Методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов. Характеристика основных методов оценки персонала

Открыть бизнес

«Кадры решают все» — эта крылатая фраза, сказанная еще в 1945 году, сохраняет свою актуальность и в наши дни. Правильный человек на своем месте – залог успеха компании. Для успешного найма эффективного сотрудника необходимо использовать современные методы подбора и уделять внимание полноценной оценке профессиональных качеств сотрудника.

Основная цель данной статьи — рассказать (в первую очередь, руководителям и собственникам) о методах поиска, подбора и оценки персонала.

Методы поиска персонала

Подбор персонала – это комплексная система поиска и отбора наиболее релевантных кандидатов на открытые позицию с использованием различных критериев (личностные качества, знания и навыки кандидата, образование, профессиональный опыт). В идеале эти критерии разрабатываются HR-специалистом совместно с руководителем под конкретную должность и используются, как ориентир в процессе всего подбора. Если в компании нет HR, то руководитель может самостоятельно сделать упрощенную модель критериев.

Формирование и использование критериев оценки

Мы намеренно не применяем в этой статье термина « », чтобы не утруждать читателя терминологией. Поэтому будем использовать «критерии» — все качества кандидата, которыми он должен обладать.

Итак, наша задача описать будущего сотрудника. Это может быть таблица с тремя строчками («идеал», «оптимум» и «жесткие требования» — без чего не будем рассматривать) и несколькими столбцами: образование, стаж, профессиональные навыки (вплоть до описания конкретных операций или софта), личностные качества. И заполнить эту таблицу максимально подробно. Можно еще дополнительно оценить значимость/вес каждого критерия.

Структура этой таблицы и указанные в ней данные, по сути, являются основой для составления описания вакансии и проведения . При встрече с кандидатом оценивайте его уровень по всем критериям, используя одну шкалу (например, от 1 до 6). Лучше это делать сразу после встречи, пока свежи впечатления.

Особое внимание следует уделить личностным качествам искомого специалиста. При составлении требований основной ошибкой бывает создание портрета идеала — легкий на подъем, поведенчески гибкий, исполнительный, креативный… (Прямо как жена, любовница и шеф-повар в одном флаконе). Но это часто противоречивые требования. Креативный редко бывает системным и упорядоченным, а гибкий и легкий на подъем вряд ли будет обладать упорством. Да, и сама должность задает стандарты к кандидату. Так что не ожидайте и не ищите того, чего нет.

Методы подбора персонала

Основные методы подбора персонала включают:

  1. Массовый подбор. Используется для найма работников низшего звена (кассиры, грузчики, официанты и другие).
  2. Прямой поиск. Применяется для подбора специалистов среднего и высшего звена. Данный метод требует высокой квалификации от HR специалиста, поэтому некоторые организации прибегают к помощи кадровых агентств в силу отсутствия способного менеджера внутри компании.
  3. Head Hunting. Разновидность прямого поиска, к которому обращаются если необходимо найти узкоспециализированного специалиста. В большинстве случаев, такие сотрудники уже трудоустроены и основная задача HR менеджера — переманить специалиста в свою организацию. Из-за высокой квалификации, требуемой от менеджера по персоналу, данный метод подбора заказывается у рекрутинговых агентств.

Подбор персонала: основные источники

В самом начале специалисту по найму или непосредственному руководителю необходимо сделать важный выбор: искать сотрудника внутри организации или же обратить свое внимание на внешний рынок труда. Внутренний поиск персонала, в основном, ограничивается кадровым резервом, в то время как для поиска будущих сотрудников на вне организации имеются различные методы: карьерные выставки, специализированные сайты по поиску персонала, объявления в СМИ, рекрутинговые агентства.

Основные преимущества внутреннего поиска :

  • сотрудник уже прошел когда-то отбор;
  • знаком с корпоративной культурой;
  • есть данные о его эффективности;
  • в некоторых случаях возможно рассматривать вопрос совмещения, а значит — снижения ФОТ.

У внешнего подбора тоже есть свои положительные стороны:

  • выбор потенциально более широк по сравнению с поиском по внутренним кандидатам;
  • потенциально больший мотивационный потенциал у кандидата;
  • возможность найти специалиста более профессионального, чем имеющиеся в компании.

Конечно же, основным методом поиска были и остаются специализированные сайты, где кандидаты размещают свои резюме.

Закидываем сети

Последние 3-5 лет хорошие результаты показывает поиск персонала в социальных сетях — сообществах и страницах. Особенно IT, фарма, узкоспециализированные инженерные направления. Некоторые компании, постоянно испытывающие кадровый голод, сами создают сообщества или форумы для привлечения потенциальных сотрудников.

По некоторым специалистам (например, по печатникам или операторам станков с ЧПУ) удачным решением может быть ведение в компании своей картотеки. Ведь не подошедший сейчас специалист может быть востребован компанией позже. Или сможет рекомендовать своих коллег.

Стандартные методы оценки персонала в рекрутменте

К основным методам оценки персонала при его подборе относятся:

Об ограничениях использования компетенций в оценке персонала

В самом начале проводится подробная разработка модели компетенций, которая создается непосредственно под каждую должность. Как правило, 6-8 позиций – среднее оптимальное количество оцениваемых компетенций. Под каждый навык подбирается комплекс соответствующих упражнение и инструментов.

Само проведение центра оценки проходит в три этапа: деловые игры, интервью, тестирование. Целесообразное количество человек, которое позволяет провести качественную оценку, составляет от 6 до 12 человек. Следует заметить, что для более эффективного анализа поведения участников один эксперт закреплен за двумя из них.

В течение первого этапа, который может длится 1-1,5 дня, проводятся деловые игры и разнообразные упражнения. Во втором этапе наступает очередь совместного использования тестирования и интервью. Заключительный этап отводится для составления отчетов и предоставления обратной связи участникам центра оценки.

Сейчас, многие компании предоставляют свои услуги по проведению центра оценки. Разработка модели компетенции сторонними организациями составляет 1-3 недели, а проведение ассесмент центра – 1-3 дня. Многие эксперты утверждают, что в современных условиях возрастает роль умения работать в команде, отодвигая профессиональные качества на второй план. Наилучшим способом оценить способность кандидата к взаимодействию внутри коллектива могут деловые игры.

Собеседование – один из самых распространенных и качественных методов оценки кандидата. С использованием интервью решения о найме персонала принимаются в 85% случаях. Существуют различные виды собеседований: биографическое, поведенческое, по компетенциям и т.д. В целом, они похожи по стилистике проведения.

Одной из новых тенденций в проведении собеседования считается прохождение интервью с использованием мессенджеров. Значительное число компании сталкиваются с тем, что многие кандидаты стали реже отвечать на телефонные звонки. Поэтому, работодатели нашли другой способ общения с кандидатами – через текстовые онлайн приложения. Затраты на общение составляют примерно 15000-18000 рублей, а количество кандидатов, которых можно опросить возрастает с 30 до 90 человек. Говоря о тенденциях в области подбора персонала, стоит отметить возрастающую роль мобильных приложений, которые, возможно, в скором будущем придут на смену менеджеру по подбору персонала.

Нередко, для более качественной и эффективной оценки качеств кандидата, используют интервью по компетенциям и кейс-интервью.

Значительное количество крупных международных организаций используют тестирование, как один из первичных методов отбора персонала. Это позволяет отсеять откровенно неадекватных (по профессиональным и психологическим качествам) кандидатов.

Резюме

Подводя небольшой итог основным методам подбора и оценки, стоит заметить, что только ассесмент центр позволяет получить всестороннюю и полную оценку соискателя. Компании, которые не обладают возможностью использовать центр оценки, часто совмещают интервью и тесты для получения более подробной информации о человеке.

Нестандартные методы оценки кандидатов

К нестандартным методам подбора и оценки кандидатов можно отнести:

  • Brainteaser -интервью. При использовании этого метода кандидату задаются различные каверзные вопросы, цель которых оценить способность человека к нестандартному мышлению.
  • Оценка кандидата с помощью физиогномики. Специалист-психолог на основе черт лица человека определяет его характер, темперамент.
  • Графология . Известный, но редко используемый метод оценки. На основе почерка человека определяются психологические особенности человека. Стоит заметить, что одного текста для оценки недостаточно. Желательно иметь несколько примеров рукописного текста, написанного в спокойной обстановке, потому что почерк человека зависит от настроения человека и может изменяться.

Конечно, эти методы спорны. Но в комплексе с классическими могут давать интересные результаты.

Заглянем в будущее

Одной из тенденций в сфере подбора персонала является использование открытых данных при принятии решения о найме.

Внедрение big data, можно предположить, сделает рекрутмент более точным, но и более сложным

В качестве дополнительного источника информации возможно использование социальных сетей. Большая часть молодого населения проводит время онлайн, публикуя различные посты, подписываясь на разнообразные группы. Посредством анализа информации в социальных сетях специалист может составить психологический профиль кандидата.

Возможность анализировать данные из разных источников и автоматизация сбора и переработки информации, скорее всего, приведет в ближайшем будущем к появлению сервисов, которые по характеристикам компании (и характеристикам уже работающих сотрудников) будут максимально эффективный поиск и хедхантинг.

Ошибки, совершаемые рекрутерами и кандидатами

При подборе персонала могут возникать различные ошибки. К примеру, рекрутер или руководитель при оценке кандидата полагается на свою интуицию, личную симпатию, что может способствовать выбору неподходящего кандидата. Часто возникает «эффект ореола», когда на фоне яркого кандидата (харизматичный, эмоциональный) остальные оцениваются через призму этого ореола, а не качеств.

Учет только профессиональных качеств при отборе кандидата без учета личностных качеств может в дальнейшем нанести организации вред. Для успешной работы в коллективе личностные качества иногда перевешивают значение навыков и умений.

В ходе собеседования кандидат может взять в свои руки ход собеседования, уводя беседу в другое русло.

Ошибкой рекрутера можно считать отсутствие у кандидата полной информации о всех этапах отбора. Часто подбор персонала проходит в несколько этап, и многие HR специалисты забывают рассказывать кандидатам о последующих ступенях отбора.

Как правильно выставить оценку соискателю после собеседования с ним

Для правильной оценки кандидата после собеседования, необходимо иметь модель компетенций перед глазами (или, как мы уже писали, набор критериев).

Обращайте внимание на речь возможного будущего сотрудника и его реакции. Если заметили неадекватную реакцию (волнение, суетливость, сухость или чрезмерную развернутость ответа), это сигнал исследовать эту область.

Рекомендуется не использовать слишком короткую шкалу оценки критериев/компетенций. Оптимально — 5-7 баллов. По каждой компетенции необходимо выставить оценку, исходя из проявлений/ответов кандидата. И сравнить с оптимальным профилем.

Таким образом, сравнив несколько кандидатов, вы можете выбрать наиболее подходящего компании.

И в завершении статьи, несколько советов…

Как кандидату вести себя на встрече

Благоприятная оценка кандидата, которую он может получить в глазах рекрутера или руководителя, зависит, во многом, от него самого. При прохождении собеседования необходимо помнить несколько правил:

  • Желательно прийти за 10-15 минут до собеседования. За это время у Вас будет возможность взглянуть на офис компании, увидеть, как происходит рабочий процесс, оценить сотрудников компании (ведь вы тоже приглядываетесь к компании).
  • Внешний вид должен соответствовать корпоративной культуре организации. Если вы работали в этой сфере, то знаете основные стилистические решения и жесткость дресс-кода. Из рекомендаций — светлый верх (рубашка, блуза) создают лучшее впечатление.
  • Речь должна быть грамотной, внятной и спокойной.
  • Невербальное поведение (жесты, мимика…) имеет огромное значение. По статистике, в ходе общения более 60% информации передается с помощью невербальных сигналов. Поэтому уделите хотя бы 5 минут подготовке перед зеркалом — последите за собой, когда делаете самопрезентацию.
  • Задавать вопросы HR менеджеру или руководителю необходимо. Это покажет Вас как рассудительного человека, которому важно то, где он будет работать и чем заниматься. Но вопросы должны быть по сути.
  • Позитивный настрой очень важен, поэтому на вопрос о прошлом работодателе не стоит вспоминать все обиды. Укажите основную причину вашего ухода или недовольства.

Методами, позволяющими оценить ПВК кандидатов, являются:

  • анализ документов;
  • собеседование;
  • деловая игра;
  • профессиональное испытание;
  • психодиагностическое обследование;
  • психофизиологическое обследование;
  • медицинская экспертиза.

Анализ документов кандидатов - заявлений о приеме на работу, дипломов и аттестатов об образовании, трудовых книжек, отзывов, характеристик и рекомендаций с прежних мест работы, автобиографий и резюме - в целом позволяет выявить соответствие кандидатов формальным требованиям, которые должны служить основанием для формирования (в прошлом или будущем, в процессе обучения или практической деятельности) или свидетельствовать о степени сформированности (по результатам прошлой деятельности) необходимых ПВК.

Как правило, все формальные и некоторые неформальные данные отражаются в таком документе, как «Анкета кандидата», которую заполняют претенденты на вакантные должности. Каждая организация, а в ряде случаев и ее подразделения включают в анкету те позиции, которые считают необходимыми. Но наиболее часто анкета содержит следующие позиции:

  • согласие на предоставление и изучение личных данных;
  • фамилия, имя, отчество и дата рождения;
  • адрес проживания, адрес электронной почты и номер телефона;
  • образование (учебное заведение, годы обучения, специальность и специализация) ;
  • профессиональная деятельность (организации, должности, основные обязанности, годы работы и причины увольнения);
  • рекомендации (имена, должности и контакты лиц, которые могут их дать);
  • цель трудовой карьеры и профессиональные желания.

Работодателю могут понадобиться и такие данные, как: членство в профессиональных ассоциациях; владение иностранными языками; владение компьютером; семейное положение, наличие, пол и возраст детей; условия проживания; возможность поездок в командировки и их максимальный срок; наличие автомобиля и водительских прав, занятия спортом и спортивные достижения; хобби; хронические заболевания и вредные привычки.

Если требуется более краткий перечень формальных характеристик, то кандидата просят представить резюме, или иначе curriculum vitae , которое, в принципе, составляется в свободной форме. Вместе с тем сложилась традиция включать в резюме следующие пункты: имя, адрес, контакты; искомая должность; опыт работы; образование; дополнительная информация (которую кандидат считает необходимым сообщить); возможность предоставления рекомендаций. В целом смысл составления резюме в том, чтобы кандидат вспомнил и грамотно изложил все свои важные образовательные и профессиональные достижения, которые соответствуют искомой должности.

В практике отбора наибольшие разногласия вызывает использование рекомендаций предыдущих работодателей, руководителей, представителей профессиональных ассоциаций. Как правило, отделы кадров требуют предоставить письменные рекомендации и (или) контактные телефоны четырех-шести таких референтов. Однако, во-первых, рекомендации нужны не всегда, а во-вторых, как показывает опыт, до четверти рекомендаций являются ложными.

Необходимость в рекомендациях возникает в случае, если кандидаты нанимаются на должности менеджеров среднего или высшего звена, а также на должности, предполагающие полную материальную ответственность. Однако следует помнить, что рекомендации являются недостаточно надежным инструментом отбора. Во-первых, рекомендации берут у тех, кто может дать их в положительном ключе. Причиной получения недостоверной информации может быть нежелание бывшего работодателя «выносить сор из избы». Хорошая рекомендация может быть дана как условие увольнения по инициативе работодателя и т.п. Поэтому объективную информацию получить трудно, но все равно рекомендациями пренебрегать не следует. Их следует по возможности проверять. Наконец, должна вызывать вопросы ситуация, когда кандидат не смог представить ни одной рекомендации.

Собеседование - это переговоры о потенциальном сотрудничестве. Более конкретно собеседование представляет собой процесс личного общения представителя организации - топ-менеджера, линейного руководителя, сотрудника кадровой службы (психолога), сотрудника службы безопасности - с кандидатом или одновременно с несколькими кандидатами на замещение вакантной должности с целями определить соответствие кандидатов общим требованиям организации (организационной культуре) и конкретному рабочему месту, а также изучить пожелания кандидатов относительно новой работы . Процесс общения может быть непосредственным (face-to-face) или через Интернет (Skype ). Режим видеособеседования применим для экономии времени и в случае большой территориальной удаленности высококвалифицированных специалистов.

Логика проведения собеседования позволяет выделить в нем ряд этапов.

На первом этапе происходит знакомство представителя организации с кандидатом и кандидата с организацией. При этом представитель кратко рассказывает об организации - основных видах ее деятельности, продукции, достижениях, преимуществах работы в ней, а затем просит кандидата так же кратко рассказать самое главное о себе и ответить на вопрос: «Почему организация должна взять именно вас?»

На втором этапе выявляются личностные качества кандидата, которые позволяют судить о его соответствии требованиям организации и организационной культуре (личностные ПВК). Поскольку эти требования и ценности специфичны для каждой организации, то и вопросы могут быть различными. Однако наиболее часто кандидату задаются вопросы, связанные с его отношением к трудовой деятельности в целом; мотивацией работы в организации и на искомой должности; жизненным опытом и характером (жизненные проблемы и способы их решения, личностные достоинства и недостатки, контактность и поведение в коллективе). Конкретные вопросы в соответствии с организационной культурой могут выявлять, например, стремление кандидата проявлять инициативу и творчество, повышать квалификацию, добиваться карьерного роста. Схожесть ценностных ориентаций личности кандидата и ценностей организации облегчает процессы адаптации и самореализации кандидата на новом месте работы.

Цель третьего этапа собеседования - определить степень профессионализма кандидата для выполнения им обязанностей на искомой должности (специальные ПВК). Здесь вопросы к кандидату связаны с его профессиональным опытом и квалификацией - какие виды работ кандидат выполнял, какая работа ему нравится и удается, а какая вызывает трудности. Возможна и проверка его сообразительности, находчивости, скорости реакции и других качеств, необходимых для практической работы. Так, можно попросить кандидата произвести простые математические операции, например сосчитать, сколько составит 30% от 300 руб., или ответить, почему крышка люка круглая.

На основных этапах собеседования вопросы кандидату ставятся (уточняются) в форме, требующей конкретных ответов («приведите пример того, как вы...», «расскажите о вашей роли в...», «опишите ситуацию, в которой вы...»).

Четвертый этап предназначен для того, чтобы кандидат задал все интересующие его вопросы об организации и должности, руководстве и коллективе, собственных перспективах в случае устройства на работу, а ведущий собеседование завершил его, поблагодарив кандидата за общение.

Во время всего собеседования важно оценить особенности внешности и поведения кандидата, по которым можно судить о качествах, в той или иной степени необходимых для любой работы. Такими особенностями могут быть опрятность и подтянутость, уравновешенность и уверенность в себе, грамотность, логичность изложения мыслей, живость и быстрота реакции, находчивость, искренность и интерес к работе. Наконец, следует подчеркнуть, что собеседования с кандидатами, претендующими на одну или одинаковые должности, должны проводиться по одному плану, включать одни и те же вопросы, для того чтобы можно было корректно сравнивать полученную информацию.

Деловые игры представляют собой метод групповой работы на основе моделирования предметного и социально-психологического аспектов содержания профессиональной деятельности. Деловая игра как метод отбора кадров позволяет определить :

  • уровень деловой активности кандидатов;
  • наличие тактического и (или) стратегического мышления;
  • скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);
  • способность адекватно оценивать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;
  • способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
  • способность прогнозировать развитие процессов;
  • стиль руководства, ориентацию при принятии решений «на себя» или «в интересах команды» и др.

Как видим, деловая игра позволяет оценить многие аспекты поведения индивидов в группе, однако чаще всего она используется для отбора управленческих кадров. Главная особенность деловых игр, нацеленных на отбор руководителей, состоит в создании ситуаций неопределенности, в решении участниками «размытых», а не жестко структурированных задач, в формировании установок на инновационное, рискованное поведение. Тем самым в процессе игры можно оценить творчество, самостоятельность мышления, ответственность и инициативу кандидатов, т.е. именно те качества, которые необходимы лицам, принимающим решения.

Деловая игра в целях профотбора проводится под руководством ведущего - «мастера-методолога» в небольших группах по 6-12 человек в течение одного-двух академических часов. Игра может включать инструктаж, собственно игру и подведение ее итогов.

Инструктаж начинается со знакомства игроков и состоит из доведения до них правил игры, объявления темы игры и игрового задания.

Игра может проводиться с применением различных методик и приемов активизации мыслительной деятельности игроков. Так, для генерирования решений используются методики брейнсторминга (мозгового штурма, мозговой атаки) и его модификаций (635, утопической игры, кибернетической сессии), синектики, контрольных вопросов, морфологического анализа Ф. Цвикки, морфологических матриц А. Моля и др. Применяются и методики, включающие различные сочетания вышеприведенных, например интегральная методика «Метра».

Алгоритм игры разрабатывается в зависимости от того, каких специалистов и с какими ПВК нужно отобрать. Приведем пример одного из алгоритмов, требующих от игроков принятия решений.

  • 1. Перед игровой группой (возможно произвольное ее разбиение на подгруппы) ставится задача по размещению инвестиций, осуществлению организационных изменений, управлению персоналом и т.п.
  • 2. Каждый игрок самостоятельно принимает решение и фиксирует его на бланке.
  • 3. Решение принимается в игровой группе (подгруппах). Возможные альтернативы решений генерируются, например, методом мозгового штурма, а затем в процессе дискуссии вырабатывается групповое решение.
  • 4. Каждый играющий вновь принимает индивидуальное, но уже окончательное решение, учитывая результаты групповой дискуссии.
  • 5. Группа (подгруппы) обосновывает свое решение. Выслушиваются особые мнения игроков.
  • 6. Оцениваются результаты групповой работы. Например, отклонение группового решения от оптимального оценивается в баллах - от 1 (при максимальном отклонении от оптимума) до 5 (при наиболее близком к оптимальному решении).
  • 7. Оцениваются минимальные и максимальные отклонения индивидуальных первичных и окончательных решений от оптимального.

Помимо оценки адекватности индивидуальных решений можно оценить и другие характеристики принимающих их индивидов:

  • совпадение первоначального решения игрока с групповым решением свидетельствует о его способности убеждать окружающих в правоте своего решения. Если же игрок принял хорошее первоначальное решение, а групповое решение было хуже, то это свидетельствует о том, что данный игрок не был достаточно убедительным;
  • умение прислушиваться к мнению и доводам окружающих проявляется в способности отказаться от своего первоначального решения в пользу лучшего решения, предложенного другими членами группы или выработанного группой в процессе обсуждения. Если же игрок при принятии окончательного решения возвращается к своему первоначальному решению, которое хуже, чем групповое, то это свидетельствует о негибкости мышления и определенной доли упрямства.

Кроме этих качеств оценивается соответствие кандидатов конкретным требованиям, предъявляемым организацией к кандидатам на вакантные должности.

Подведение итогов предполагает обмен мнениями, споры и подведение общих итогов игры.

Деловые игры в этом и других вариантах на различных этапах их проведения включают в себя групповые дискуссии, которые позволяют наблюдать и оценивать знания, творческий потенциал, способность формировать, выражать и отстаивать свое мнение, отношение к чужому мнению и критике своего, коммуникабельность и другие качества кандидатов, необходимые организации. В связи с высокой информативностью для решения целого ряда задач изучения персонала групповая дискуссия может использоваться как самостоятельный метод отбора.

Профессиональные испытания должны воспроизводить или моделировать конкретные ситуации профессиональной деятельности, для которой подыскивается работник. Эти ситуации могут быть ключевыми, определяющими успешность деятельности, экстремальными или критическими. Руководитель должен уметь принимать решения и давать по ним конкретные и ясные указания, но ему же может понадобиться умение не просто принимать решения, но оперативно реагировать на новые ситуации или ситуации неопределенности, руководитель проекта, кроме того, должен грамотно планировать, организовывать и мотивировать работу членов команды и т.п.

Различают теоретические и практические профессиональные испытания.

Теоретические испытания служат, прежде всего, для оценки знаний и мышления кандидатов. Они могут проводиться в форме экзамена или в форме индивидуального анализа конкретных ситуаций. Последнее понятие следует пояснить. Технология «Центр оценки», суть которой будет раскрыта ниже, зачастую предполагает использование так называемой почтовой корзины. В «корзине» находятся документы и данные для их анализа. Кандидат должен изучить эти документы и определить, какие проблемы нужно решать, в какой очередности, какими методами, и обосновать свою точку зрения. Эту ситуацию можно «виртуализировать» и помимо исходной информации предоставить кандидату возможность обращаться за ее уточнением к специально подготовленному «компетентному лицу».

Нечто среднее между теоретическими и практическими испытаниями и деловыми играми представляет собой имитация конкретных ситуаций. Например, кандидата на руководящую должность ставят в положение начальника, который должен провести беседу с подчиненным. Возможными темами беседы могут быть снижение результативности работы подчиненного, разбор его жалобы, предотвращение его увольнения по собственному желанию и т.п. Для подготовки беседы кандидату представляется информация о подчиненном и его предшествующем поведении. На основе полученной информации кандидат продумывает ход беседы и проводит ее. В роли подчиненного выступает специально подготовленное лицо, которое должно вести себя одинаково со всеми кандидатами, получившими одинаковые задания.

Практические испытания позволяют оценить кандидата, что называется, «в деле». Практические испытания могут быть относительно простыми. Так, отбор секретарей и делопроизводителей может заключаться в печатании текста под диктовку либо в его составлении в соответствии с определенными требованиями. К сложным относят испытания, подобные испытаниям руководителей, к примеру умения будущего преподавателя или инструктора просто, доходчиво и исчерпывающе знакомить обучаемых с изучаемым предметом. Для некоторых профессий практические испытания - вождение автомобиля для водителя или кладка кирпичей для каменщика - являются основным методом установления профпригодности кандидатов.

За процессом профессиональных испытаний наблюдают квалифицированные специалисты (эксперты), которые оценивают результаты кандидатов по установленным критериям, подобным тестовым нормам, и формулируют свои независимые заключения. Затем по этим заключениям выносится окончательное кадровое решение.

Психодиагностика в целях профотбора предполагает изучение личностных и операциональных психологических ПВК кандидатов. Для каждой из этих групп ПВК подбираются методики, воплощающие собой соответственно субъективный и объективный психодиагностические подходы.

Инструментами субъективного подхода при профотборе являются личностные опросники. Опросник - это методика, содержащая вопросы, на которые испытуемые должны ответить положительно или отрицательно, или утверждения, с которыми испытуемые должны согласиться или не согласиться. Правильных и неправильных ответов нет - каждый испытуемый выбирает их в соответствии со своими субъективными предпочтениями, что и выявляет его личностные характеристики. К личностным относятся опросники:

  • типов личности - Минесотский многомерный личностный перечень (MMPI), личностный опросник Айзенка (EPQ), типологический опросник Майерс - Бриггс (MBTI) ;
  • черт личности - 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (16-PF), тест-опросник самоотпошения В. Столица и С. Пантелеева;
  • направленности личности - методика ценностных ориентаций М. Рокича, список личностный предпочтений А. Эдвардса (EPPS), опросник мотивации достижения А. Мехрабиана;
  • состояний личности - шкала самооценки Спилбергера - Ханина, опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • межличностных отношений - методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика Q-сортировка, опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».

Помимо вышеприведенных опросников существуют и другие. Так, к типологическим следует отнести опросники, предназначенные для диагностики темперамента и акцентуированности личности, а к опросникам направленности личности - методики выявления ее нравственного и социального потенциала. Кроме того, классификация опросников зависит от трактовки предмета диагностики. Например, феномен лидерства можно рассматривать и как тип, и как черту, и как элемент направленности, и как характеристику межличностных отношений личности, а тревожность обычно понимается и как устойчивая черта личности, и как актуальное состояние ее психики - ситуативная тревожность.

В отечественной практике профотбора личностные опросники используются тем чаще, чем менее алгоритмизирована деятельность, чем выше вакантная должность в организационной иерархии и чем большее значение для организации имеет синхронизация ценностных ориентаций кандидата с ценностями организационной культуры. На Западе же использование опросников является практически обязательной процедурой.

Так, в США люди, устраивающиеся на работу, указывают в резюме свой психологический тип, что позволяет понять, к какой деятельности они наиболее склонны и их совместимость с другими сотрудниками. Чаще всего психологический тип обозначается аббревиатурой из четырех букв в соответствии с названиями дихотомических шкал опросника Майерс - Бриггс, который позволяет выявлять у испытуемых различные сочетания следующих личностных признаков: экстраверсия - интроверсия, иррациональность - рациональность, этика - логика, интуиция - сенсорика .

Инструментами объективного подхода в психодиагностике являются стандартизированные тесты. Они представляют собой системы заданий, по результатам выполнения которых можно судить о психологических и психофизиологических особенностях испытуемых. Стандартизация теста означает единообразие процедур выполнения заданий, правильность или неправильность их выполнения, а также наличие тестовых норм - определенного количества правильно выполненных заданий для различных возрастных, образовательных и половых категорий испытуемых.

В психодиагностическом обследовании в основном используются бланковые стандартизированные тесты (тесты типа «карандаш-бумага»). Они предъявляются испытуемым в виде бланков или брошюр, в которых содержатся инструкция и примеры выполнения теста, тестовые задания и формы для записи результатов. Довольно часто результаты тестов с большим количеством заданий заносятся в отдельные «бланки для ответов». Можно выделить следующие основные группы бланковых тестов, использующихся в целях профотбора:

  • интеллекта - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, шкала интеллекта Д. Векслера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда;
  • креативности - тесты Дж. Гилфорда и Е. Торренса, методика «креативного поля» Д. Богоявленской;
  • исследования когнитивных (познавательных) психических функций - «Оперативная память», «Корректурная проба», «Красно-черная таблица», «Компасы», «Сложные аналогии», «Выявление существенных признаков»;
  • способностей и достижений - тесты общих способностей (батарея тестов общих способностей - GABT), тесты специальных способностей (сенсорных, моторных, технических и профессионализированных - математических, литературных, музыкальных и др.), широкоориентированные тесты достижений для диагностики уровня общей профессиональной подготовленности, узкоориентированные тесты достижений для диагностики степени освоения отдельных учебных курсов и программ.

Помимо объективного и субъективного подходов в психодиагностике существует и проективный подход , реализация которого осуществляется с использованием проективных методик. Инструментарий проективных методик представляет собой неоднозначные стимулы, которые испытуемые должны определенным образом упорядочить или придать этим стимулам определенный смысл. В качестве стимулов также могут выступать задания нарисовать или сыграть каких-либо персонажей. Классическим примером проективного подхода является первая из разработанных проективных методик - тест «чернильных пятен» Г. Роршаха.

Работа в рамках проективного подхода требует высокой квалификации психолога и его специальной подготовки по конкретным методикам, поэтому они в основном применяются для углубленных психодиагностических обследований. В целях профотбора могут использоваться наиболее стандартизированные (конечно, понятие стандартизированное™ по отношению к проективным методикам может использоваться только условно) и наименее затратные по времени тестирования методики, такие как «Тест юмористических фраз» (ТЮФ), «Несуществующее животное», «Незаконченные предложения», Восьмицветовой тест М. Люшера, с помощью которых диагностируют психические состояния и свойства личности. Сочетание в одном исследовании различных психодиагностических подходов (разработанных в их рамках методик) позволяет получать информацию, наиболее релевантную его целям.

Психофизиологическое обследование кандидатов проводится с использованием так называемых аппаратурных тестов. Аппаратурные тесты предполагают применение специальных технических устройств (приборов) - электроэнцефалографов, рефлексометров, реактометров, тремометров и др. и позволяют получать информацию о центральной нервной системе, высшей нервной деятельности, сенсо- и психомоторики, кар- диореспираторной системе, физической работоспособности испытуемых. Исследования с использованием аппаратурных тестов, как правило, проводите я в лабораторных условиях специалистами-психофизиологами.

В настоящее время существует тенденция сопряжения технических устройств, которое дает возможность проводить комплексные исследования на одной технической и программной базе. Как правило, в таких комплексах вход/выход информации осуществляется через компьютер. Так, программно-аппаратный комплекс для психофизиологических исследований - «ПАКПФ» с помощью 12 психофизиологических тестов позволяет выявлять и объективно оценивать скорость реакции и переключения внимания, сообразительность, утомляемость, выносливость, умственную работоспособность и уровень тревожности человека. К числу психофизиологических комплексов можно отнести и полиграф, называемый также детектором лжи, который по результатам синхронной регистрации параметров кардиореспираторной системы и электрического сопротивления кожи позволяет делать заключения о достоверности сообщаемой испытуемым информации.

Комплексируются также психологические и психофизиологические тесты. Например, программно-аппаратный комплекс психологической и психофизиологической диагностики «БОСТ-ТЕСТ» позволяет диагностировать как индивидуально-личностные особенности (когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую сферы, стрессоустойчивость и личностную саморегуляцию, социально-психологические особенностей адаптации личности), так и психофизиологические характеристики (кар- диометрические, свойства нервной системы, сенсомоторную и зрительно- моторную реакции) испытуемых. В целях профотбора и развития персонала комплекс обеспечивает прогнозирование успешности профессиональной деятельности в условиях повышенной стрессогенности, диагностику стратегий саморегуляции в ситуации неопределенности, проведение диагностических и тренинговых сессий стресс-менеджмента, тренингов развития навыков саморегуляции и др.

Медицинская экспертиза профессиональной пригодности работников (кандидатов на должности) проводится по письменному направлению работодателя врачами-специалистами - профпатологами (врачебной комиссией под руководством профпатолога). Ее цель - определить состояние здоровья работника и вынести медицинское заключение о его пригодности или непригодности к выполнению конкретных профессиональных обязанностей. Для проведения экспертизы профпригодности работник представляет в медицинскую организацию перечень документов о предварительных и периодических медицинских осмотрах. Эти осмотры предполагают: оценку индивидуальных факторов риска развития профзаболеваний; выявление вредных привычек и определение противопоказаний к работе во вредных условиях; оценку состояния реактивности и резистентности организма к воздействию вредных профессиональных факторов; выявление патологических нарушений, указывающих на несоответствие состояния здоровья выполняемой работе.

Наиболее распространенными методами экспертизы профпригодности работников являются наружный осмотр (соматоскопия), антропометрия, рентгенография, лабораторно-инструментальные исследования: общий анализ крови и мочи, флюорография, исследование биологических сред на предмет употребления психоактивных веществ. Медицинская экспертиза может предполагать сочетание медицинских экспертных методов с психологическим тестированием, например осмотр кандидата у врача- психиатра.

В заключение рассмотрения методов профотбора следует отметить, что иногда строгой границы между деловой игрой и практическим испытанием, психодиагностическим и психофизиологическим обследованием, психофизиологическим обследованием и медицинской экспертизой не существует.

Игра может предполагать выполнение практических заданий, исследование когнитивных психических функций (внимания, памяти, мышления и др.), может осуществляться в рамках как психодиагностического, так и психофизиологического обследования при помощи бланковых тестов, изучение психофизиологических функций с использованием аппаратурных тестов может быть частью медицинской экспертизы, медицинская экспертиза может включать в себя психологическое тестирование.

Оценка личностных качеств кандидатов на основе резюме и интервью

Из грамотного резюме кандидата на должность можно узнать о его образовании, основных вехах его жизненного пути, об основных навыках и способностях, однако следует помнить, что резюме - это вид рекламы, а значит, все достоинства человека будут преувеличены, а недостатки - опущены или приуменьшены. При ознакомлении с резюме соискателя необходимо обращать особое внимание на информацию между строк:

Общее впечатление;

Стиль написания;

Акценты, грамотность;

Объективность запросов по зарплате;

При проведении интервью желательно не структурировать его жестко. Это обязывает действовать строго по заданной схеме.

Здесь существует такой подход: интервью необходимо структурировть обязательно, но при беседе с новым кандидатом проводить его в зависимости от обстоятельств и с учетом поведения человека. Это более верный подход, ведь заранее точно не определишь ход предстоящей беседы, и только в процессе проведения интервью можно точно выбрать подходящие методы для данного собеседника.

Вначале интервью с соискателем необходимо задать несколько сближающих вопросов, которые помогут в общении с незнакомым человеком. В первые минуты более достоверную информацию можно получить из глаз соискателя, затем нужно переключить внимание на руки. Для этого необходимо развивать хорошую зрительную память.

По мнению ученых, около 90 % информации поступает в человеческий мозг через органы зрения (газа), и лишь 9 % через слух. Через остальные органы чувств не более 4 %. При проведении первых интервью очень полезно делать для себя пометки на резюме в ходе проведения интервью.

Ложь в беседе с соискателем можно выявить по следующим признакам:

Нервозность поведения;

Учащенный пульс на висках;

Испарения на лбу или верхней губе;

Затруднение дыхания;

Сужение зрачков;

Учащенное моргание;

Собеседник осознанно сдерживает себя при ответах.

Также необходимо отличать ложь от волнения. Отличительные признаки последнего:

Постоянная смена позы;

Длительные паузы перед ответом на вопросы;

При высказываниях заметна нерешительность;

Односложность ответов;

Проявляет недовольство при каверзных вопросах и т.д.

В интервью необходимо затрагивать ряд моментов из прошлой и будущей жизни претендента на вакантную должность. Просто необходимо чередовать незначительные вопросы с важными. Это делается с тем, чтобы усыпить бдительность соискателя и считать его эмоциональные реакции на провокационные вопросы, например "Что Вы можете сказать о своем бывшем начальнике?".

Помимо стандартных вопросов (о навыках, хобби, образовании), известные "акулы" менеджмента советуют задавать вопросы, касающиеся ценностей оцениваемого кандидата.

Также поможет определить темперамент (пассивный или активный) походка соискателя. Данное наблюдение очень важно для выяснения психологической совместимости с начальником. Если начальник холерик (быстрый и порывистый), то флегматик (медлительный и невозмутимый) или меланхолик (вяло реагирующий на окружающее) его будут постоянно раздражать. Тем самым, найдя супер-профессионала в своем деле, можно испортить жизнь и начальнику и подчиненными из-за их психологической несовместимости. В большинстве случаев такая ошибка закончится для работника увольнением.

Многие менеджеры по персоналу считают, что вывод о необходимости приглашать человека на собеседование можно сделать уже в ходе телефонного интервью. Поэтому до собеседования с кандидатом рекомендуется применять к возможному кандидату телефонное интервью. Таким образом, можно узнать характер человека по темпу речи, по голосу. Следующее на что необходимо обратить внимание - это культура общения, то есть умение слушать собеседника. Эту способность Вам необходимо соотносить с характером начальника, для которого подбирается персонал.

Самое главное - это умеет ли человек мыслить и насколько быстро и корректно он реагирует на задаваемые вопросы.

Представление об умственных способностях кандидата дает чистота речи. Издавна считается, что человек, способный ясно мыслить, ясно излагает свои мысли. В ходе телефонного интервью легко выяснить человека, который ищет работу только для заработка. Если первая фраза кандидата об уровне зарплаты, то сразу следует задуматься о необходимости приглашения данного кандидата на собеседование. Очень желательно структурировать телефонное интервью. Необходимо готовить ряд вопросов, чтобы получить ответы на интересующие места в резюме. Например, если у кандидата есть несоответствия по времени обучения, перерывы в работе. Важно узнать о причинах увольнения с предыдущих мест работы.

В ходе телефонного интервью и собеседования необходимо спрашивать у кандидата не что он делал, а как он работал. Только в этом случае Вы получите реальную информацию о его отношении к трудовой деятельности.

Когда назначается встреча интересующему кандидату, нужно обратить внимание на пунктуальность по времени прибытия. Если соискатель опоздал на интервью, необходимо сделать выводы из таких моментов:

1. Объяснил ли приглашенный кандидат причину задержки.

2. Как соискатель объяснял свое опоздание.

Что касается физиологических параметров кандидата, то рост и вес характеризует такие качества человека, как конфликтность и быстрота реакции. Общеизвестный факт, что крупный человек в большинстве случаев менее конфликтен, а в работе медлительный. Обязательно следует обращать внимание на внешний вид соискателя, обувь, стиль одежды, прическу. Все в образе кандидата несет нужную информацию. Давно замечено, что обувь спокойных, покладистых людей снашивается равномерно.

Некоторые практикующие менеджеры по персоналу советуют заполнять так называемую "Анкету эксперта" по свежим впечатлениям сразу после беседы с соискателем. Можно заранее разработать такую анкету, главное чтобы она позволяла, не тратя лишнего времени, отметить в ней необходимые ключевые слова, добавив при этом свои наблюдения важным моментам конкретного кандидата. Затем составляется психологический портрет кандидата, и делаете прогноз на его совместимость с будущим руководителем и возможное его поведение на будущем месте работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия деловой оценки и отбора персонала. Цели процесса отбора персонала. Отбор кандидатов на вакантную должность, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения, обучение. Методы оценки деловых и личностных качеств кандидатов.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2012

    Влияние личностных качеств руководителя на управление коллективом. Анализ методик по оценке личностных качеств руководителя на примере спортивного Центра. Проведение исследования и предложения по выбору личностных качеств руководителя для оценки.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Теоретические основы оценки деловых и личностных качеств менеджера. Характеристика деятельности предприятия ООО "Фрегат". Методы анализа персонала и планирования карьеры сотрудников. Понятие лидера как менеджера, который мотивирует и обучает кадры.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

    Исследование сущности аттестации персонала и критериев ее оценки. Традиционные и нетрадиционные методы аттестации персонала. Изучение организационной структуры предприятия ООО "УГСМ". Оценка показателей развития личностных и деловых качеств сотрудников.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2014

    Понятие многокритериальной оценки качества, методы и технологии отбора кандидатов на вакантную должность. Характеристика деятельности кадрового центра. Методики и анализ оценки личностных и профессиональных качеств. Компьютерное обеспечение проекта.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Факторы, влияющие на формирование деловых качеств менеджера. Профессиональная деятельность менеджеров - молодых специалистов. Управление персоналом на современном предприятии. Методы оценки деловых и личностных качеств менеджера при приеме на работу.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Система деловых качеств руководителя, необходимых для успешного руководства. Этические нормы поведения руководителя, потенциальные ограничения в эффективной деятельности. Умение формирование коллектива, качества лидера. Методы оценки качеств руководителя.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

Время на чтение: 9 мин

Работодатель заинтересован в том, чтобы принятый в компанию сотрудник соответствовал позиции, разделял корпоративные ценности и не создавал рисков. Достичь этого помогает профессиональная оценка кандидата на должность . Можно обратиться к помощи специализированных агентств. Однако опытные HR-менеджеры проводят подбор самостоятельно.

Определение целей и задач кандидата

Эффективный найм невозможен без четкого понимания руководством компании, каким набором личностных и профессиональных компетенций должен обладать кандидат. Они зависят от целей, которые ставятся сотруднику на этой должности. Поэтому до проведения собеседований менеджеру по персоналу вместе с непосредственным руководителем будущего работника следует подготовить два документа: перечень должностных обязанностей с указанием плановых целей и профиль кандидата.

Список обязанностей берут из должностной инструкции, а цели - из общих задач компании. Рекрутеры часто испытывают трудности с составлением профиля кандидата.

Считается, что он должен включать в себя такие пункты:

  • биографические особенности (пол, возраст, уровень образования, семейный статус);
  • личностные качества;
  • управленческие и профессиональные компетенции.

Для каждой должности все три блока будут различаться. Для менеджера по продажам важны коммуникативность и устойчивость к стрессу, а для инженера - креативность и системное мышление. Секретарь должен знать делопроизводство, а специалист по кадрам - трудовое законодательство.

В каждой компании есть общие требования и нормы. Если средний возраст в команде - до 30 лет, то, скорее всего, руководитель предпочтет более молодого кандидата. Это нужно указать в профиле.

Выбор критериев

До тех пор, пока отбор соискателей осуществляется людьми, совершаются ошибки. Чтобы ее минимизировать, рекомендуют разработать четкие критерии, по которым будет определяться пригодность кандидата. Они должны быть надежными, понятными всем участникам процесса, комплексными и объективными.

К их разработке, равно как и к проведению собеседований, в ряде компаний привлекают нескольких сотрудников. Распространенная комбинация - HR-менеджер, будущий начальник и руководитель смежного подразделения. Если объявлен конкурс на вакансию топ-менеджера, к подбору подключается директор или собственник компании.

Часто используют следующие :

  1. Оценка текущей компетенции и потенциала. В расчет берут не только , знания и навыки, которыми претендент уже обладает, но и его обучаемость. Пробелы в образовании и опыте устраняются ресурсами работодателя, если соискатель удовлетворяет требованиям должности.
  2. Мотивация . Следует понимать ожидания соискателя от работы, этой компании и знать его планы. Для продавца необходим сильный финансовый мотив, стремление зарабатывать. Люди, мотивированные на избегание неудач, лучше справляются с редакторской работой, контролем больших объемов документов.
  3. Соответствие ценностям организации . Не каждый профессионал сработается с командой. Несовпадение ценностей может и должно быть выявлено на стадии отбора.
  4. . В первую очередь оценивают опрятность, ухоженность, готовность к соблюдению дресс-кода.
  5. Безопасность .

Как грамотно разбить отбор на этапы

От момента получения резюме до принятия решения о приеме на работу должно пройти несколько этапов. В каждой организации утверждены стадии отбора, различающиеся от важности вакансии.

Наиболее распространены следующие этапы:

  1. Базовое собеседование . Может проводиться по телефону или лично специалистом кадровой службы. Для маленьких компаний и кандидатов на массовые рядовые вакансии это первый и единственный этап отбора. Его цель - знакомство, получение общего впечатления о соискателе.
  2. Заполнение анкеты . Фиксируются сведения об образовании, должностных обязанностях на предыдущих местах работы, достижения и ожидания кандидата.
  3. Прохождение тестов . В ходе этапа оценивают профессиональные и личностные качества претендента.
  4. Итоговое собеседование , деловые игры или экзамен. Важная стадия подбора, форма которой напрямую зависит от должности для объявленной вакансии.
  5. Проверка сведений о предыдущем опыте работы (рекомендаций). Личный звонок и беседа с бывшими коллегами дают больше информации, чем собеседование и анкетирование.
  6. Подведение итогов . На этом этапе ключевой руководитель просматривает результаты испытаний финальных кандидатов на вакантную должность и принимает решение о найме.

Для ряда должностей необходимо проведение медицинского обследования.

Привычные методы оценки

На рынке есть компании, которые предлагают нетрадиционные методы оценки кандидатов. Но чаще всего организации выбирают привычные схемы, дополняя их современными тенденциями.

Личностные тесты

Когда для работы необходимы определенные черты характера, рекрутеру полезно будет составить психологический портрет кандидата. Для этого используют личностное тестирование. Человек может давать социально ожидаемые ответы.

Используют такие тесты:

  1. Психологическое исследование Т. Лири. Испытуемый высказывает мнение о 128 утверждениях, проверяя их на соответствие своему представлению о себе сейчас и той личности, которой он хотел бы стать. После этого то же следует сделать о другом человеке (сыне, жене, коллеге и т.д.).
  2. Тест Кеттела. Пример вопроса: У меня есть силы на то, чтобы преодолеть любые жизненные трудности. Варианты ответа: 1. Постоянно. 2. Сейчас. 3. Редко
  3. Работа с ситуациями третьей стороны. Высказывая отношение к действиям посторонних, человек наиболее объективен. Метод раскрывает глубокие мотивы и комплексы кандидата.
  4. Тесты на IQ и уровень эмоционального интеллекта.
  5. Перфоманс. Для этого метода сотрудникам компании требуются базовые актерские способности. Чтобы оценить эмпатию и навыки поведения в стрессовых ситуациях, применяют прием "Потеря сознания". В закрытой комнате находятся два человека: соискатель и менеджер по персоналу. Внезапно рекрутер начинает задыхаться и лишается чувств. Далее анализируют реакцию и действия соискателя. Для некоторых профессий, таких как стюардесса, водитель автобуса, учитель, растерянность и бездействие в подобных ситуациях рассматривают как профессиональная непригодность.

В приведенных тестах не бывает верных или неверных ответов. Они лишь помогают выявить черты личности, зафиксированные в профиле кандидата. Иногда с этой же целью применяют исследование почерка и физиогномику. Некоторые компании изучают и гороскоп.

Определение профпригодности и способностей кандидата

Наряду с анализом резюме и собеседованием используют следующие методы:

  • тест на знание иностранного языка, если должность предполагает его последующее использование;
  • креативное задание (написать текст, подготовить рекламный макет, разработать концепт, спроектировать деталь и т.п.);
  • вопросы с вариантами ответов по специальности;
  • выполнение работы на время в присутствии членов комиссии (набор текста, сортировка данных и т.д.);
  • разбор кейсов;
  • деловые игры.

Во время выполнения этих заданий кандидату дается возможность продемонстрировать исполнительность, готовность соблюдать правила, интерес к вакансии. Из опыта рекрутеров многие претенденты отказываются выполнять тестовые домашние задания, предпочитая найти работу с легким входом. Те, кто соглашаются на участие в этапе, впоследствии становятся лояльными сотрудниками.

Изучение доступной биографии

Основные события своей жизни человек упоминает в резюме. Но он может скрыть определенные факты, если они не играют против него. Поэтому HR-менеджеру следует не ограничиваться изучением анкеты, а обратиться к бывшим коллегам или руководителям соискателя. Непринужденная, дружеская беседа с ними позволяет получить много полезной информации.

Носителями биографии являются социальные сети. Изучают открытые страницы, оценивая их с точки зрения профиля кандидата. Для специалиста по рекламе будет странной низкая активность в сетях или полное отсутствие аккаунта. Для менеджера по продажам положительным фактором является подписка на профессиональные группы, просмотр тематического видео, участие в конференциях отрасли. Ценности человека тоже отображаются в аккаунте.

Личное интервью с рекрутом или руководством

Существует несколько методов построения беседы с рекрутером:

  • беседа по кейсам (разбор ситуаций на профессиональные темы);
  • формализованный опросник (вопросы задаются по заданному сценарию);
  • свободный разговор.

В зависимости от количества лиц, принимающих решение со стороны работодателя, и свободного времени могут применяться все методы или один из них.

Другие варианты оценки

Наряду с основополагающими критериями оценки распространены и другие методы.

Внешний вид кандидата

Вне зависимости от компании и должности работодатели хотят видеть в команде аккуратных, опрятных, чистоплотных сотрудников. Небрежный стиль одежды, неухоженная обувь, отсутствие общепринятых элементов делового стиля (галстук, носки и т.д.) могут свидетельствовать о низком уровне развития личности или даже тяжелых состояниях (алкоголизм, депрессия).

Если для позиции необходима модельная внешность, это следует указать в профиле кандидата и описании вакансии.

Внешний вид соискателя.

Финансовая безопасность

Если в компании нет отдельного подразделения, отвечающего за безопасность, эту функцию берет на себя специалист отдела по работе с персоналом. Есть случаи, когда соискателем оказывался представитель конкурентного бизнеса.

Проблемы с законом, плохая кредитная история, темные ситуации на прежних местах работы также должны насторожить рекрутера. Необходимо собрать полную информацию, особенно, если проводится оценка кандидата на руководящую должность.

После интервью

Даже после того, как соискатель приступил к выполнению обязанностей, его продолжают оценивать. Не случайно законодательством предусмотрен испытательный срок для вновь принятых сотрудников.

Проверка коллективом

Если новый сотрудник адаптировался в команде, не провоцирует конфликты, справляется с обязанностями, полезно провести оценку по методу "360 градусов". Способ выявляет сильные и слабые стороны человека.

В исследовании участвуют:

  • сам работник, который оценивает себя по утвержденным критериям или опроснику;
  • его непосредственный начальник;
  • подчиненный сотрудник;
  • 2-3 коллеги, которые общаются с испытуемым по рабочим вопросам.

Наблюдение в действии

Оценить вновь принятого работника в действии проще всего руководителю. Он может подключить коллег, подчиненных, сотрудников смежных подразделений, если деятельность новичка вызывает сомнения. Лучше всего, если в компании подведение итогов испытательного срока будет формализовано, т.е. зафиксировано в документе по утвержденной форме. Это поможет избежать юридических сложностей в случае, если принято решение расстаться с сотрудником.

Какие проблемы могут возникнуть

Если кандидат прошел отбор, это еще не означает, что он продолжит работу в компании. Это может быть связано с тем, что рекрутер недостаточно глубоко знает бизнес или при найме использовался лишь один критерий оценки. Следует учесть неудачный опыт и скорректировать систему подбора в соответствии с целями и задачами компании.