиновничество вместе с руководителем страны?

Если говорить о госаппарате в общем, так там много кадров предпенсионного и пенсионного возраста, а также много молодёжи, и очевидный провал по людям среднего возраста. А если говорить о топ-менеджерах, которые идут вместе с Александром Лукашенко, то в основном они теперь моложе его. Хотя есть и зубры вроде Мясниковича, которые были в большой политике ещё до правителя.

Легко ли Лукашенко находит общий язык с новым поколением чиновников?

Судя по его выступлениям, иногда ему приходится не то, что ломать себя, но... Они предлагают неприятные меры, на которые он не хочет идти. Тогда видимое раздражение и звучат фразы типа «мне со всех сторон говорят то, рекомендуют это…». Заметьте, он очень редко и мало даёт этим своим людям позитивные оценки. «Мне подкинули такую хорошую идею…», «Наше министерство разработало отличный план…» ― помните вы такое?

Да, чиновники на совещаниях встают, как в школе перед учителем, сидят, уставившись в бумаги, и что-то старательно записывают.

Это зрелище, непростое для психики. Даже жалко их становится. В общем, структура белорусской власти такова, что вся инициатива неперсонифицирована. Хороший закон или плохой ― мы не знаем, кто за ним стоит, на ком лежит ответственность, кому быть благодарными. У нас законы не называются «поправка Кочановой» или «дополнение Мясниковича».

Только на заборе (в буквальном смысле) могут об этом написать!

Но на заборе ― это на заборе. Мы всё равно не знаем, является ли Марианна Щёткина автором декрета о тунеядцах или нет, поддерживает она его или нет, или, может, просто стоит на посту, где нужно было этот декрет согласовывать и реализовывать.

Чем старый чиновник отличается от молодого? Кто из них лучше для государственного аппарата?

Здесь нужно исходить из государственной стратегии. Потому что госаппарат подбирается под реализацию конкретных задач. Если есть направление на либеральные реформы, нужны дерзкие молодые люди с западным образованием и хорошим английским языком. А если цель ― всё законсервировать и сохранить традиции, то и аппарат подбирается из пенсионеров. Но в Беларуси какой внятной стратегии развития страны нет, всё определяется сиюминутными устремлениями, «линия партии» колеблется вместе с Александром Лукашенко. Сложно сказать, какой чиновник наиболее подходит для этого. Видимо, гибкий.

А гибкий чиновник ― это приспособленец? Скорее, исполнитель, чем инициатор?

Естественно! Такая система растит циничных чиновников. Они не спешат выполнять поручения, так как знают, что завтра их могут отменить. С инициативой при таком состоянии дел выходить не то, что опасно, но, по крайней мере, бессмысленно.

И будет всё равно так, как решат «наверху»?

Безусловно, не все инициативы принадлежат Александру Лукашенко, он не сам пишет все эти бесконечные проекты постановлений. И что-то своё министерства могут через него провести. И из всего потока инициатив, идущих снизу, очень немногие получают поддержку. А значит, много работа делается впустую.

Экспатов «возвращают» в страну не деньги, а возможность вписать своё имя в историю

Есть ли в Беларуси «ресурс экспатов»? Если Грузия сумела вернуть в страну успешных администраторов, которые раньше по разным причинам уехали искать счастья за рубежом, то, может, и у нас есть такой шанс?

Население Беларуси большее, чем население Грузии. Так почему у нас не найдётся талантливых экспатов? Белорусы ― люди образованные, многие работают за рубежом и осваивают лучшие практики. Вряд ли здесь им предлагают бешеные деньги. Зато здесь есть огромные возможности для самореализации. В Грузии многие чиновники говорили нам, что именно это их привлекло. Если в готовую систему ― хочешь, не хочешь ― надо встраиваться, то там было пространство для творчества!

То есть, смысл в том, что ты можешь вписать своё имя в историю страны?

Кстати, интересно, почему Парк высоких технологий возглавил государственный идеолог, а не, скажем, разработчик Viber? Система не готова?

Система заинтересована в усилении контроля над ПВТ, а не в том, чтобы пригласить сюда какого-нибудь «Цукерберга». Согласиться он или нет ― одно дело, а другое ― дадут ли ему здесь ту степень свободы, которую он потребует?