Рабская сила. Современное рабство: истории о людях без мозгов В каких странах не было рабства

План

Вы думаете, что в современном мире рабства уже нет? Ошибаетесь. На самом деле современное рабство никто не отменял, его просто видоизменили, и теперь оно выглядит так:

1. Кредитные карты

Петя Клюшкин получает 30 тысяч рублей в месяц. Также у него есть несколько кредитных карточек с общим долгом в 100 тысяч рублей. За обслуживание этого кредита Петя ежемесячно платит банкам десять процентов от своей зарплаты: три тысячи.

При этом потихоньку выплатить кредит и перестать выплачивать дань ростовщикам Петя не может. Во-первых, его плотно держит на крючке такой приём как «минимальный платёж»: если Петя перестанет тратить деньги с кредиток, ему придётся в течение нескольких месяцев жить на половину зарплаты, чего он себе позволить не может.

А во-вторых, вокруг столько соблазнов, столько вещей-которые-можно-купить-за-деньги… что Петя не видит иного выхода, кроме как продолжать год за годом кормить жирующие на его беде банки.

Забавный факт: Петя давно уже мечтает о собственном бизнесе, при этом рентабельность в тридцать процентов годовых его более чем устроила бы. Однако организовать абсолютно железный гешефт - выплатить банкам долг и начать класть проценты по кредиту себе в карман - Петя не может. Матрица не разрешает.

2. Автомобили

Коля Пятачков любит автомобили. Раньше он ездил на метро, потом скопил денег на жигули. Сейчас перемещается на взятом в кредит лансере. Денег у него в обрез, часто приходится экономить на самом важном, типа отпуска или врачей. Но жизни без своего автомобиля Коля уже не представляет.

Ему надо отдавать кредит за машину, расплачиваться за втюханное дилером дополнительное оборудование и несуразно дорогую страховку. Ему надо решать кучу мелких проблем с парковкой, с царапинами, с заменой расходников и с гарантийным ремонтом. Ему надо раз в сезон менять резину и три раза в неделю заливать себе полный бак.

Коля, в принципе, не жалуется. Каждый отдельный денежный впрыск в машину вполне посилен. Вот только если бы Коля тщательно подсчитал стоимость владения своим сокровищем, он бы выяснил, что узкоглазый четвероколёсный «друг» ежемесячно пожирает треть его зарплаты и половину его свободного времени.

Мог бы Коля купить себе вместо Лансера старую добрую Ладу Зубило, чтобы не заморачиваться вообще ни КАСКО, ни ржавчиной/царапинами, ни дорогими запчастями? Чтобы бросать машину где угодно, и чтобы чиниться за мелкий прайс в хорошем сервисе рядом с домом, без бумажной возни и без очередей?

Наверное, мог бы. Но если вы скажете Коле, что он выбрал себе машину не по уровню, Коля даже не будет посылать вас с вашими советами. Коля просто сделает удивлённые глаза и покрутит пальцем у виска.

3. Мелкие расходы

Вася Жимобрюхов работает сантехником по вызову. Там тысяча, там две, здесь пятьсот рублей… в целом должен был бы получаться неплохой заработок. Однако в кошельке у Васи крайне редко скапливаются заметные суммы, он почти всегда на мели.

Потому что Вася как зарабатывает деньги, так их и тратит: не считая. Пятьсот рублей на такси до дома. Тысяча рублей на обед в ресторане. Вроде как, работаешь и работаешь… а денег нет как нет.

Если бы Вася завёл себе блокнот и начал туда записывать все доходы и расходы, у него бы от ужаса зашевелились волосы. Вася бы увидел, что поесть в ресторане - это не жалкая тысяча за раз, как он думал, а пятьдесят тысяч в месяц, шестьсот тысяч в год. Вася бы увидел, что такси - это удобно и комфортно, но два месяца перемещений на маршрутках позволят ему купить новый компьютер, о котором он мечтает уже три года.

Однако как и положено нормальному рабу Матрицы, считать деньги Вася не считает нужным.

4. Свадьбы и дни рождения

Алиса Скотинёнок выходит замуж. Алиса работает помощником менеджера, её избранник - младшим инженером технической поддержки. Бюджет свежесозданной семьи - сорок тысяч рублей в месяц.

Бюджет свадьбы - пятьсот тысяч.

Почему бы Алисе не расписаться тихо в ЗАГСе и не поехать отмечать обмен кольцами вдвоём с супругом в какой-нибудь тихий ресторанчик? Зачем ей этот петросянистый тамада, зачем ей эти позорные конкурсы, зачем ей эта толпа пьяного быдла, неуклюже топающая ногами под Верку Сердючку?

Зачем надо залезать в долги, разорять родителей, кормить и поить людей, которые, будем откровенны, вполне в состоянии поесть и выпить за свой счёт? Алиса ведь не дура и понимает, что если она не будет устраивать свадьбу, никто на это и внимания не обратит: пожмут плечами и забудут на следующий день.

Причин спускать в никуда годовой доход семьи у Алисы две. Во-первых, так ей приказывает Матрица в лице наших обычаев и традиций. Во-вторых, Алисе хочется покрасоваться в белом платье и Алиса считает, что год работы двух человек - вполне нормальная цена за несколько свадебных фотографий.

Конечно, защитники наивной девушки могли бы сказать сейчас, что свадьба бывает раз в жизни… Но ведь есть ещё дни рождения, похороны, отмечания Нового года. Сколько денег Алиса будет спускать ежегодно на эти бестолковые посиделки?

5. Алкогольная петля

Юра Скоблеплюхин периодически смотрит в зеркало и думает, что надо бы, наконец, записаться в тренажёрный зал: убрать пивной животик и взбодрить мышцы гирями-гантелями. Однако Юра работает пять дней в неделю, а после работы выпивает кружку-другую разбавленного этанола.

Он вовсе не алкоголик: Юра верит, что спирт в малых дозах если не полезен, то хотя бы не особо вреден.

Однако работа и алкоголь так хорошо структурируют его время, что записаться в тренажёрный зал ему решительно некогда, да и сил после подвигов трудовых на подвиги спортивные уже не остаётся.

Острых причин менять ритм своей жизни у Юры нет. Просто Юра выглядит на пятнадцать лет старше своего возраста и всё время чувствует себя слегка паршиво… но в целом всё ок. Матрица держит Юру стальной хваткой. Шансов сорвать со своего горла её пальцы у Юры, прямо скажем, немного.

Лена Вурдалакина пьёт колу, курит мальборо, жуёт стиморол и жрёт в три горла гамбугеры в МакДоналдсе. От неё всегда пахнет дольче габбана, а свой айфон Лена носит в сумке от луивиттон.

Хищные рыла с телеэкранов хором поддерживают Лену в её наивном заблуждении: «Ты свободный человек, Леночка, ты умная и красивая женщина, ты всегда абсолютно добровольно и независимо выбираешь, кому из нас ты покорно отнесёшь очередную свою зарплату».

7. Дорогие вещи

Глеб Щерблюнич не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Точнее, он вообще не богат. Глеб - нищеброд, и денег у него часто не хватает даже на чашку дымящегося кофе в автомате этажом ниже его офиса.

Однако говорить «идите вы как можно дальше, это для меня слишком дорого» Глеб не умеет. Из-за этого он постоянно покупает себе вещи, при виде которых даже у гораздо более обеспеченного человека на горле немедленно смыкаются холодные зелёные лапки.

Кожаная куртка ценой в две зарплаты? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. И плевать, что в размерах и фасонах Глеб не разбирается, из-за чего выглядит в этой куртке как брат скупщика краденого.

Ноутбук последней модели за сто тысяч рублей? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Возьму кредит под безумные проценты, буду два года питаться овсяной кашей с солью и ездить зайцем на метро, но зато у меня на полке будет пылиться красивый серебристый ноутбук.

Спрашивается, и чего бы Глебу не быть поскромнее, и не покупать себе вещи чуть похуже, но в десять раз дешевле?

Да всё просто. Глеб ленится потратить три часа времени, чтобы посравнивать цены и характеристики, чтобы просчитать плюсы и минусы покупки. Ему проще кавалерийски рубануть рукой и сказать «я решил, покупаю». Кроме того, несмотря на дырявые ботинки и заклеенные изолентой очки, Глеб почему-то стесняется сообщать продавцам, что он нищеброд.

8. Ремонт

Клава Загребрюк считает, что квартиры в России слишком дорогие. Один Бог знает, каких усилий ей и её семье стоила эта новая двухкомнатная квартира. Теперь Клава делает в квартире ремонт.

Возьмём, например, кухню.

Можно пойти в строительный магазин и купить там самую дешёвую кухню, тысяч так за восемь рублей. За эти деньги Клава получит несколько убогих шкафчиков из ЛДСП, пусть безо всяких претензий на дизайн, но всё же умеющих хранить внутри себя тарелки и кастрюли.

Можно пойти к шведам в ИКЕА и выбрать себе уже что-нибудь поприличнее, тысяч так за пятьдесят . Качество, конечно, будет не фонтан, но если найти хорошего сборщика, который потратит несколько дней на доводку изделий прижимистых шведов до ума, получится вполне себе даже симпатично.

Можно навестить какую-нибудь нашу мебельную фабрику и выбрать из каталога кухню под заказ. Это будет уже тысяч двести , но зато подружки Клавы будут одобрительно цокать языками при виде подсветки внутри шкафчиков и синусоидного карниза над пылесборными декоративными полочками.

Можно зайти в салон итальянской мебели и поддаться скромному обаянию буржуазии. Там цены на кухни начинаются где-то от одного миллиона, но если немного повезёт, можно будет отхватить что-нибудь из старой коллекции с огромной скидкой…

Спрашивается, какого хлора Клава при всём богатстве выбора купила кухню за шестьсот тысяч рублей? Это же годовая (!) её с мужем зарплата. При этом никаких накоплений в семье не намечается, им и так пришлось занимать, чтобы завершить ремонт к зиме.

Нет, я понимаю, кухня - это важно, кухня - это надолго, Италия - это качество… Но если Клава не могла никак повлиять на цену квартиры, то вот хотя бы цена ремонта была в её власти? Вот серьёзно, если бы Клава потратила на ремонт не два миллиона, а двести тысяч рублей - что, сэкономленные три года работы не окупили бы ей моральных страданий от вида дешёвой плитки и тонкого ламината?

9. Нытьё

Егор Оскопчик постоянно рассказывает знакомым истории, одну просто удивительнее другой. Про кризис. Про какую-то политоту, митинги. Егор вечно на взводе, у него постоянно кто-то неправ: то начальник, то гаишник, то всенародно избранный президент Российской Федерации.

Конечно, мы живём в свободной стране, и Егор имеет право в кругу друзей обкладывать гениталиями кого угодно… но ведь Егор постоянно страдает из-за чужих проблем. Привычка лезть в чужие проблемы регулярно заставляет его чувствовать гнетущее бессилие, осознавать, что где-то что-то плохо, а он не может ничего изменить.

Если бы Егору кто-нибудь объяснил, что наш мир устроен несправедливо, и что единственный способ сделать его лучше - начать с самого себя, Егор, наверное, давно бы уже был на какой-нибудь руководящей должности. Мозги и руки у Егора на месте, энергия из него так и прёт.

Вот только Егор, к сожалению, предпочитает тратить свою неистощимую энергию не на созидательную деятельность, а на обличение и наказание людей, которые - по мнению Егора - ведут себя неправильно.

Сам себя Егор считает хорошо приспособленным к жизни человеком: он умеет скандалить и стоять на своём, может при случае даже в морду дать. Друзья же смотрят на Егора с плохо скрываемой жалостью. Так как Егор постоянно вляпывается на ровном месте то в скандалы, то в драки, то даже в какие-то нелепые суды.

10. Недосып

Оля Головоластная спит по шесть часов в день. Иногда - по пять часов. Проснулась, хлопнула кофе и давай суетиться до самой ночи.

Другая девушка на ее месте давно бы уже задумалась о том, что как-то неправильно живет. Но Оля вот уже много лет не высыпается, и думать она уже давно отучилась. Когда у Оли выпадают свободные полчаса, она наливает себе очередную чашку какой-нибудь бодрящей бурды и… садится тупить. Смотрит телевизор, втыкает в интернет, просто глядит осоловевшими глазами в стену и гоняет по кругу пустые мысли.

Со стороны кажется, будто выйти из этого порочного круга очень просто. Надо просто взять себе за правило нырять под одеяло ровно в двенадцать ночи. Пара недель восьмичасового сна, и Олю будет не узнать. Она станет спокойной и доброй, перестанет гавкать на людей и начнет все успевать.

Но… чтобы в ритме вальса переделать все дела к одиннадцати вечера надо совершить над собой некислое волевое усилие. А на такое усилие сонная Оля, увы, не способна.

Невыспавшаяся Оля будет ежедневно тратить несколько часов на разного рода бессмысленную ерунду. Из-за этих потерянных часов Оля будет ежедневно ложиться не в двенадцать, а в два. А в восемь утра - хочешь или не хочешь - ей придется невыспавшейся вставать и копытить на работу. Где уж тут задумываться о какой-то там смене деятельности и больших деньгах. Это так, мечты.

Согласно индексу глобального рабства (The Global Slavery Index), в современном мире 45,8 млн человек находятся в той или иной форме рабства. Об этом свидетельствуют данные доклада , опубликованного на сайте международной организации The Walk Free Foundation. Индекс глобального рабства представляет собой рейтинг из 167 стран по количеству людей, которые находятся в некой форме так называемого «современного рабства».

Под этим термином понимаются различные виды принудительного труда и проституции, торговли органами и людьми,

а также любые взаимоотношения, нарушающие принцип равенства и всеобщего права человека на достоинство и свободу.

Однако доля рабов в общем населении страны относительно небольшая — по этому показателю Россия находится на 16-м месте.

В докладе отмечается, что более половины (58%) тех, кто находится в настоящее время в рабстве, живут в пяти странах: Индии (18,4 млн), Китае (3,3 млн), Пакистане (2,1 млн), Бангладеш (1,5 млн) и Узбекистане (1,2 млн). Некоторые из этих стран предоставляют дешевую рабочую силу, которая производит товары для рынков Западной Европы, Японии, Северной Америки и Австралии.

Специалисты The Walk Free Foundation подробно разбирают ситуацию в некоторых отдельно взятых странах. Так, согласно информации организации,

в КНДР есть свидетельства использования принудительного труда в обширной сети трудовых лагерей, в то же время северокорейские женщины подвергаются принудительному браку

и ими буквально торгуют в Китае и других соседних странах. Власти Узбекистана принудительно заставляют своих граждан ежегодно собирать урожай хлопка.

В рейтинге также сообщается о странах с наименьшим уровнем современного рабства по отношению ко всему населению. Такими странами являются Люксембург, Ирландия, Дания, Швейцария, Австрия, Швеция и Бельгия, а также США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. По данным организации, в этих политически стабильных странах власть проявляет наибольшее желание бороться с современным рабством.

В отдельном рейтинге стран, правительства которых предпринимают наибольшие усилия для борьбы с рабством, Россия получила оценку CC. Согласно градации The Walk Free Foundation, государства с данной оценкой «предпринимают ограниченные меры по борьбе с рабством, оказывают базовые услуги помощи жертвам, обладают ограниченной системой уголовного наказания и системой защиты от современного рабства. Кроме того, существуют свидетельства того, что некоторые государственные практики и законы облегчают распространение рабства. Услуги по борьбе с рабством в значительной степени обеспечиваются НПО с ограниченным финансированием правительства или поддержкой в натуральной форме».

К рейтингу The Walk Free Foundation уже предъявлялись претензии : методологию организации называли «загадочной» и «непоследовательной», критике подвергались методы случайной выборки и репрезентативных опросов, проводимых Институтом Гэллапа (Gallup). Даже

сам термин «современное рабство» не имеет четких критериев и меняется из года в год,

что лишает рейтинг репрезентативности. В 2013 году Россия заняла 49-е место в рейтинге мирового рабства Global Slavery Index. Тогда в нашей стране, по оценкам экспертов, насчитывалось до 540 тыс. человек, которых можно назвать современными рабами. Всего же на тот момент в мире насчитывалось 29,8 млн человек, живущих в условиях рабства. Если верить The Walk Free Foundation, за три года в России, да и во всем мире, число рабов увеличилось практически в полтора-два раза.

Активист движения «Альтернатива» Олег Мельников считает эти показания достоверными и близкими к реальности. «В связи с конфликтом на Украине и нестабильностью в ряде стран СНГ очень большое количество трудовых мигрантов едет в Россию — даже без знания языка. Они совершенно не адаптированы под российское законодательство в том плане, что они не знают, каким образом выстроены трудовые отношения в нашей стране. В связи с этим число рабов растет», — поделился он в беседе с «Газетой.Ru».

Еще одна причина — экономический кризис, из-за которого в стране увеличилась внутренняя миграция. Если раньше людям хватало заработка в своих регионах, то теперь им приходится ездить на подработки в другие части страны. «В принципе, это и раньше было, но не в таких масштабах. Многие из-за спада экономики потеряли заработок, не могут выплачивать ранее взятые кредиты.

За «длинным рублем» они едут в большие города и там попадают в сети так называемых рабовладельцев. Порядка 10% людей, которые приехали из деревень в Москву, попадают в рабство»,

— говорит Мельников. На вокзалах люди становятся заложниками вербовщиков, которые переправляют рабов на кирпичные заводы и фермерские хозяйства, опаивая свои жертв барбитуратами и прочими наркотическими средствами (три года назад Мельникову пришлось испытать эту процедуру ).

Кроме того, в крупных городах России за последнее время увеличилось число попрошаек. «90% из них скажут вам, что они с Украины, 80% из них — что из Одесской области, где орудует диаспора молдавских цыган, которые выискивают своих жертв, предлагают работу (например, сидеть с ребенком или убираться в магазине), а на самом деле перевозят сюда попрошайничать. У них отбирают документы и обещают отпустить, если они заработают $10-15 тыс.», — рассказывает Мельников. Обращение в полицию рабам также не поможет из-за отсутствия документов: на их восстановление уходит не меньше трех недель, и отсутствие крыши над головой толкает жертв на то, чтобы вернуться к своему хозяину.

«Один из самых тяжелых случаев случился с бабушкой из Луганской области. В юности, в 60-х годах, она потеряла зрение. В 2012 году ей предложили поехать в Россию, чтобы восстановить зрение. Но вместо этого ей зашили глаза, и она год попрошайничала возле Курского вокзала, — вспоминает Мельников. —

Нужно понимать, что в Москве нет нуждающихся людей. Не нужно откупаться от своей совести, кидая мелочь попрошайкам.

Если хочешь помочь — надо помогать, но ни в коем случае не давать им деньги. Иначе таких бабушек станет только больше».

По мнению активиста, в двукратном росте числа рабов в России виновно в том числе действующее законодательство. Статья 127 п. 2 УК РФ (использование рабского труда) прописана крайне небрежно: по ней непонятно, кто попадает под определение «раба» и кто не попадает. «Любой сотрудник полиции скажет вам: «Ну какой же он раб, где его цепи?», хотя исторически рабов никогда в цепях и не держали. Даже если человек, которого удерживали в рабстве, напишет заявление в полицию, он все равно не придет на очную ставку. В итоге данные дела просто закрываются», — сетует Мельников.

В Москве, во время резонансного дела о рабах в Гольяново , правоохранители вовсе отказывались возбуждать дело по 127-й статье, добавляет Мельников. «Когда дело все-таки было возбуждено, его закрыли спустя пять дней без объяснения причин. Родственники рабов были вынуждены подать в ЕСПЧ, чтобы защитить свои права. Что касается «Альтернативы», то движение пытается делать все, что в его силах, чтобы исправить ситуацию. В очереди на освобождение у нас находятся 30 человек, а деньги есть только у одного. Так и живем», — разводит руками Мельников.

Живой товар:
рабство в современном мире

В нашем сознании со словами "рабы" и "рабство" обычно ассоциируются рабовладельческие отношения в древнем мире или практиковавшееся в XVI-XIX вв. использование вывезенных из Африки невольников на плантациях Нового света. Считается, что окончательно рабство прекратило свое существование в конце XIX века, когда в 1888 году последняя рабовладельческая страна - Бразилия - предоставила свободу своим невольникам. Отдельные обнаруженные факты рабовладения и работорговли приписывали либо криминальным группировкам, либо связывали с социально-экономической отсталостью некоторых африканских и азиатских стран. Во многих из них рабство продолжало официально существовать вплоть до 40-х - 50-х годов ХХ века, например, в Непале, где правительство отменило рабство только под нажимом мировой общественности.

Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Но на самом деле это совсем не так. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Но они есть. Некоторые правозащитные организации, говоря о масштабах рабства в современном мире, называют цифру от 100 до 200 миллионов человек. Но все же более соответствующей истине представляется точка зрения английского социолога Кевина Бейлза, который оценивает численность современных рабов в 27 миллионов человек! Большинство из них составляют кабальные рабочие в Индии, Пакистане и некоторых других странах Южной Азии. Кроме того, рабство существует в различных формах в Индокитае, в Южной Америке, в Западной и Центральной Африке, на Аравийском полуострове.

Но не надо думать, что эта проблема не касается т.н. "цивилизованного мира" - и в CША, и в Японии, и в Западной Европе тоже существуют рабы. Их неоплачиваемый труд составляет определенную долю в современной глобальной экономике, причем долю немалую. По подсчетам международных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в районе 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света. Современное рабство существенно отличается от рабства прошлых веков. Но и между современными рабами в разных культурах и частях света есть различия.

Так, в некоторых азиатских и африканских странах сохраняется домашнее рабство, наиболее приближенное к архаичным чертам классического рабства, традиционного для этих культур. Наиболее же распространена, в том числе и в "развитых странах", более современная форма рабства, которую можно назвать "рабством по контракту". Она гораздо теснее связана с мировой экономикой, чем патриархальное домашнее рабство в замкнутых обществах ближневосточных и африканских стран.

Домашнее рабство в мавританском обществе

Домашнее рабство на протяжении столетий было характерно для традиционных культур многих азиатских и африканских стран. Практически все семьи традиционной феодальной знати и многие незнатные зажиточные семьи владели невольниками, в которых обращали привозимых из внутренних африканских районов взятых в плен или насильно захваченных работорговцами людей. В течение XIX-XX вв. в большинстве ближневосточных и во многих африканских странах эта традиция была преодолена, но в некоторых домашнее рабство остается до сих пор, хотя и в несколько измененном состоянии. Мавритания расположена в северо-западной Африке. Эта страна Сахары, имеющая выход к Атлантическому океану, обладает площадью более миллиона квадратных километров, большую часть которой занимает пустыня. Она всегда развивалась на стыке двух цивилизаций - арабской и африканской. Ее юг - долину реки Сенегал, где еще возможно вести какое-то сельское хозяйство, населяют западноафриканские народы тукулер, фульбе, волоф и т.д., традиционно занимающиеся земледелием. Центральные и северные районы - край господства кочевых и полукочевых арабо-берберских племен - т.н. "великих номадов", представители знатных семейств которых до сих пор удерживают всю полноту реальной власти в стране в своих руках.

В экономическом отношении Мавритания - одна из наиболее слаборазвитых стран Африканского континента, да и всей планеты. Ее внешнеэкономический долг превышает 2,5 миллиарда долларов, потребности в продовольствии страна может обеспечить лишь на 30%. Единственное, что Мавритания может предложить взамен импорта иностранных товаров - железная руда. Но доходы от ее экспорта оседают в карманах правящей верхушки и практически не расходуются на развитие экономики, инфраструктуры, образования и здравоохранения. Мавритания - страна со средней продолжительностью жизни 40 лет, тридцатилетние женщины здесь уже выглядят старухами. Только пятая часть домов имеет электричество, а в кочевьях наступление ночи означает сплошную темень. Здесь и по сей день сохраняются многие пережитки феодальных отношений, в том числе и деление населения страны на касты - высшую военную знать ("хасанов"), мусульманское духовенство ("марабутов"), рядовых кочевников-скотоводов ("зенага"), рабов и их потомков ("харатинов").

Всего лишь 30% населения составляют т.н. "белые мавры" арабского происхождения, остальная часть приходится на афро-мавританцев и харатинов. Но белым маврам в стране принадлежит вся полнота власти и все экономические богатства.Они заинтересованы в сохранении своего господства и не собираются что-либо менять. Домашнее рабство для них - неотъемлимый источник доходов и следование древним традициям. Обычно рабы передаются в семьях мавританской знати по наследству и составляют часть их собственности, выполняя любую работу, которую им поручают хозяева. Рабыни готовят, убирают в доме, удовлетворяют сексуальные потребности хозяина. Мужчин-рабов можно увидеть ухаживающими за скотом и охраняющими стада и кочевья, в городах они трудятся на стройках, продают на улицах самый ходовой в стране товар - холодную воду, стоят за прилавками магазинов и рыночными лотками. Большинство рабов живет в вопиющей нищете, владея жалкими пожитками вроде собственных лохмотьев, чашек и одеяла. Жаркий мавританский климат позволяет им жить прямо на улице, ночуя у шатра или у дома своего хозяина. В мавританской столице - городе Нуакшот, где более-менее сказывается влияние современной цивилизации, рабство принимает новые формы. Переселяясь в Нуакшот из отдаленных районов страны, белые мавры привозят с собой своих рабов и открывают собственный бизнес, используя их неоплачиваемый труд.

В среднем, на содержание одного раба хозяин тратит около 15 долларов в месяц, что является одним из самых низких в мире расходов на оплату труда. Одно из наиболее распространенных занятий рабов в Нуакшоте - торговля водой. В городе, где только 40% жителей пользуется водопроводом, это очень прибыльное дело. С раннего утра и до позднего вечера рабы развозят по городу воду на тележках, в общей сложности - не менее 700-800 литров в день. Если раб приносит домой выручку меньше той суммы, которую ему назначил хозяин, то раба ждут побои или лишение еды. Конечно, выручка в 4-5 долларов в день, которую приносит раб, по европейским меркам сумма маленькая, но для мавританского хозяина это пусть небольшой, но все же стабильный и почти дармовой доход. А если учесть, что воду развозит несколько рабов, то эта сумма может быть больше в четыре, пять, шесть раз. Почему рабы не уходят от своих хозяев? - напрашивается естественный вопрос. Но ведь им попросту некуда идти! Рабы, ушедшие от своих хозяев, обречены на еще более нищенскую жизнь, полную страданий и лишений. Бывшего раба-мужчину ждет изнурительный физический труд на добыче железной руды или на строительстве, женщину - участь проститутки. К тому же, дети рабынь обычно остаются у хозяина, так как хозяин всегда будет настаивать, что это дети от него и патриархальный шариатский суд всегда подтвердит его правоту.

Под нажимом мировой общественности мавританское правительство еще в 1980 году заявило о полной ликвидации рабства в стране. Но в действительности оно существует и правящие круги ничуть не стремятся к его действительной ликвидации. Для правящих страной кланов арабской кочевой знати рабство - надежный источник доходов и мусульманские улемы (богословы и законоучители) всегда найдут ему оправдание, ссылаясь на Коран и арабские традиции. Правительство усиленно скрывает факты существования рабовладения в стране, ограничивая въезд в Мавританию иностранцев и преследуя всех, кто пытается донести правду о рабстве до мировой общественности. Тем не менее, в стране уже появились первые ростки антирабовладельческого движения. Один из примеров - правозащитная организация "SOS рабов", активисты которой по мере своих сил и возможностей пытаются бороться с рабством.

"Рабство по контракту" в Бразилии...

В отличии от отсталых полуфеодальных обществ вроде Мавритании, Бразилия выглядит вполне цивилизованной "демократической" страной, интегрированной в мировую экономику. Но за внешним бразильским благополучием скрываются чудовищная нищета миллионов безработных и сезонных рабочих, хищническая эксплуатация природных богатств и полное безразличие коррумпированной власти и потворствующих ей "умеренных левых". В этой стране никогда не было недостатка в бедняках, готовых пойти на любую работу ради выживания собственного и своей семьи. Поэтому не удивительно, что в ХХ веке здесь появилось новое рабство. Оно приняло совершенно иные, чем в традиционных восточных обществах, формы. Его можно назвать "рабством по контракту". Наибольшее значение "рабство по контракту" имеет для добычи древесного угля, в котором нуждается работающая на экспорт и внутренние нужды бразильская сталелитейная промышленность. Древесный уголь поступает в результате почти неограниченной вырубки тропических лесов Амазонии. В лесных площадях пока там еще нет недостатка, но есть недостаток в рабочей силе, который бразильские предприниматели и стремятся восполнить за счет "рабов по контракту". Вербовщики рабочей силы, которых бразильцы называют gatos ("коты"), появляются в "фавеллах" - городских трущобах Сан-Паулу и Минас-Жерайса, обещая отчаявшимся безработным беднякам стабильный и высокий заработок на лесозаготовках. Люди верят, к тому же gatos часто покровительствуют местные власти, в том числе и полицейское начальство. У завербовавшегося на лесозаготовки рабочего gatos требуют в первую очередь удостоверение личности и трудовую книжку. И во многих случаях эти документы рабочий назад не получает. Начиная с этого момента, бразильский рабочий де-факто превращается в бесправного раба. Увезенный в далекие районы, рабочий не имеет ни цента даже для того,
чтобы вернуться домой. Без документов они рискуют быть задержанными полицией, а отсутствие трудовой книжки делает невозможным устройство на работу. Поэтому завербованным рабочим не остается ничего иного, как в тяжелейших условиях почти задаром трудиться на хозяина. Лагеря, где производят древесный уголь, называются batterias - батареи угольных печей. В них может быть от 20 и до нескольких сотен печей, а количество рабочих - от 8 до 40 человек. Угольные печи имеют круглую форму и сделаны из кирпича и глины. Они выстроены в длинную прямую линию - двадцать, тридцать, сорок отстоящих друг от друга на небольшое расстояние печей. Через узкое отверстие рабочие заполняют печь древесиной, складывая ее штабелями, очень тщательно, чтобы все дерево хорошо прогорело и превратилось в уголь. Затем отверстие закладывают кирпичами, замазывают грязью и в печи разжигается огонь. Древесный уголь получается за счет сгорания древесины при минимальном содержании кислорода. Если в печи попадает слишком много воздуха, древесина сгорает до золы. Если воздуха мало, она превращается в бесполезные обугленные деревяшки. Горение продолжается примерно два дня и все это время рабочие должны следить за температурой. Территория вокруг лагеря представляет собой угнетающее зрелище. Все деревья уничтожены, стоит неимоверная жара. Амазонские леса - сами по себе места с очень жарким климатом. Постоянно горящие печи, над которыми струится дым, делают жару возле них неимоверной. Рабочие, черные от копоти и мокрые от пота, вынуждены забираться в саму печь, чтобы выгрузить уголь. От жары они работают почти голыми и поэтому покрыты ожогами. Как правило, после нескольких месяцев работы у печей рабочие заболевают и их безжалостно выгоняют. Редко кому удается продержаться год, два года --почти рекорд. Зная, что сроки получения максимальной прибыли с рабочего очень коротки, gatos стремятся выжать из него все соки, заставляя работать и днем, и ночью практически без передышки.

Масштабы использования рабского труда в современной Бразилии ужасающи. Только в 1996 году в трех графствах штата Мату Гросу в 200 угольных лагерях содержалось более 10 000 человек, включая женщин и детей! А ведь добыча древесного угля производится и во многих других штатах Бразилии. Угольными лагерями далеко не исчерпывается список отраслей, активно использующих дармовой труд "рабов по контракту". Рабы трудятся на золотых приисках, рубят лес в Амазонии, срезают сахарный тростник на плантациях. Чаще всего попадают в кабалу индейцы, которые до сих пор остаются самой бесправной частью бразильского населения. С рабством в Бразилии пытаются бороться правозащитные организации и некоторые левые группы. Эти отважные люди стремятся рассказать всю правду о рабстве, несмотря на то, что это может стоить им жизни. Так, имена восьми активистов в небольшом городе Рио-Мариа в штате Пара внесены в списки "приговоренных к смерти" местной мафией, связанной с владельцами печей, а шестеро правозащитников уже убиты.

...и в России

"Рабство по контракту" - проблема не только бразильская. Как бы не стремилось российское правительство скрыть факты существования "рабства по контракту" в России, особенно в Москве, о нем все равно становится известно. На положении рабов в России фактически оказываются строительные рабочие, прибывающие в Москву и ряд других крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение, обращаются в кадровые агенства и другие фирмы, сулящие им большие деньги за "вахтовые работы" в Москве или на Крайнем Севере. Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах.Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят ничего. Отдельная тема - рабство у цыган и северокавказских народов. Разъезжая по стране в поисках работы, многие т.н. "бичи" и "бомжи" попадают в самое настоящее рабство в аулы северокавказских республик или к цыганам, где их заставляют делать грязную домашнюю работу, ухаживать за скотом или работать в огородах, при этом ничего не платя и содержа впроголодь. Случаи освобождения таких рабов имели место и в Ростовской области, в частности в Батайске и Шахтах, где во время рейдов по домам цыганских наркоторговцев милиция не раз обнаруживала в сараях содержимых на положении рабов мужчин и женщин - как правило, из категории бездомных или злоупотребляющих алкоголем людей.

Дети-рабы

В интересах наживы современные рабовладельцы, как и их предшественники тысячелетия и столетия назад, не гнушаются ничем. Они не останавливаются и перед использованием в качестве дармовой рабочей силы детей и подростков, которые разными путями попадают в рабство. В промышленности подневольный детский труд используется на некоторых предприятиях в азиатских, латиноамериканских и африканских странах. Печально известны фабрики, производящие фейерверки в районе города Шивакаси в индийском штате Тамил-Наду. Примерно 50 000 детей и подростков в возрасте от трех с половиной (!) до пятнадцати лет работают на производстве фейерверков. Занимая деньги в долг крестьянам окрестных деревень, агенты фабрик ставят их в кабальную зависимость. Расплачиваются родители не только своим трудом, но и своими детьми. Автобусы с агентами приезжают в деревню около 5 часов утра, ежедневно. Агенты забирают детей на фабрики, где они работают по 12 часов в сутки. Возвращаются домой дети только после семи часов вечера. В период перед национальным индийским праздником Дивали (Фестиваль огней) фабрики работают без выходных по 7 дней в неделю, а продолжительность рабочего дня увеличивается до 14 часов. Задача детей на фабриках - сворачивать и упаковывать в красочные обертки фейерверки. Со временем пороховая смесь разъедает кожу на детских пальцах и образуются волдыри. Их прижигают куском угля или сигаретой и продолжают работать. У долго работающих на фабриках детей пальцы превращаются в сплошное месиво шрамов, а порошкообразный хлористый калий, фосфор и окись цинка попадают в легкие, вызывая проблемы с дыханием и заражение крови.

Мало чем отличается от рабства труд детей, отдаваемых в качестве работников в чужие состоятельные семьи, в ряде карибских стран. Выполняя грязные домашние работы, эти дети не получают никакой оплаты, кроме скудной пищи, а вдобавок к этому не имеют права покинуть хозяина и часто подвергаются издевательствам и избиениям. Для многих быть отданным в чужую семью означает рабство вплоть до наступления совершеннолетия.

Наконец, в самых разных уголках планеты тысячи девочек и девушек похищаются, покупаются у родителей и принуждаются заниматься проституцией. В отсталых северных районах Таиланда девочку можно купить у ее родителей по цене цветного телевизора. Бордели Бангкока и других тайских городов, столь посещаемых западными туристами в поисках "восточной экзотики", наполнены насильно удерживаемыми девушками, большинству которых от 13 до 18 лет. Чем моложе девушка, тем выше ее стоимость и тем больше она приносит прибыли сутенерам. Но уже через два-три года таиландская проститутка заболевает СПИДом и ее выбрасывают на улицу умирать в нищете. Похищают и покупают девушек не только в азиатских странах, но и в бывших республиках Советского Союза, население которых живет далеко за чертой бедности. Русскими, украинскими, среднеазиатскими девушками уже наполнены публичные дома Европы, США, Израиля, арабских стран. Механизмы вывоза девушек за границу в качестве проституток освещались в прессе не раз, но, тем не менее, торговля живым товаром продолжается. Помимо вывоза девушек зарубеж, их похищают или сладкими обещаниями заманивают в Москву и другие крупные города России "на работу" якобы в качестве нянь, официанток, продавцов и т.д. На самом деле они попадают в положение сексуальных рабынь. Проституция приносит огромные доходы как непосредственно организующим и контролирующим ее криминальным группировкам, так и пронизанным коррупцией т.н. "органам охраны порядка", которые во многих странах сами мало чем отличаются от преступных банд.

Сопротивление рабству

С рабством в современном мире пытаются бороться многие правозащитные, религиозные и политические организации. Надо отдать должное мужеству людей, которые не боясь угрозы ареста или физической расправы, находят в себе силы и смелость открыто выступать против тщательно скрываемых правительствами, капиталистами и криминалом фактов рабства. Конечно, побороть рабство эти люди только своими усилиями не в состоянии. Но они делают очень важную и необходимую работу - собирают по крупицам всю информацию, которая становится благодаря им известна более широким кругам общественности. Часто сбор информации может запросто стоить им жизни, но они бесстрашно интервьюируют бразильских угольщиков и мавританских рабов, выдавая себя за посетителей борделей, расспрашивают проституток, проникают под видом ученых или туристов в самые небезопасные "горячие точки" планеты. Честь и хвала этим людям!

Но, к сожалению, ни правозащитники, ни христианские миссионеры, как бы они не были искренни в своем стремлении освободить часть людей от рабства, саму систему бесчеловечного владения людьми перебороть не в силах. Для того, чтобы полностью освободить рабов и для того, чтобы сделать невозможным явления вроде рабства, необходима смена всей социально-экономической системы. Пока одна минимальная часть людей будет, проживая в нескольких европейских или американских центрах, эксплуатировать миллиарды других жителей планеты, пока безумие капиталистической гонки за прибылью будет уничтожать лесные массивы и превращать некогда цветущие земли в безжизненные пустыни, почва для рабства будет существовать. Только уничтожение капитализма как системы эксплуатации человека человеком (что уже есть рабство) и только борьба с иерархическим и авторитарным устройством общества смогут положить конец рабству во всех его проявлениях.

Шесть показательных примеров рабства в современном мире

Правозащитники выделяют следующие характеристики рабского труда: им занимаются против своей воли, под угрозой применения силы и при ничтожной заработной плате либо вовсе без нее.

2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. Использование рабского труда в любой его форме запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Тем не менее в современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было.

Очень прибыльный бизнес

Эксперты международной организации Free the Slaves утверждают, что если за 400 лет существования трансатлантической работорговли с Черного континента было вывезено примерно 12 млн невольников, то в современном мире на положении рабов живут более 27 млн человек (1 млн в Европе). По мнению экспертов, подпольная работорговля является третьим по уровню прибыльности криминальным бизнесом в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотикам. Ее прибыль составляет 32 млрд долларов, а годовой доход, приносимый подневольными работниками своим владельцам, равен половине этой суммы. «Вполне возможно , пишет социолог Кевин Бэйлз , автор книги «Новое рабство в глобальной экономике», что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведен ваш телевизор… Рабство позволяет снижать стоимость товаров по всему миру, поэтому рабовладение столь привлекательно сегодня».

Азия

В Индии по сей день существуют целые касты , поставляющие дармовых работников, особенно детей, работающих на вредных производствах.

В северных провинциях Таиланда продажа в рабство дочерей является главным источником средств к существованию на протяжении столетий.

«Здесь , пишет Кевин Бейлз, культивируется особая форма буддизма, который видит в женщине существо, неспособное достичь блаженства как высшей цели верующего. Рождение в женском обличье указывает на грешную жизнь в прошлом. Это своего рода наказание. Секс не грех, он только часть материального природного мира иллюзий и страдания. Тайский буддизм проповедует смирение и покорность перед страданием, ибо все происходящее – это карма, от которой человеку все равно не уйти. Такие традиционные представления очень облегчают функционирование рабства» .

Патриархальное рабство

Сегодня существует две формы рабства – патриархальное и трудовое . Классические, патриархальные, формы рабовладения, когда невольник считается собственностью хозяина, сохраняются в ряде стран Азии и Африки - Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Индии, Таиланде, Непале, Мьянме и Анголе . Официально подневольный труд здесь отменен, но он сохраняется в форме архаических обычаев, на которые власти смотрят сквозь пальцы.

Новый мир

Более современная форма рабства – это рабство трудовое, появившееся уже в ХХ веке. В отличие от патриархального рабства, здесь работник не является собственностью хозяина, хотя и подчинен его воле. «Такая новая рабовладельческая система , - считает Кевин Бейлз, - присваивает экономическую ценность отдельных людей без какой-либо ответственности за их элементарное выживание. Экономическая эффективность нового рабства чрезвычайно высока: экономически убыточные дети, старики, больные или увечные просто выбраковываются (в патриархальном рабстве их обычно худо-бедно содержат на более легких работах. – Прим. «Вокруг света» ). В новой системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу производства по мере необходимости и утратившая свою прежнюю высокую стоимость ».

Африка

В Мавритании рабство особое – «семейное». Здесь власть принадлежит т. н. белым маврам арабам-хасанам. Каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев харатинов . Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Но самый прибыльный вид рабского бизнеса в этих краях – продажа воды. С утра до вечера харатины-водоносы развозят по городам тележки с большими флягами, зарабатывая в день 510 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.

Страны победившей демократии

Трудовое рабство распространено по всему свету, включая страны победившей демократии. В него обычно попадают те, кто был похищен или незаконно иммигрировал. В 2006 году комиссия ООН опубликовала доклад под названием «Торговля людьми: глобальные закономерности». Там говорится, что людей продают в рабство в 127 странах мира, а в 137 государствах эксплуатируются жертвы торговцев людьми (что касается России, то здесь, по некоторым данным, проживает более 7 млн человек на положении невольников). В 11 государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей (более 50 тыс. человек ежегодно), среди них – Новая Гвинея, Зимбабве, Китай, Конго, Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Литва и Судан .

Мужчины, женщины и дети

Тем работникам, которые сами хотят покинуть родину, некие фирмы обычно сперва обещают высокооплачиваемую работу за рубежом, но потом (по прибытии в чужую страну) у них отбирают документы и продают простаков держателям криминального бизнеса, которые лишают их свободы и принуждают к труду. По оценкам специалистов из конгресса США, ежегодно 2 млн человек переправляются за границу для последующей перепродажи . По большей части это женщины и дети. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а на деле заставляют заниматься проституцией (сексуальное рабство) или работать на подпольных швейных фабриках.


В трудовое рабство попадают и мужчины . Самый известный пример – бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих. Завербованных, которым сначала пообещали высокий заработок, а потом отобрали паспорт и трудовую книжку, увозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там они только за пищу, не зная отдыха, пережигают огромные эвкалипты в древесный уголь, на котором работает сталелитейная промышленность Бразилии . Редко кому из углежогов (а число их переваливает за 10 000) удается проработать более двух-трех лет: заболевших и травмированных безжалостно выгоняют...

ООН и другие организации прилагают немало усилий в борьбе с современным рабством, но результат пока довольно скромный. Дело в том, что наказание за работорговлю в разы ниже по сравнению с другими тяжкими преступлениями, например с изнасилованием. С другой стороны, местные власти зачастую настолько заинтересованы в теневом бизнесе, что откровенно покровительствуют современным рабодержателям, получая часть от их сверхприбылей.

Фото: AJP/Shutterstock, Attila JANDI/Shutterstock, Paul Prescott/Shutterstock, Shutterstock (х4)

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и в качестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.
Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.
Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе. Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к бывшему рабу.
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок. В течение этого четко оговоренного периода они были обязаны служить своему хозяину, а в случае побега их могли силой вернуть обратно. По завершении срока “договорной службы” индивиды становились полноправными гражданами страны, получали возможность жить, где они пожелают, и продавать свой труд.
Но “слуг по договору” стало не хватать для удовлетворения потребности в рабочей силе. Попытка превратить индейцев в своих рабов окончилась провалом. Тогда колонисты стали превращать в рабов африканцев, которых привозили в Северную и Южную Америку голландцы, англичане, португальцы и испанцы. В этом контексте некоторые аналитики делают вывод о том, что расизм в Соединенных Штатах непосредственно вытекает из рабовладения. Обнаружив, что пожизненное закабаление людей представляет большие выгоды, американские рабовладельцы выработали свою идеологию – систему убеждений, обосновывающую социальные построения. Определяющей ее идеей, оправдывавшей пожизненное рабство, стала идея о том, что рабы по своему уровню находятся ниже белых людей, что они – недочеловеки, или люди, задержавшиеся в своем развитии на стадии младенческого, беспомощного состояния и, следовательно, нуждающиеся в присмотре людей более высокого уровня – колонизаторов.
Позднее в южных штатах были введены в действие законы, делающие рабство наследственным, т.е. дети родителей-рабов становились собственностью хозяина этих рабов; рабами становились также дети рабов, в свое время усыновленных своими владельцами. Рабовладельцы имели право продавать, обменивать или отдавать таких детей в услужение за деньги. Согласно другим законам, рабам не разрешалось вступать в брак, находиться вдали от дома без разрешения хозяина, проводить собрания или учиться грамоте. Системы легальной дискриминации не изменились и после Гражданской войны 1861-1865 гг. К примеру, до 1954 г. в американских штатах функционировали две раздельные школьные системы – для белых и для цветных детей. Вплоть до 1950-х гг. в штате Миссисипи считалось недопустимым, чтобы белый человек и афро-американец сидели рядом на одном сиденье автомобиля. Белым и чернокожим не запрещалось находиться в одной машине только потому, что в таком случае чернокожие не смогли бы работать шоферами.
Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой – рабом (не имеющим привилегий).

Касты

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия – браки в рамках собственной группы – и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индия. Индийское общество – наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи – купцы и искусные ремесленники; шудры – простые рабочие и крестьяне; хариджан – отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
Южная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения – многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) – разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино – белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие – предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не у одного поколения граждан ЮАР.
Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было “заменено” расовой кастовой системой – рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые – представители высшей касты боялись “запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Кланы

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.
Клан эмира Кувейта состоит примерно из 150 человек, занимающих дюжину стоящих по соседству домов в Кувейте. В период оккупации Кувейта Ираком в 1989-1990 гг. члены клана сосредоточили все имеющиеся в их распоряжении средства для выживания. Так, члены клана, занимавшиеся сбытом бытовых приборов, осуществляли подкуп иракских должностных лиц, задаривая их кухонными комбайнами, микроволновыми печами, телевизорами; те, кто работал в гостиничном бизнесе, утаили огромные количества гостиничного продовольствия, которым потом делились с прочими членами своего клана. Сообща они спланировали и осуществили освобождение из тюрьмы одного из членов клана и сумели тайно переправить его в Саудовскую Аравию.

Классы

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.
Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса,– одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.