Как проходит аттестация муниципальных служащих. Вопросы-тесты С какой целью проводится аттестация муниципальных служащих

Сельское хозяйство

ОМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ОМСКА

(в редакции Решений Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362 , от 16.12.2015 N 415)

Статья 1. Общие положения

1. Аттестация муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Омска, аппарате Омской городской избирательной комиссии (далее - орган местного самоуправления), проводится в целях определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы.

2. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

3. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

от 16.12.2015 N 415)

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Статья 2. Организация проведения аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация муниципальных служащих проводится по решению представителя нанимателя (работодателя).

Состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы определяется правовым актом представителя нанимателя (работодателя).

Организационное обеспечение проведения аттестации муниципальных служащих осуществляет подразделение по вопросам муниципальной службы и кадров органа местного самоуправления либо структурного подразделения органа местного самоуправления, при его отсутствии - лицо, уполномоченное на решение соответствующих вопросов (далее - кадровая служба).

2. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и иных членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

3. В состав аттестационной комиссии включаются уполномоченные представителем нанимателя (работодателем) муниципальные служащие, в том числе занимающие должности в подразделении, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы; кадровой службе; юридической (правовой) службе соответствующего органа местного самоуправления (его структурного подразделения).

Кроме того, в состав аттестационной комиссии включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии в органе местного самоуправления либо его структурном подразделении), а также могут включаться представители органов государственной власти Омской области, иных органов местного самоуправления Омской области, научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

В зависимости от специфики должностных обязанностей муниципальных служащих в органе местного самоуправления (его структурном подразделении) может быть создано несколько аттестационных комиссий.

5. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

6. Кадровая служба ежегодно разрабатывает график проведения аттестации муниципальных служащих, который утверждает представитель нанимателя (работодатель).

Кадровая служба доводит график проведения аттестации до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

7. В графике проведения аттестации муниципальных служащих указываются:

1) наименование органа местного самоуправления и его структурного подразделения, в которых проводится аттестация;

2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

3) дата, время и место проведения аттестации;

4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление муниципальных служащих.

8. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в кадровую службу представляется отзыв об исполнении данным муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период (далее - отзыв), подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем, подлежащем аттестации:

1) фамилия, имя, отчество;

2) замещаемая должность муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

3) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

9. Кадровая служба не менее чем за 10 дней до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период, а также заявление о своем несогласии с отзывом или пояснительную записку на отзыв.

10. Кадровая служба не позднее чем за 7 дней до проведения аттестации направляет в аттестационную комиссию документы:

Копию должностной инструкции работника;

Аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации (при наличии).

Статья 3. Проведение аттестации муниципальных служащих

1. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии аттестация муниципального служащего переносится на более поздний срок. В случае повторной неявки муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

2. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

3. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на более поздний срок.

4. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

5. Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, органом местного самоуправления задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, являющегося руководителем по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 16.12.2015 N 415)

6. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

7. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

8. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Статья 4. Результаты аттестации

1. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.

(в ред. Решения Омского городского Совета от 08.07.2015 N 362)

2. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

3. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению к настоящему Решению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и иными членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

4. Муниципальный служащий, прошедший аттестацию, знакомится с аттестационным листом под роспись.

5. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, а также представленный на него отзыв хранятся в личном деле муниципального служащего.

6. Материалы аттестации муниципальных служащих передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

7. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.

8. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

9. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

Статья 5. Заключительные положения

1. Признать утратившим силу Решение Омского городского Совета от 07.04.2004 N 161 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения аттестации муниципальных служащих города Омска".

2. Настоящее Решение подлежит официальному опубликованию.

3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комитет Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка (Г.Н. Горст).

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

Приложение. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ муниципального служащего

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________________________

2. Год, число и месяц рождения ___________________________________________

3. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени,

ученого звания ___________________________________________________________

(когда и какое учебное заведение окончил,

специальность и квалификация по образованию, ученая степень,

__________________________________________________________________________

ученое звание)

4. Замещаемая должность муниципальной службы на момент аттестации и

дата назначения на эту должность _________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Стаж муниципальной службы _____________________________________________

6. Общий трудовой стаж ___________________________________________________

7. Вопросы к муниципальному служащему и краткое содержание ответов на

вопросы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Замечания и предложения, высказанные аттестационной комиссией

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Краткая оценка выполнения муниципальным служащим рекомендаций

предыдущей аттестации ____________________________________________________

(выполнены, выполнены частично, не выполнены)

10. Решение аттестационной комиссии ______________________________________

(соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы или не соответствует замещаемой

__________________________________________________________________________

должности муниципальной службы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

12. Количественный состав аттестационной комиссии ________________________

__________________________________________________________________________

На заседании присутствовало ______________ членов аттестационной комиссии.

13. Примечания ___________________________________________________________

Председатель

Заместитель председателя
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Секретарь
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Члены (подпись) (расшифровка подписи)
аттестационной комиссии (подпись) (расшифровка подписи)

Дата проведения аттестации
__________________________

С аттестационным листом ознакомился ______________________________________
(подпись муниципального служащего,
______________________________________
расшифровка подписи, дата)

(место для печати органа местного самоуправления,
структурного подразделения органа местного самоуправления,
Омской городской избирательной комиссии)

9. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации.

10. Кадровая служба не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить под роспись каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

11. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации (за исключением случая внеочередной аттестации по инициативе муниципального служащего) муниципальный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, а аттестация переносится на более поздний срок.

12. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя и (или) иных должностных лиц о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

13. Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед органом местного самоуправления задач, ее эффективности и результативности. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение им ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством о муниципальной службе, результаты профессиональной подготовки, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

14. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей лиц, входящих в ее состав.. Аттестационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Главы района.

15. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании лиц, входящих в состав аттестационной комиссии. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

16. На период аттестации муниципального служащего, входящего в состав аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

17. По результатам аттестации муниципального служащего, за исключением случая, указанного в пункте 18 настоящего Типового положения, аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

При принятии решения о соответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы аттестационная комиссия вправе дать следующие рекомендации:

1) о поощрении муниципального служащего;

2) о повышении муниципального служащего в должности;

3) об улучшении деятельности муниципального служащего;

При проведении аттестации и принятии решения о соответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы аттестационная комиссия может принять также решение о присвоении (очередного) квалификационного разряда муниципальному служащему.

18. По результатам аттестации, проводимой по инициативе муниципального служащего, аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) о присвоении (очередного) квалификационного разряда;

2) об отказе в присвоении (очередного) квалификационного разряда.

19. Результаты аттестации сообщаются аттестованному муниципальному служащему непосредственно после подведения итогов голосования аттестационной комиссии.

20. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме, утвержденной настоящим Положением (Приложение N 4). Аттестационный лист подписывается всеми лицами, входящими в состав аттестационной комиссии, присутствовавшими на ее заседании.

Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.

Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле муниципального служащего.

21. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается всеми лицами, входящими в состав аттестационной комиссии, присутствовавшими на ее заседании.

22. Материалы аттестации муниципальных служащих представляются Главе Кесовогорского района не позднее чем через семь дней после ее проведения.

23. При принятии решения аттестационной комиссией о соответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы Глава района вправе принять решение с учетом рекомендаций, данных аттестационной комиссией.

24. При принятии решения аттестационной комиссией о несоответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы Глава района вправе в течение одного месяца со дня проведения аттестации принять решение о понижении муниципального служащего в должности (путем перевода на другую должность муниципальной службы) с его согласия.

В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы Глава района может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска муниципального служащего в указанный срок не засчитывается.

25. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утверждено

решением Совета депутатов

МО «Красногорский район»

от 28.05. 2008г №170

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «КРАСНОГОРСКИЙ РАЙОН» УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") и определяет порядок проведения аттестации лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Красногорский район» Удмуртской Республики (далее - муниципальные служащие).

2. Аттестация проводится в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной деятельности.

3. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих, в том числе решению вопросов, связанных с повышением их в должности.

4. Аттестации не подлежат муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

5. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

6. До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация муниципального служащего.

7. Внеочередная аттестация может проводиться по решению представителя нанимателя (работодателя) в лице руководителя органа местного самоуправления или представителя этого руководителя, осуществляющего полномочия представителя нанимателя (работодателя), после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления;

2) об изменении условий оплаты труда муниципальных служащих.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

8. Для проведения аттестации муниципальных служащих по решению представителя нанимателя (работодателя) издается правовой акт органа местного самоуправления, содержащий положения:

1) о формировании аттестационной комиссии;

2) об утверждении графика проведения аттестации;

3) о составлении списков муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

4) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

9. Аттестационная комиссия формируется правовым актом органа местного самоуправления. Указанным актом определяется состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

10. В состав аттестационной комиссии включаются: представитель нанимателя (работодателя) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе из подразделения по вопросам муниципальной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором муниципальный служащий, подлежащий аттестации, замещает должность муниципальной службы).

11. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

12. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

13. График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя (работодателя) и доводится до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.

14. В графике проведения аттестации указываются:

1) наименование органа местного самоуправления, подразделения, в которых проводится аттестация;

2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

3) дата, время и место проведения аттестации;

4) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений органа местного самоуправления.

15. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

16. Отзыв, предусмотренный пунктом 15 настоящего Положения, должен содержать следующие сведения о муниципальном служащем:

1) фамилию, имя, отчество;

2) замещаемой должности муниципальной службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

3) перечне основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых муниципальный служащий принимал участие;

4) мотивированной оценке профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

17. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных муниципальным служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период.

18. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист муниципального служащего с данными предыдущей аттестации.

19. Кадровая служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого муниципального служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Раздел 3. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ

20. Аттестация проводится с приглашением аттестуемого муниципального служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации муниципальный служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

21. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной деятельности муниципального служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

22. Обсуждение профессиональных и личностных качеств муниципального служащего применительно к его профессиональной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

23. Профессиональная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

24. При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным служащим ограничений, отсутствие нарушений, запретов, установленных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, - также организаторские способности.

25. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

26. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

27. На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

28. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

29. Аттестационная комиссия может давать рекомендации:

1) о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе;

2) о повышении их в должности;

3) об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих;

5) о включении в кадровый резерв.

30. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

31. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

32. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

33. Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле муниципального служащего.

34. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол заседания комиссии, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

35. Материалы аттестации муниципальных служащих представляются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

36. После проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт органа местного самоуправления или представителем нанимателя (работодателя) принимается решение:

1) о поощрении муниципального служащего;

2) в течение срока, определенного Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", о понижении в должности с согласия муниципального служащего.

37. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

38. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

39. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

" № 11/2015

Какие квалификационные требования установлены к муниципальным служащим? Каковы цели аттестации служащих? Какими нормативными актами определен порядок ее проведения и каков он? Из каких этапов состоит аттестация? Как формируется аттестационная комиссия? Какое решение может приниматься в результате аттестации? По какому основанию уволить служащего, не прошедшего аттестацию?

Некомпетентность муниципальных служащих, недостаточный опыт работы и пробелы в профессиональной подготовке приводят не только к снижению авторитета муниципальных органов, но зачастую и к нарушениям законодательства о муниципальной службе. Поэтому выполнение особых квалификационных требований к таким служащим должно периодически подтверждаться. В этих целях проводится аттестация. В статье рассмотрим, какие квалификационные требования предъявляются к служащим, в каком порядке осуществляется их аттестация, как формируется комиссия и на что еще обратить внимание работодателю, проводящему аттестацию.

Квалификационные требования

Одной из обязанностей муниципального служащего, установленных ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ), является поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются:

  • к уровню профессионального образования;
  • к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности;
  • к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Устанавливаются такие требования муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона № 25-ФЗ).

Например, для замещения ведущих должностей муниципальной службы категории «специалисты» Постановлением администрации Ступинского муниципального района МО от 03.12.2014 № 5572-п «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации Ступинского муниципального района» необходимо иметь высшее образование и стаж муниципальной (государственной) службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет. К профессиональным навыкам ведущих специалистов отнесены:

  • выполнение поставленных руководством задач;
  • эффективное планирование служебного времени;
  • разработка правовых актов, навыки делового письма, аналитическая работа со статистическими и отчетными данными;
  • работа со служебными документами; и др.

Квалификационные требования по конкретной должности, как правило, включаются в должностные инструкции (регламенты), с которыми служащий должен быть ознакомлен под подпись.

К сведению

Оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности может осуществляться в результате конкурса на замещение такой должности (ст. 17 Закона № 25-ФЗ).

Аттестация и цели ее проведения

Согласно ст. 18 Закона № 25-ФЗ аттестация служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Таким образом, если в результате будет установлено, что служащий не соответствует занимаемой должности, то есть его квалификация, в частности практические и профессиональные знания и навыки, не соответствуют требованиям по данной должности, он может быть уволен по основанию, пре­дусмотренному Трудовым кодексом, а именно по п. 3 ч. 1 ст. 81.

Установление соответствия занимаемой должности – основная цель проведения аттестации. Однако в более широком смысле аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальной службы, повышению профессионального уровня муниципальных служащих.

Отметим, что приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы в силу ст. 32 Закона № 25-ФЗ являются:

  • назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
  • содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
  • подготовка кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих;
  • создание кадрового резерва и его эффективное использование;
  • оценка результатов работы муниципальных служащих посредством аттестации;
  • применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

Кроме этого, некоторыми субъектами РФ установлено, что аттестация способствует решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности при сокращении должностей муниципальной службы (Областной закон Ленинградской области от 11.03.2008 № 14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области»).

В ходе аттестации также могут решаться вопросы о применении к служащему мер ответственности и стимулирования.

Законом № 25-ФЗ предусмотрено проведение обязательной плановой аттестации один раз в три года. Однако нормативными правовыми актами субъектов могут предусматриваться и внеочередные аттестации (см., в частности, Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденное Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).

К сведению

В отличие от муниципальных служащих, для гражданских служащих случаи проведения внеочередной аттестации прямо установлены в ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Такая аттестация проводится, если работодателем принято решение о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, об изменении условий оплаты труда гражданских служащих или по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При проведении аттестации следует помнить, что проходить ее должны не все служащие. В части 2 ст. 18 Закона № 25-ФЗ определен перечень муниципальных служащих, которые не подлежат аттестации. К ним относятся служащие:

  • замещающие должности муниципальной службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация при этом возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
  • замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

Данный перечень может быть расширен законами субъектов РФ. Так, Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления, муниципальных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – Положение), утвержденным Законом г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве», введена еще одна категория, не подлежащая аттестации, – служащие, замещающие должность в течение одного года после присвоения им классного чина.

Порядок проведения аттестации, общий для всех муниципальных образований, законодательством не установлен. Типовые положения о проведении аттестации устанавливаются законами субъектов РФ. Конкретное положение о проведении аттестации утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым (ч. 7 ст. 18 Закона № 25-ФЗ).

Как правило, аттестация включает в себя следующие этапы:

  • предварительная подготовка;
  • заседание аттестационной комиссии;
  • принятие и утверждение решения.

Подготовка к аттестации

На примере Положения рассмотрим порядок аттестации муниципальных служащих.

Итак, согласно Положению для аттестации по решению представителя нанимателя (работодателя) сначала издается муниципальный правовой акт, регламентирующий:

  • утверждение графика проведения аттестации;
  • формирование аттестационной комиссии;
  • составление списка муниципальных служащих, подлежащих аттестации;
  • подготовку документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии входят представитель нанимателя (работодатель) и (или) уполномоченные им муниципальные служащие (в том числе кадровой и юридической служб). Также в нее могут включаться представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов. Их число при этом должно составлять не менее 1/4 общего числа членов комиссии.

Обратите внимание

Если аттестация может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ).

При аттестации служащих, замещающих главные должности муниципальной службы, в состав аттестационной комиссии могут входить глава муниципального образования и представитель уполномоченного органа исполнительной власти.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и рядовых членов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа членов комиссии.

На период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в ней приостанавливается.

Не позднее чем за 30 дней до начала аттестации график ее проведения доводится до сведения подлежащего аттестации муниципального служащего под подпись.

Не позднее чем за 14 дней до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв за аттестационный период, подписанный непосредственным руководителем подразделения, в котором работает муниципальный служащий. В отзыве помимо ФИО, должности служащего и даты его назначения на должность указывается перечень основных вопросов, в решении которых служащий принимал участие, и дается мотивированная оценка профессиональных, деловых и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности.

Не менее чем за 7 дней до начала аттестации кадровая служба органа местного самоуправления должна ознакомить каждого подлежащего аттестации муниципального служащего с представленным на него отзывом за аттестационный период. Служащий вправе направить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за указанный период, а также письменное заявление о своем несогласии с представленным на него отзывом или пояснительную записку на отзыв. Если он подал указанные документы в день аттестации или не явился на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине, аттестация может быть перенесена комиссией на другой день. Если служащий не явился на заседание комиссии без уважительной причины или отказался от аттестации, он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация также переносится на более поздний срок.

Порядок проведения аттестации

На заседании аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает доклад аттестуемого муниципального служащего (а при необходимости – его руководителя) о его профессиональной деятельности.

Если для объективного рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о его профессиональной служебной деятельности за аттестационный период требуется дополнительное время, комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание.

При принятии решения о соответствии замещаемой должности муниципальной службы аттестационная комиссия должна учитывать:

  • уровень образования и профессиональных знаний служащего;
  • степень профессионального участия служащего в решении задач, поставленных перед соответствующим подразделением органа местного самоуправления, муниципального органа;
  • сложность и результативность выполняемой работы;
  • соблюдение служащим законодательно установленных запретов и ограничений на муниципальной службе, выполнение требований к служебному поведению;
  • организаторские способности, если служащий наделен организационно-распорядительными полномочиями.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы. Результаты сообщаются аттестованному непосредственно после подведения итогов голосования, заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, этот документ подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Аттестационный лист с результатами аттестации представляется в аттестационную комиссию при каждой последующей аттестации.

Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются результаты голосования и решение. Протокол заседания также подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании.

Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю) не позднее чем через семь дней после ее проведения.

Аттестационный лист, отзыв, дополнительные сведения, представленные муниципальным служащим о своей профессиональной деятельности за аттестационный период, заявление муниципального служащего о несогласии с отзывом или на отзыв хранятся в личном деле служащего (ч. 8 ст. 18 Закона № 25-ФЗ).

Решение комиссии

В силу ст. 18 Закона № 25-ФЗ по результатам аттестации комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности или нет. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых. Также комиссия может рекомендовать направить отдельных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

В свою очередь, представитель нанимателя (работодатель) по результатам аттестации принимает решение о поощрении муниципального служащего за достигнутые им успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации вправе понизить служащего в должности с его согласия. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или при невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Обратите внимание

По истечении месячного срока муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке. При этом любое нарушение процедуры аттестации будет основанием для признания результатов аттестации незаконными.

Так, Д. Г. А., ведущий специалист Управления образования администрации Шебаркульского района Омской области (далее – Управление), обратилась с иском о признании незаконным решения аттестационной комиссии Управления, поскольку в ее состав не был включен представитель первичной профсоюзной организации Управления.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции признал результаты аттестации недействительными в связи с отсутствием в составе аттестационной комиссии представителя первичной
профсоюзной организации Управления. Доводы о том, что на момент проведения аттестации работодатель не знал о существовании первичной профсоюзной организации, были признаны необоснованными. Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения (Апелляционное определение Омского областного суда от 26.06.2013 по делу № 33-4087/13).

Тюменским судом также были удовлетворены исковые требования К. А. к администрации муниципального образования п. Винзили Тюменской области (далее – Администрация) о признании результатов аттестации незаконными.

Решением комиссии главный специалист К. А. была признана не соответствующей занимаемой должности.

К. А. мотивировала требования тем, что процедура аттестации не соответствовала законодательству, поскольку комиссия не учла результаты исполнения К. А. должностных обязанностей, уровень ее профессиональных знаний, опыт работы, отсутствие замечаний, положительный отзыв руководителя. Оформление результатов аттестации было произведено ненадлежащим образом, в недельный срок ни протокол, ни аттестационный лист не были подписаны председателем, его заместителем и членами комиссии, подписанные протокол и аттестационный лист были получены К. А. с нарушением срока. Кроме того, состав комиссии был сформирован с нарушением положений нормативных актов.

Удовлетворяя требования К. А. и признавая решение аттестационной комиссии незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оно действительно было принято неправомочным составом аттестационной комиссии. Последняя была сформирована с нарушением порядка, установленного утвержденным Администрацией Положением об аттестационной комиссии. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, утвержденный распоряжением главы Администрации, не соответствовал фактическому составу.

Также оценив свидетельские показания членов аттестационной комиссии, суд посчитал, что необходимые критерии оценки, которые должны учитываться в соответствии с п. 4.1 Положения о порядке проведения аттестации, учтены не были.

Проанализировав данные, содержащиеся в аттестационном листе, протоколе заседания аттестационной комиссии, письменных ответах К. А., суд поставил под сомнение объективность оценки аттестационной комиссией профессиональных знаний истца, поскольку из представленных суду доказательств вывод о неполноте и неправильности ответов К. А., в том числе дополнительно заданных ей членами комиссии, не следует.

Решение суда о признании решения аттестационной комиссии незаконным апелляционной инстанцией было оставлено без изменений (Апелляционное определение Тюменского областного суда от 26.05.2014 по делу № 33-2480/2014).

В заключение

Решений судов, связанных с увольнением по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, немало и многие из них в пользу работника. Исходя из них, можно сформировать основные правила, которыми должен руководствоваться работодатель при проведении аттестации. В первую очередь, нужно придерживаться положений локальных нормативных актов, устанавливающих сроки аттестации, состав аттестационной комиссии, критерии и способы оценки и т. д., соблюдать формы всех документов и указывать в них все необходимые даты и подписи.

Аттестационная комиссия формируется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Не следует забывать о представителе профсоюзной организации.

Кроме этого, все результаты аттестации должны быть четко задокументированы протоколом, подписанным всеми членами комиссии и имеющим печать работодателя.

Также надо учитывать, что согласно п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель не вправе расторгнуть с работником по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. А если служащий был уволен по данному основанию, то работодатель должен быть готов представить доказательства несоответствия уволенного занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В процессе служебной деятельности служащий подвергается периодической проверки на предмет определения навыков в работе по занимаемой должности.

Так как служащий руководствуется в своей деятельности нормативными актами и должностной инструкцией, представитель нанимателя проводит проверку, насколько служащий знает свои должностные обязанности и действующее законодательство.

Отказаться от аттестации служащий не может, так как это будет основание для отстранения его от должности и прекращения служебных отношений. Кроме того, аттестация дает понять, что служащий достиг нового уровня по службе и готов занимать более высокие посты.

В этой статье:

Процедура аттестационной деятельности для служащего

Законом установлена периодичность в прохождении аттестации, которая вводится один раз в течение трех лет.

Однако, от проведения аттестации освобождаются следующие категории граждан:

  • если состоят в должности меньше одного года;
  • граждане, находящиеся в возрасте шестидесяти лет;
  • женщины, имеющие беременность;
  • гражданин, находящийся в отпуске после родов или в результате осуществления уходя за ребенком по достижении трехлетнего возраста. При этом после выхода с указанного отпуска, гражданин может быть подвергнут аттестации не ранее чем через год;
  • служащие, заключившие срочный контракт.

Для проверки знаний служащего образуется аттестационная комиссия, которая и принимает решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности.

Порядок образования аттестационной комиссии

Комиссия по проведению аттестации образуется из числа сотрудников муниципального органа, а также привлекаются лица, в качестве независимых экспертов. Комиссия всегда имеет нечетное количество ее членов.

Количество членов определяется положением, утверждаемым на уровне регионального закона. Во главе комиссии находится руководитель, в числе остальных могут находиться специалисты структурного подразделения, в котором проходит службу гражданин.

Независимыми экспертами могут быть граждане, имеющие познания в области права или управления, например, преподаватели вузов.

Как правило, периодичность проведения аттестации содержится в акте, издаваемом муниципальным органом, с которым должны быть ознакомлены под роспись все служащие. Сама аттестация проводится в виде собеседования, тестирования и иных формах.

В задачу аттестуемого входит изложение информации, входящую в перечень сведений по должностной инструкции. Это может быть перечень нормативных актов, которыми должен владеть гражданин, обязанности по должности. По результатам проверки комиссия выносит решение, которое в случае не согласия служащим, может быть обжаловано.

Итоговые результаты аттестации муниципального служащего

Решение комиссии может иметь следующие варианты:

  • положительное или соответствует занимаемой должности;
  • отрицательное или не соответствует занимаемой должности;
  • факультативное в виде соответствует должности с последующим повышением.

В полномочия комиссии входит также дача рекомендаций на предмет поощрений служащего, выполняющего добросовестно свои обязанности. Некоторых служащий работодатель может направить на повышение квалификации, с целью предоставления им должности нового уровня.

Для лиц не прошедших аттестацию может повлечь понижения в должности, перевод в другое структурное подразделение муниципального органа, отстранение от должности, а также увольнение вследствие недостаточности квалификации.

Работодатель обязан предпринять указанные меры в месячный срок после проведения аттестации, по истечении этого срока увольнение или понижение в должности не подлежит применению.