Новое в ювелирном законодательстве по мастерским. Торговля ювелирными изделиями

Руководство
  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ 26 марта 1998 года N 41-ФЗ
  2. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на ювелирных предприятиях. Утверждена Приказом Роскомдрагмета от 10.09.1996 N 131
  3. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н
  4. Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-8) (ОКУД 0317008). Утверждена - Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88
  5. Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-9) (ОКУД 0317010). Утверждена - Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88
  6. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017). Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 16.01.2017) "О мерах нетарифного регулирования" ("Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья",). ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕН РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И (ИЛИ) ВЫВОЗА С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА.
    • 2.4. Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных
    • 2.10. Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы
    • Раздел XIV Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 июня 2017 г. N 684 О ПОЛНОМОЧИЯХ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ДОБЫЧИ И ПРОИЗВОДСТВА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДОБЫЧИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ОБРАБОТКИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 мая 2016 г. N 394 ОБ ОПРОБОВАНИИ, АНАЛИЗЕ И КЛЕЙМЕНИИ ЮВЕЛИРНЫХ И ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
  • ПРАВИЛА ОПРОБОВАНИЯ, АНАЛИЗА И КЛЕЙМЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ И ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 2015 г. N 1140 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ.
    • ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, БОЕВОГО, СЛУЖЕБНОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОХРАНЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ.
  • Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 (ред. от 24.10.2015) "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов".
  • Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"
    • "Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" .
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 (ред. от 14.12.2006) "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" .
  • Постановление Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378 (ред. от 28.07.2006) "О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней" .
  • Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 444 (ред. от 08.05.2002) "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий" .
  • Постановление Правительства РФ от 17.05.2016 N 437 "Об утверждении Правил отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней" .
  • Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (ред. от 20.06.2011) "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".
  • Приказ Минфина России от 06.10.2016 N 174н "Об утверждении Порядка ведения реестра именников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (ремонт) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2016 N 44267) .
  • Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.10.2015 N 24 "О Методике определения и согласования норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы" .
  • Приказ Минфина РФ от 21.06.2005 N 76н "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" .
  • ПРИКАЗ МИНФИНА от 12 декабря 2005 г. N 327 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ "РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Приказ Российской государственной пробирной палаты при Минфине РФ от 07.07.2003 N 47 "Об утверждении Методических указаний о порядке согласования правил внутреннего контроля организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, органами федерального пробирного надзора" .
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 26.09.2016) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" .
  • Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 65 (ред. от 24.09.2010) "О размерах государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора" .
  • Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" .
  • Приказ Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным
  • "Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37436) .
  • Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 (ред. от 09.01.2014) "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок".
  • "Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 50)" (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 22 от 27.01.2010).
  • Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) .
  • Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) .
  • Федеральный закон "О народных художественных промыслах" от 06.01.1999 N 7-ФЗ (последняя редакция) .
  • Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 N 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли".
  • Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом"
  • Приказ №13 от 19.02.2004 "О тарифах на переработку и аффинаж вторичного сырья" .
  • "Нормативно-техническая документация для цехов (мастерских) по ремонту и изготовлению ювелирных изделий по заказам населения" от 24.02.1983 (Минбытобслуживание РСФСР).
  • Перечень изменений в законодательном и нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК
  • Постановление № 1350
    О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. №65
  • Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
    об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» + пояснительная записка
  • Проект изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ АССОЦИАЦИИ «ГИЛЬДИЯ ЮВЕЛИРОВ РОССИИ»

    о внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты с целью повышения конкурентоспособности российской ювелирной промышленности

    1. Федеральный закон от 01.01.01 года

    Статья 13.

    - подпункт 1 пункта 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:

    В условиях формирования рыночных механизмов хозяйствования в ювелирной отрасли на протяжении последних 10 лет начали функционировать предприятия, специализирующиеся на сборе лома и отходов ювелирного производства. Руководствуясь п.4 ст. 22 Федерального закона от 01.01.01 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», специализированные фирмы занимаются переработкой лома и отходов для их вторичного использования. Договорные отношения с фирмами-производителями в соответствии с п. 3.3. «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» от 01.01.2001 г. № 68н предусматривают переработку отходов на давальческой основе, изготовление полуфабрикатов и возврат для повторного использования в производстве ювелирных изделий.


    Очевидно, что сложившаяся практика переработки отходов на специализированных фирмах в условиях рыночной экономики выгодна участникам ювелирного рынка и государству, так как приводит к снижению себестоимости продукции и ускорению оборачиваемости драгоценных металлов по сравнению с переработкой отходов собственного производства на аффинажных заводах.

    Статья 29.

    - пункт 3 Статьи 29 изложить в следующей редакции:

    «Способ транспортировки драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них определяет собственник перемещаемых ценностей».

    Одним из факторов, сдерживающих развитие ювелирной отрасли нашей страны, является требование со стороны государства транспортировать драгоценные металлы и драгоценные камни, а также продукцию из них исключительно воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны, изложенное в п.3 ст. 29 Федерального закона от 01.01.01 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

    В настоящее время драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями . На рынке драгоценных металлов и драгоценных камней стабильно существует значительное количество предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей . Очевидно, что в своей деятельности производители ювелирных изделий, обеспечивающие розничную сеть товаром и оперируя, как правило, небольшими партиями ювелирных изделий, не в состоянии выполнить существующие требования законодательства. Аналогичная ситуация складывается практически у всех участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, так или иначе вынужденных транспортировать драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них.

    2. Налоговый Кодекс Российской Федерации

    Ввести заявительный порядок возврата НДС при экспорте ювелирных изделий

    Предоставить право налогоплательщику самостоятельно выбирать момент определения налогооблагаемой базы в своей деятельности

    Отменить уплату НДС при реализации драгоценных металлов в слитках

    Исключить НДС из расчета налогооблагаемой базы для всех производителей изделий из драгоценных металлов

    Вывести из налогооблагаемой базы расчета налога на прибыль средства, вложенные в развитие предприятий

    Краткое обоснование изменений и дополнений:

    Создаются равные условия для всех участников ювелирного рынка по приобретению драгоценных металлов, ликвидируется существующая полулегальная система ухода от уплаты налога на добавленную стоимость .

    3. Постановления Правительства Российской Федерации, определяющие порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них.

    - уменьшить вплоть до полной отмены ставки ввозной (импортной) таможенной пошлины на драгоценные и полудрагоценные камни, используемые отечественными производителями в качестве вставок при изготовлении ювелирных изделий.

    Краткое обоснование изменений и дополнений:

    Создаются условия для легального ввоза ювелирных камней, устраняется экономический смысл контрабанды. В настоящее время ввозные таможенные пошлины на драгоценные камни составляют 20%, в то время как рубины и сапфиры в России вообще не добываются. Добыча изумрудов столь мала, что не может удовлетворить спрос ювелирного рынка страны. В то же время в странах с развитой ювелирной промышленностью – потенциальных конкурентах России на мировом рынке (Италия, например) ввозные таможенные пошлины составляют на более 5 %, включая государства СНГ (Белоруссия, Украина, Армения).

    По имеющимся данным Государственного таможенного комитета РФ в 2006 году было импортировано 235,8 тыс. карат драгоценных камней (кроме алмазов) всего на сумму 3 млн. 404 тысячи долларов США. Сумма уплаченных таможенных пошлин составила 17 млн. 990 тыс. рублей. При этом потребность ювелирного рынка в импорте драгоценных камней, по оценкам экспертов, составляет как минимум 65 млн. долларов США (в том числе бриллианты 50 млн. долларов США и цветные камни 15 млн. долларов США).

    Очевидно, что в сложившихся условиях ювелирная промышленность страны нуждается в принятии федеральным органов законодательной и исполнительной власти необходимых мер, обеспечивающих дальнейшее развитие и успешное функционирование ювелирной отрасли после вступления России в ВТО, с тем, чтобы российское законодательство максимально соответствовало законодательству стран – потенциальных конкурентов и были созданы равные условия для добросовестной конкуренции с импортными ювелирными изделиями.

    - установить ввозные таможенные пошлины на ювелирную продукцию, изготовленную вне таможенной территории Российской Федерации из вывезенного для этих целей драгоценного металла, адекватные действующим в настоящее время таможенным пошлинам при импорте ювелирных и иных бытовых изделий.

    Краткое обоснование изменений и дополнений:

    Указ президента Российской Федерации « О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней « от 01.01.01 года № 000 разрешил, а вступивший в силу в 2004 году таможенный кодекс российской Федерации определил порядок временного вывоза драгоценных металлов для их переработки в ювелирные изделия вне таможенной территории Российской Федерации.

    Появившаяся юридическая возможность и экономические предпосылки привели к резкому увеличению объемов временного вывоза драгоценных металлов. Вместо того, чтобы закупать технологическое оборудование, создавать рабочие места и нести затраты а производство изделий, многие ювелирные предприятия предпочли вывозить драгоценные металлы за границу, платить иностранным фирмам за работу и ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов готовую продукцию фактически иностранного производства. Сложившаяся практика справедливо подвергается критике как прямо противоречащая позиции президента Российской Федерации и правительства России в том, что благополучие страны и ее экономическая безопасность в значительной степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов и о необходимости увеличения объемов переработки сырья в России.

    К сожалению, эта практика в последнее время прогрессирует. По официальным оценкам, количество заявок для получения разрешений таможенных органов на вывоз драгоценных металлов для переработки вне таможенной территории РФ из года в год растет - (2004 – золото 3204 кг, серебро 27,89 кг, 2006 – золото 19257, 14 кг, серебро 17528 кг), и, как считают специалисты, намного превышает реальные потребности ювелирного рынка страны. Тенденция увеличения количества вывезенного за рубеж металла, по мнению экспертов, продолжает создавать реальные предпосылки к возникновению негативных последствий для ювелирной отрасли и экономики страны в целом.

    4. Приказы Министерства Финансов Российской Федерации.

    - ввести специальное государственное клеймо для клеймения импортных ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов.

    Краткое обоснование необходимости приказа:

    Сложившаяся практика клеймения ювелирных изделий иностранного производства, изготовленных с применением режима переработки драгоценного сырья вне таможенной территории Российской Федерации, такими же пробирными клеймами, как и изделия российского происхождения, во-первых, ведет к недополучению бюджетом сумм государственной пошлины за клеймение ювелирной продукции иностранного производства, во-вторых, подрывает доверие к качеству продукции российских производителей, так как позволяет выдавать низкопробные иностранные подделки за товары российского производства, в-третьих, вводит в заблуждение потребителя, нарушая его право на достоверную информацию о приобретаемом товаре, его происхождении производителе, и, наконец, в четвертых, искажает статистическую и другую отражающую состояние российской экономики отчетность, так как выдает за российскую продукцию никому не известных иностранных производителей.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    И РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА «РЫНОК САМОЦВЕТОВ»

    1. Ходатайствовать о внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ в части отмены уголовного преследования по статьям 191 и 192 (незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней) в связи с выводом данных материалов из-под юрисдикции закона «О валютном регулировании и валютном контроле ».

    Указанные изменения были приняты в результате активной работы банковского сообщества по урегулированию проблем, возникавших у кредитных организаций из - за нечеткости формулировок подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, при существенной поддержке Банка России и Минфина России.

    Вместе с тем, учитывая существовавшую позицию налоговых органов по вопросу уплаты НДС банками по операциям по реализации слитков драгоценных металлов другим банкам, кредитные организации и Ассоциация российских банков обеспокоены тем, что новая формулировка подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ может позволить налоговым органам толковать ранее действовавшую редакцию указанного подпункта как обязывающую банки доказывать помещение слитков в хранилища банков-покупателей для освобождения от уплаты НДС.

    Наряду с этим, исключение с 01.01.07 слова «сертифицированные» из определения понятия «хранилища» позволит налоговым органам использовать в качестве аргумента против банков-продавцов драгоценных металлов отсутствие у банков-покупателей сертификатов, хотя согласно нормативным актам Банка России никакой специальной сертификации банковских хранилищ не производится.

    Позиция Минфина России по данному вопросу совпадает с позицией банковского сообщества, однако ФНС России, несмотря на наличие разъяснений Минфина России от 14.08.06 № /153 и от 22.01.07 № /07, продолжает судебное преследование ряда банков.

    Кроме того, существует еще одна актуальная проблема, связанная с налогообложением операций по реализации слитков драгоценных металлов физическим лицам и юридическим лица, не являющимся кредитными организациями, наличие которой сдерживает развитие рынка драгоценных металлов в Российской Федерации.

    Так, подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, и физическим лицам при условии оставления слитков в хранилище банка. Однако Главой 21 НК РФ не определен порядок предъявления банком-продавцом указанным лицам НДС при последующем изъятии из хранилища слитков драгоценных металлов, что создает предпосылки для возникновения разногласий с налоговыми органами.

    Продавая драгоценные металлы в слитках ювелирным компаниям или физическим лицам с условием хранения в хранилище банка-продавца, банк-продавец обязан отслеживать дальнейшее передвижение слитков, в т. ч. по металлическим счетам, и, в случае изъятия их из хранилища или перевода на металлический счет в другом банке, требовать от ювелирной компании или физического лица доплаты НДС либо предоставления документов, подтверждающих зачисление слитков в хранилище другого банка или нахождения драгоценного металла на металлическом счете.

    Вместе с тем, доплата НДС по истечении срока действия договора купли-продажи отдельно от оплаты суммы сделки явно противоречит как условиям подобных сделок, предусмотренных гражданским законодательством, так и нормам главы 21 НК РФ, регулирующим порядок уплаты НДС, а также правовой природе НДС как косвенного налога , выступающего в форме надбавки к цене товара.

    Кроме того, существует проблема доказывания банком-продавцом его права на использование предоставленной законодательством льготы при помещении приобретенных покупателями слитков в хранилище другого банка. Так, документами, подтверждающими факт помещения слитков драгоценных металлов в хранилище, являются, в частности договоры ответственного хранении и приходно-кассовые ордера, составленные банком-хранителем. Однако ни покупатель, ни банк-хранитель вправе не предоставлять банку-продавцу имеющиеся у них документы.

    Следовательно, норма подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, содержащая требование о помещении приобретенных организациями либо физическими лицами слитков драгоценных металлов в хранилище, ставит банк в зависимость от воли покупателя и банка-хранителя, которые вправе отказать им в предоставлении требуемых налоговыми органами документов.

    Требование банка-продавца предоставить эти документы приведет к нарушению принципов равенства участников гражданских правоотношений и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, закрепленных в статье 1 ГК РФ, конституционного принципа о том, что осуществление прав одним субъектом правоотношений не должно нарушать права и свободы других лиц (пункт 3 статьи 17 Конституции РФ), а также к посягательству на информацию, отнесенную покупателем (организацией) и банком-хранителем к информации, составляющей коммерческую тайну (пункт 4 статьи 29 Конституции РФ, статья 3, пункт 1 статьи 4, статья 5 Федерального закона от 29.07.04 «О коммерческой тайне» (далее – Закон).

    При этом Закон не содержит норм, предусматривающих право организаций, в частности банков, запрашивать у обладателя информацию (документы) о его деятельности, содержащуюся в договорах, заключенных с третьими лицами.

    Физические лица, которым банк-продавец реализовал слитки драгоценных металлов, также вправе не предоставлять банку-продавцу договор, заключенный с банком-хранителем.

    Учитывая требования пункта 1 статьи 6 Закона, подобные сведения вправе получать, органы государственной власти, например налоговые органы, а не банки, которым необходимо доказывать правомерность освобождения операций по реализации слитков драгоценных металлов от НДС.

    Таким образом, рассматриваемая норма подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ предопределяет невозможность ее выполнения и создает предпосылки для возникновения налоговых рисков при проведении операций с драгоценными металлами, что в значительной степени тормозит развитие системы обезличенных металлических счетов в Российской Федерации и вынуждает банки работать с драгоценными металлами в основном на зарубежных рынках, где такие операции освобождаются от НДС (Council Directive 98/80 ЕС от 01.01.01 года).

    Приложение на 3 л.

    С уважением,

    Президент Тосунян

    Приложение

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

    по вопросу налогообложения НДС

    операций со слитками драгоценных металлов

    в Российской Федерации.

    Уже несколько лет подряд, после реформирования золотодобывающей промышленности, Российская Федерация прочно входит в десятку лидеров по объемам добычи драгоценных металлов, занимая в ней 5 – 6 места. Объем добычи и место России среди золотодобывающих стран мира представлен в Таблице 1.

    Таблица 1.

    Страна / год

    Тонны

    Место

    Австралия

    Индонезия

    Узбекистан

    Папуа Новая Гвинея

    Всего в мире

    Традиционно для рынка драгоценных металлов различают две основных области потребления, – ювелирное производство и розничный инвестиционный спрос. В отношении ювелирного производства в мире наблюдается тенденция, что страны с развитой ювелирной промышленностью потребляют все добываемое золото и даже часть металла импортируют. Сравнительный анализ см. в Таблице 2.

    Таблица 2.

    Страна

    Производство золота, т.

    Потребление золота, т.

    Соотношение добычи и потребления, %

    Россия (для сравнения)

    По данным Российской государственной пробирной палаты при Минфине РФ в 2006 г. опробировано и заклеймено 37,16 млн. шт. ювелирных изделий, что в общей оценке чистого золота около 58,3 тонн. Однако по различным оценкам от 25 до 50 % заклейменных изделий составляет «серый» импорт из близлежащих стран, в которых имеются ювелирные производства, – Турция, Армения, Италия и т. п. Если принять указанные данные, то получится, что соотношение добычи и ювелирного потребления золота в России не превышает 16 %.

    Великобритания

    Еще более показательна ситуация с тезаврационным спросом населения на слитки драгоценных металлов.

    В последние годы драгоценные металлы показывают значительный ценовой рост, становясь во всем мире одним из наиболее прибыльных видов вложений денежных средств . Будучи валютой, они имеют массу преимуществ перед ювелирными изделиями. Кроме того, они позволяют заработать на краткосрочных колебаниях курса . Так за период с мая 2005 -го по май 2006 г. цена золота на мировом рынке выросла с отметки $430 за тройскую унцию до уровня $700 за тройскую унцию. В настоящее время тенденция заключается в следующем: цена на золото растет в среднем на $10 за унцию за два-три дня, допуская незначительную коррекцию, однако в целом тренд восходящий. А именно за период с конца января по конец февраля 2007 г. цена золота выросла на $40 за тройскую унцию.

    Динамика роста объемов розничного инвестиционного спроса в мире представлена в Таблице 4.

    Таблица 4.

    Швейцария

    Развитию российского рынка золотых мерных слитков мешает практически полное отсутствие вторичного рынка золота. Тезаврацию в золотые мерные слитки в России тормозит наличие НДС, которым облагается оборот по реализации слитков золота населению. По различным данным в России за 2006 год было реализовано 1 – 3 тонны золотых мерных слитков. При этом эксперты российского рынка драгметалла сходятся на том, что слитки покупаются в основном для подарков, либо мелкими частными ювелирами. Объем вложений в драгоценные металлы с целью тезаврации в России практически равны нулю. В этом смысле показателен опыт Украины, в которой при покупке золотых слитков НДС уплачивать не нужно. Это обуславливает тот факт, что по данным украинских банков, объем продаж банковских металлов в Украине растет на 15 – 20% ежегодно. Причем вложения в ювелирные изделия не могут считаться полноценными средствами тезаврации. По мнению экспертов ювелирные изделия – всего лишь актив, который в кризисных ситуациях падает в цене, а их реализация в известной степени затрудняется ограниченным числом организаций, занимающихся скупкой лома драгметаллов, их жестокой ценовой политикой, характеризующейся покупкой ювелирных изделий фактически за полцены.

    Выводы:

    1. Во всем мире в странах с развитой рыночной экономикой НДС на оборот по реализации слитков драгоценных металлов отсутствует. Справедливости ради надо отметить, что в стране с наибольшим потреблением золота, Индии, размер НДС на данный вид операций составляет 1 %.

    2. Государство практически не получает бюджетных поступлений в виде НДС от реализации слитков драгоценных металлов ювелирным предприятиям, так как объем продаж очень низок, – не более 25 тонн золота в год при добыче более 170 тонн золота в год. При этом основная масса закупаемого золота приобретается ювелирными предприятиями по различным схемам, подразумевающим либо отсрочку, либо полную не уплату НДС в бюджет. Такая ситуация приводит к значительному количеству налоговых нарушений и криминализации указанного рынка. Также очень плохо развивается экспорт ювелирных изделий, так как ювелирные предприятия сталкиваются с проблемами при возврате НДС из бюджета при вывозе изделий за рубеж.

    3. Розничный инвестиционный рынок слитков драгоценных металлов в России практически отсутствует по причине обложения НДС оборотов по реализации слитков золота населению. В этой связи нет налоговых поступлений в бюджет.

    Предложения:

    1. В ювелирной отрасли, – необходимо сместить налоговое бремя по НДС с операций по продаже ювелирам сырья, – слитков драгоценных металлов, на операции по реализации ювелирных изделий. Отмена НДС на обороты по реализации слитков драгметаллов ювелирным предприятиям подтолкнет развитие ювелирной промышленности, создаст в отрасли здоровую ценовую конкуренцию, будет способствовать выдавливанию с ювелирного рынка «серого» импорта, приведет к увеличению объема собираемого в бюджет России НДС от реализации ювелирных изделий.

    2. Для частных инвесторов. В виду того, что розничный инвестиционный спрос в России практически отсутствует, нет поступлений в бюджет Российской Федерации ни от каких видов налогов от данных операций. Предлагается полностью освободить от НДС обращение драгоценных металлов в банковских слитках для частных лиц. Указанная мера возродит рынок мерных слитков драгметаллов, будет способствовать дедолларизации экономики и сдерживанию инфляции в России, повысит защищенность населения страны от кризисных ситуаций, и обусловит повышение наполняемости бюджета Российской Федерации от налога на прибыль торгующих слитками драгоценных металлов организаций.

    Москва, ул. Балчуг, дом 7.

    тел.: (4, факс: (4,

    *****@***ru ,

    , ИНН//

    Наш холдинг объединил в себе несколько золотодобывающих и полиметаллических добывающих предприятий на территории СНГ, поэтому мы позволим себе рассмотреть рынок драгоценных металлов с точки зрения производителя золота.

    В последние годы сделан ряд шагов, направленных на либерализацию золотодобывающей отрасли. В частности, запасы золота в недрах были исключены из списка сведений, относящихся к государственной тайне, производителям был облегчен порядок экспорта золота и золотосодержащих продуктов. Дальнейший путь в части либерализации рынка, на наш взгляд, должен проходить в духе разбюрокрачивания процедур, сведения к минимуму контролирующих и надзорных функций государственных органов в этой сфере. Многие из этих функций остались в качестве рудиментов советской системы, а также, возможно, устаревшего представления о золоте в качестве стратегического сырья.

    1. Ежегодное квотирование добычи полезного ископаемого определяется наблюдателями в качестве риска при добыче. Регулярно при заключении инвестиционных контрактов, сделок слияния и поглощения, получения кредитов, листинга золотодобывающие предприятия сталкиваются с вопросом о возможности не предоставления квоты на добычу сырья на следующий отчетный период. В соответствии с законодательством РФ, при отказе государством в предоставлении квоты на добычу золота, недропользователь теряет право на добычу. Хотя нам не известно ни одного случая отказа в предоставлении квоты, все заинтересованные лица считают данное ограничение серьезным риском золотодобытчика.

    2. Преимущественное право приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ограничивает свободное обращение драгоценных металлов. Наша страна давно не живет в условиях внешней изоляции, возможен как экспорт, так и импорт драгоценных металлов, в том числе для пополнения государственного резерва . По нашему мнению, специального регулирования здесь не требуется, тем более на мировом рынке не наблюдается нехватки золота.

    3. Экспорт драгоценных металлов законодательно затруднен. Здесь мы, конечно, в большей степени говорим об экспорте драгоценных металлов в составе полиметаллического концентрата или руды.

    3.1. Мы с большим удовлетворением восприняли сообщение об отмене квотирования Правительством РФ вывоза золотосодержащего концентрата. Вместе с тем, оставшаяся необходимость получения экспортной лицензии на каждую партию вывозимого концентрата, ставит ненужные препоны по свободному экспорту, а также не позволяет предприятиям в полной мере использовать рыночные инструменты финансирования (например, залог товаров в обороте).

    3.2.Указом Президента РФ № 000 от 01.01.2001 (п.47) установлено, что для вывоза из РФ партии золотосодержащего концентрата должны быть снабжены, помимо прочих документов, заключениями Министерства финансов и Министерства промышленности и энергетики о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации. Однако нам не удалось найти опубликованного нормативно-правового акта, подробно регулирующего процесс получения данных заключений. Отсутствует законный механизм предоставления документов для получения заключения. Дифференциация положительного и отрицательного заключения также не определена, мы не имеем четких критериев, которыми руководствуются министерства при предоставлении заключения. То есть, мы каждый год должны преодолевать риски запрета (фактического запрета) на экспорт концентратов. По каким критериям устанавливается экономическая и технологическая целесообразность извлечения? Возможен ли экспорт золотосодержащего концентрата или золотосодержащей руды при содержании драгоценных металлов, делающих их извлечение в России технологически и экономически целесообразным?

    3.3. В соответствии с фактически действующим «Порядком выдачи сертификатов химического состава в части содержания драгоценных металлов на руды и концентраты цветных и черных металлов…» (письмо Госстандарта России № 000\277 от 01.01.2001) Роскомдрагмет по согласованию с Роскомметаллургии раз в год, до 1 сентября , устанавливал для руд и концентратов цветных металлов содержание драгоценных металлов, извлечение которых технологически и экономически целесообразно. Но Роскомдрагмет расформирован, его функции переданы Министерству финансов, а порядок выдачи сертификата не изменен. Существует риск, что эти "спящие полномочия" при определенных условиях ("политической целесообразности") в любой момент будут реализованы и установлены предельные содержания, запретив тем самым вывоз металлов на экспорт.

    3.4. Экспорт сырьевых товаром, содержащих драгоценные металлы, осуществляется через специализированные таможенные посты, коих на территории Российской Федерации всего четыре (Приказ ФТС от 01.01.01 года № 000). Предприятиям, экспортирующим десятки и сотни тонн золотосодержащего концентрата в год, это приносит дополнительные транспортные расходы.

    Начальник департамента

    по связям с государственными органами

    ООО "РУССДРАГМЕТ"

    Валерий Макаров

    ДВЕ РЕПЛИКИ ПО ТЕМЕ «КРУГЛОГО СТОЛА»

    1. Либо заинтересованность в продлении паралича внешнеэкономической деятельности российских предприятий, либо абсолютная некомпетентность

    Если отвечать на вопрос – почему после выхода Указа Президента России № 26 от 01.01.2001 «О совершенствовании государственного регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» остановлена и до сих пор не восстановлена внешнеэкономическая деятельность российских предприятий-переработчиков иностранного сырья драгоценных металлов, то ответ напрашивается только тот, что явился названием этой реплики. Правда, может существовать и третий вариант ответа – глобальное безразличие чиновников, готовящих Указы и не предусматривающих их последствий, а когда последствия проявляются, беспомощно и некомпетентно реагирующих на эти последствия.

    Что имеется в виду? Названный выше Указ Президента РФ изменил порядок согласования норм выхода продуктов переработки. Если до Указа порядок определения норм выхода определялся ГТК РФ совместно с Минфином РФ, то новый Указ установил, что этот порядок теперь будет определять Минфин РФ.

    Только это, кем-то придуманное положение, позволило ФТС РФ прекратить выдачу разрешений на использование режима переработки на/вне таможенной территории РФ, издав циркуляр в виде Письма /4134 от 01.01.2001. На основании этого циркуляра в течение трех месяцев таможни прекратили выдачу разрешений на переработку иностранного сырья драгоценных металлов на таможенной территории РФ.

    Затем в апреле появился Приказ ФТС РФ № 000 от 01.01.2001 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней», который был опубликован 26.05.2007 и вошел в силу 24.08.2007. С самого начала его кулуарного обсуждения в ФТС РФ региональные таможни, зная, что этот Приказ лишает их компетенции выдавать разрешения на использование режимов переработки, перестали вообще рассматривать заявления на выдачу разрешений, или тянули положенный срок – 30 календарных дней плюс 30 после формального запроса.

    Исходя из того, что степень ликвидности золота окончательно определяется в центрах мировой торговли драгоценных металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота ЦБ РФ привязана к его стоимости на мировых рынках. Традиционно разница между ценой золота на региональных рынках отличается от цен мировых рынков на стоимость накладных расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы и т. д.) по перемещению золота между мировыми и региональными рынками, что было взято за основу и при установлении котировок ЦБ РФ по драгоценным металлам. В расчете были приняты также определяемые на мировых рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные отклонения от фиксированной цены в течение определенного промежутка времени. В совокупности это составило порядка 2% от стоимости металла, что обуславливает разницу между ценой покупки ЦБ РФ и вечерним фиксингом цены золота на Лондонском рынке на день, предшествующий дате заключения сделки .

    Подобную информацию ЦБ РФ начал предоставлять с 08.07.1997 г., приступив официальному котированию драгоценных металлов. Цена на золото, серебро и платину устанавливается ежедневно в 10 ч утра на основе значений вечернего фиксинга на золото и дневного фиксинга - на серебро и платину на лондонском "спот" - рынке наличного металла предшествующего дня. Цена покупки на 2% ниже лондонского фиксинга, цена продажи не выше (разница, по расчетам ЦБ РФ, покрывает затраты на хранение металла). В настоящий момент ежедневные котировки ЦБ РФ являются основным ценовым индикатором для коммерческих банков.

    Среди экспертов и заинтересованных лиц бытует мнение, что существование рынка драгоценных металлов не может быть без существования бирж, где будут сталкиваться интересы продавца и покупателя, будет формироваться цена в зависимости от спроса и предложения именно на внутреннем российском рынке, будут регистрироваться сделки.

    Московский Золотой фиксинг.

    Увеличение производства золота и серебра в России во многом зависит от цивилизованного развития рынка драгоценных металлов. Большинство уполномоченных коммерческих банков обеспокоено сегодняшним состоянием рынка. Проблемы обусловлены, в основном, отсутствием правовой базы, позволяющей расширить спектр операций, проводимых банками, и регламентирующей существующие.

    Для нормального функционирования рынка необходимо создание торговой площадки, позволяющей котировать драгоценные металлы с целью установления реального уровня цен, по которому на рынке могут производиться расчеты.

    В сложившейся ситуации создание секции драгоценных металлов на ММВБ (тем более отдельной биржи) представляется делом трудоемким, длительным и дорогим.

    Поэтому предлагается при вновь создаваемой Ассоциации участников рынка драгоценных металлов (Московском Золотом Клубе) создать некий аналог Лондонского фиксинга по золоту (Московский фиксинг) с участием основных операторов межбанковского рынка наличного золота.

    Рассмотрим более подробно возможный механизм проведения фиксинговой торговли золотом. В установленное время представители уполномоченных банков собираются в зале фиксинга. Все представители имеют при себе доверенности на подписание договоров купли-продажи золота.

    Каждому из представителей предоставляется свободная телефонная линия для оперативной связи со своим банком с целью выяснения наличия заказов клиентов на покупку или продажу золота.

    Председатель объявляет цену предыдущих торгов, с которой начинаются новые торги. После объявления цены в течение десяти минут представителя ставят в известность своих клиентов о предлагаемой цене и выясняют их пожелания. Если после совещания у представителя возникает желание купить или продать золото, он поднимает флажок и после того, как председатель дает ему слово, он может высказаться о желаемой цене. Если через десять минут нет ни одного поднятого флажка, председатель объявляет новую цену. Если поднятые флажки есть, председатель не имеет право объявлять новую цену, и обязан дать возможность высказаться всем участникам. Один раз высказавшийся участник имеет право только улучшить свою заявку.

    Если при первом объявлении цены выявляются только продавцы золота, то председательствующий несколько снижает второе пробное значение цены. Если на втором этапе о своих намерениях заявят только покупатели золота, то будет названа третья пробная цена, значение которой будет находиться в промежутке между первым и вторым предложением.

    В том случае, если выявляется двусторонний интерес между участниками фиксинга к предложенному значению цены, председатель ставит вопрос о типоразмерах золотых слитков. После этого участники фиксинга заявляют о том, какое количество слитков они желают купить или продать (по 2 типоразмерам слитков: стандартные слитки и килограммовые слитки) по данной цене.

    В том случае, когда председатель находит значение цены, при котором количество продаваемого золота равняется количеству покупаемого, он делает объявление о том, что зафиксировано «сбалансированное» значение, и, если поднятые флаги отсутствуют, председатель называет фиксированную цену. Если добиться баланса по объему не удается, сбалансированная цена называется исходя из максимального удовлетворения заявок.
    После определения «фиксированной» цены представитель передает ее значение в банк, и по этой цене выполняются клиентские заявки.

    По определению «фиксированной» цены все участники заключенных сделок обязаны оформить их договором, который подписывается на основании доверенностей.

    Проведение подобного фиксинга сегодня имеет ряд неоспоримых преимуществ для банков-участников золотого рынка. В частности, это позволит сформировать и расширить межбанковский рынок , облегчить реализацию и приобретение золота, привлечь дополнительных клиентов.

    Торговля в этом секторе представляется очень интересной с точки зрения золотодобывающих предприятий. Ее организация позволит изыскать необходимые им для авансирования добычи средства.

    Проблемы организации биржевого рынка драгоценных металлов

    Основной проблемой при организации биржевой торговли является отсутствие в нашей стране соответствующей правовой базы, определяющей, регламентирующей и придающей законность биржевым сделкам . Например, договор, заключаемый между юридическими лицами, по нашему законодательству должен быть оформлен на бумажном носителе, скреплен печатями и подписями договаривающихся сторон. Биржевая же торговля в силу необходимости формирования ликвидного рынка , характеризуется очень большим количеством заключаемых сделок, следовательно, оформить все их установленным образом на бумаге зачастую не представляется возможным. Следовательно, необходимо четко определить форму регистрации биржевых сделок и сделать ее однозначной для судебных органов. Частично такие попытки уже сделаны в новом Гражданском Кодексе путем определения понятия оферты, ее акцепта и т. д. Нам кажется необходимым не ограничиваться полумерами в столь политически важном и финансово-емком деле. Государственной Думой принят в первом чтении Закон «О биржах и биржевой деятельности». Однако он требует серьезной доработки, так как многие принципиальные вопросы, касающиеся биржевой деятельности, не получили в нем своего отражения.
    Немаловажным является вопрос о сертификации программных продуктов, устанавливаемых на биржах. Проблема заключается в том, что механизм подачи заявок в торговую систему, механизм их снятия, выбор наилучших за рядок заключения сделок являются различными для различных систем компьютерной торговли. В связи с этим законность этих действий в системе, правильность их исполнения зачастую сомнительны, и оспорить в судебном порядке результаты или ошибки этих операций не представляется возможным. Из практики известно, что эта проблема не является специфичной для нашей страны и остро стоит на мировом рынке программных продуктов. Например, многие действующие операционные системы не сертифицированы, так как для этого необходимо в течение пяти лет проверять и испытывать программный продукт с целью выявления ошибок. Это приводит к тому, что система устаревает, не успев получить сертификат.

    В связи с этим, возможно, на первом этапе формирования биржевого рынка драгоценных металлов нет необходимости применять компьютерную систему торгов и в условиях небольшого рынка более приемлемым является заключение сделок «с голоса».

    Кроме того, в законе о биржах необходимо оговорить вопрос о том, в качестве кого должна или может выступать биржа: в качестве стороны по биржевой сделке или в качестве информационной системы , в задачи которой входит организация торгов, регистрация сделок и гарантия выполнения обязательств сторон по биржевым сделкам. Этот вопрос в валютном законодательстве оговорен неоднозначно. Там сказано, что сделки с валютой совершаются между уполномоченными банками или через биржу. Слово «через» толкуется неоднозначно.

    В данный момент проблема состоит в том, что ММВБ, собираясь выступать стороной по сделке, не имеет лицензии на проведение операций с драгоценными металлами. Решение этой проблемы возможно путем создания специальной кредитной организации с ограниченной банковской лицензией или привлечения крупного банка в качестве нее.

    В процессе создания основных нормативно-правовых документов, регламентирующих биржевую торговлю, могут быть выявлены и иные проблемы, характерные как для рынка драгоценных металлов в целом, так и для специфической сложности биржевой торговли, которые будут разрабатываться совместно Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Гохраном России и Центральным банком Российской Федерации .

    Основные отличия российской законодательной базы

    по драгоценным металлам от мировой практике

    За базу можно было бы взять законодательство США и Канады. Отличие в двух аспектах. Первое – недропользование. В этой части в России существует жесткое административное регулирование: как предоставляются лицензии, как они прекращают свое действие и т. д. В России исторически сложилось, что недра принадлежат государству. В США и Канаде – смешанное право: часть недр принадлежит государству, часть находится в частном пользовании. Если недра принадлежат частному лицу, то сделки отличаются коренным образом. Когда частный владелец подписывает соглашение с финансистом или другим лицом, которое будет разрабатывать его месторождение, то в соглашении речь идет о выплате процентов (роялти). Роялти – это сбор, налог, который выплачивают владельцу либо как процент от стоимости реализованного товара, либо процент от прибыли.

    Второй аспект – в плане продажи золота. Когда на Западе государство желает купить драгоценные металлы, то оно делает это на общих основаниях, без преимущественного права. Наше государство поступает иначе: оно представляет себе преимущественное право не платить вовремя производителю драгоценных металлов, отсрочить платежи. На Западе государство покупает драгоценные металлы, и не может быть и речи об отсрочке платежей, тем более на 5-6 месяцев, как это практикуется в России. Несмотря на то, что такая ситуация не стимулирует развитие рынка, в России государство по-прежнему не желает расстаться со своими привилегиями.

    Налогообложение на рынке драгоценных металлов.

    Одной из наиболее серьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынка драгоценных металлов в России, является слабая ликвидность золота для реальных инвесторов (юридических и физических лиц). Это объясняется тем, что при продаже им банковских слитков и монет из драгоценных металлов взимается НДС, размер которого делает эту операцию экономически нерентабельной.

    Поработав в течение некоторого времени с мерными слитками драгоценных металлов, банки пришли к выводу, что у населения до тех пор не возникнет серьезного интереса к инвестициям в драгоценные металлы и до тех пор золото не составит конкуренцию доллару в нашей стране, пока с продажи мерных слитков населению не будет снят НДС.

    Во всем мире драгоценные металлы являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютам и продаются и покупаются без дополнительного налогообложения. В нашей стране золото имеет как бы двойную сущность. С одной стороны, когда оно свободно продается старателями коммерческими банкам, на межбанковском рынке или ЦБ РФ и не покидает сертифицированных хранилищ, оно считается валютной ценностью и обращается без НДС. Но как только золото покидает сертифицированное хранилище, оно становится товаром и тут же облагается НДС. Складывается ситуация: если инвестор покупает слиток и хочет забрать его из банка, он должен заплатить за него на 20% больше стоимости слитка. Если же он захочет его продать, то банк купит его без НДС. Таким образом, инвестор теряет 20% стоимости слитка. Никакие положительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной для инвестора. Следовательно, пока с операций с мерными слитками не будет снят НДС, ни о какой дедолларизации нашей экономики не может быть и речи.

    Можно сказать, что за прошедшие 3 года в России сформировался новый рынок драгоценных металлов, который функционирует. Наиболее активными участниками рынка драгоценных металлов (кроме государства) являются коммерческие банки. Деятельность коммерческих банков на этом новом сегменте рынка активизировалась с целью привлечения их капиталов для развития золотодобывающей отрасли и создания нового банковского рынка.

    Анализ деятельности российских коммерческих банков на внутреннем рынке золота подтверждает, что определяющим фактором для проведения операций с золотом, является не их непосредственная близость к добывающим предприятиям, а общее финансовое положение банка, и территориальный аспект здесь влияет скорее с точки зрения общего экономического состояния региона.

    Опыт банков, ведущих активную деятельность на рынке драгоценных металлов, выявил ряд проблем этого зарождающегося сегмента рынка. Предпринимаемые в последнее время попытки по созданию совместных с золотодобытчиками предприятий по добыче и аффинажу шлихового золота наталкиваются на проблему чрезвычайно низкой рентабельности вложений по сравнению с традиционными банковскими операциями . Тем не менее, банки принимают все более и более активное участие в авансировании золотодобычи.
    Появилась новая услуга – покупка населением слитков золота. За время кризиса на руках населения оказалось около 7 тонн золота в мерных слитках. Коммерческие банки стали задумываться и о проблеме последующего выкупа слитков. Банки готовы предоставить эту услугу, и если бы поправки к закону об НДС были бы приняты, ликвидность рынка мерных слитков могла бы существенно возрасти.

    Вообще, в последнее время золото нередко сравнивают по надежности вложения средств с долларом. На самом деле, это не совсем оправданно. Речь, скорее, должна идти о диверсификации средств предприятий, банков, других юридических и физических лиц с точки зрения распределения рисков. Их (средства) можно разместить в недвижимость, ценные бумаги, в различные проекты. Вложения в золото наиболее надежны и являются средством защиты от инфляции.

    Будущее российской золотодобычи (как и дальнейшее развитие этого нового банковского рынка) связано с формированием холдингов, способных гибко маневрировать как природными, так и финансовыми ресурсами, обеспечивая устойчивость своего финансового положения при разной конъюнктуре рынка драгоценных металлов.

    ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ НАРАСТАЕТ

    Теневой оборот драгоценностей в России нарастает – к такому выводу приходят не только многие эксперты и работники МВД, но и ученые, специально изучающие этот особый рынок и пути его сокращения, заявил Русской Ювелирной Сети главный редактор журнала «Драгоценные металлы. Драгоценные камни» профессор Владислав Шинкаренко. Только алмазов и алмазного сырья, по данным работников МВД, ежегодно контрабандным путем вывозится из страны на сумму 150 – 200 миллионов долларов США. Все начинается уже с мест добычи. Не менее 40% добываемого золота, по оценкам экспертов, в отчетах не проводится, а похищается и реализуется многочисленным коммерческим структурам (в том числе за пределами России). Все эти данные приводит кандидат юридических наук Евгений Осин в диссертации по проблемам расследования уголовных дел о незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга.

    Ученый-юрист отмечает, что, например, количество выявленных в Челябинской области преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней за период с 1998 по 2003 год увеличилось с 54 до 234, то есть в 4,3 раза. При этом по самым минимальным подсчетам, из незаконного оборота было изъято ценностей в 1999 году на сумму 738 тысяч рублей, а в 2003 году уже на один миллион 980 тысяч рублей (рост в 2,68 раза). А за 9 месяцев 2004 года из незаконного оборота ценностей изъяли на общую сумму более 4,5 миллионов рублей.

    Здесь юрист свои исследования временно прекратил (надо было защищать диссертацию), но теневой оборот, естественно, продолжился, о чем свидетельствуют и исследования ювелирного рынка России, проведенные недавно Русской Ювелирной Сетью, и опубликованное на ее сайте на днях заявление председателя индийского Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирной продукции Санджая Котхари .

    Но вот интересно, к каким выводам по этому вопросу приходит Евгений Осин.

    Он пишет: «Нестабильность политической и экономической ситуации в стране обусловили повышенный спрос на золото, платину, серебро, алмазы, как наиболее устойчивые эквиваленты материальных ценностей. Вследствие этого происходит рост числа хищений драгоценных металлов и драгоценных камней из мест их добычи, переработки и реализации, увеличился объем незаконных сделок с ними».

    И далее: «Драгоценные металлы, природные драгоценные камни и жемчуг высоко ценятся во всем мире. Поэтому приобретение на доходы, полученные преступным путем, ценностей позволяет не только сохранить такие доходы от инфляции, но и приумножить, легализовать, вывезти за границу».

    Итак, говорит Владислав Шинкаренко, незаконный оборот драгоценностей растет, вслед за ним растут его расследования, а чем это все закончится и закончится ли вообще? Хотелось бы послушать, что скажут об этом в ИТАР-ТАСС 11 октября 2007 года на «круглом столе»

    В большинстве случаев подобная ситуация возникает с украшениями, привезенными из Турции и Китая.

    • Проба не соответствует реальному положению дел (реальной пробе, материалу).
    • Ювелирное изделие сломалось спустя несколько дней после начала эксплуатации (к примеру, начали выпадать камни из вставок, сломался механизм инкрустированного устройства, перестал работать замок).
    • Во всех этих случаях обмен и возврат ювелирных изделий – законное право покупателя, препятствовать реализации которого сотрудники ювелирного магазина не вправе. Кроме того, хотя ювелирный товар, выполненный качественно, возвратить нельзя, покупатель все же обладает правом обратиться с подобной просьбой к сотруднику магазина. Некоторые торговые точки идут навстречу покупателям и готовы обменять изделие, если оно просто не подходит (к примеру, по размеру).

    Какой срок гарантии устанавливается на ювелирные изделия по закону?

    Хотя у некоторых продавцов бывают акции по замене изделия на новое, даже если повреждение произошло по вашей вине в течение, например, месяца.

    Оплачивал карточкой, так что при желании по истории платежей можно установить точную дату, время и сумму.

    3) Времени прошло примерно месяцев 7. Ювелирные изделия надлежащего качества действительно возврату или обмену не подлежат.
    Однако подобного рода правила не распространяются на изделия с дефектом.


    Продавцы часто пользуются правовой неосведомленностью покупателей и отказываются принимать изделия с дефектом, ссылаясь на указанное Постановление.
    Как вернуть в магазин кольцо, из которого выпал камень? Заранее спасибо.

    Внимание

    Галина. Для начала советую передать в магазин заявление.


    Инфо

    Укажите, что: 1. вы обращались с кольцом аккуратно, не повреждали его, поэтому очевидно, что жемчужина выпала из-за заводского дефекта в креплении; 2.

    Есть ли гарантия на ювелирные изделия?

    В соответствии с действующим законодательством, граждане могут возвратить предмет продавцу в течение 14 дней. Причем причина такого поступка не имеет значения. Но есть перечень товарных продуктов, которые нельзя обменивать, если они выполнены качественно. В этот список входят также и товары, относящиеся к ювелирным.
    Между тем, когда речь идет о возврате ювелирных изделий, закон допускает некоторые исключения.

    • Гарантийные правила
    • Гарантия на ювелирку
    • Осуществление возврата
    • Составление претензии
    • Заключение

    Гарантийные правила Подлежат ли обмену и возврату ювелирные изделия? Как уже было сказано выше, этот вид товаров входит в список продуктов, которые нельзя менять и обменивать.

    Но данное правило действует только по отношению к продукции, которая выполнена в надлежащем качестве. Бракованных вещей оно не касается.

    Какая гарантия на ювелирные изделия по закону?

    В течение этого срока фирма-изготовитель отвечает за качество своего продукта, а покупатель вправе вернуть бракованное изделие и потребовать удовлетворения одного из своих требований;Информация Если такого срока на этикетке нет, то по Закону, он автоматически составляет 10 лет.

    • Что делать, если на ювелирное изделие не установлено гарантии и продавец отказывается производить ремонт за свой счет, ссылаясь, что в возникновении дефекта виноват сам покупатель? В этом случае покупателю придется провести независимую экспертизу за свой счет, чтобы доказать, что причиной появившегося дефекта стал заводской брак и после с результатами экспертизы снова обратиться в магазин;

    Предупреждение В последствие магазин должен компенсировать расходы, который понес покупатель на самостоятельное проведение независимой экспертизы.

    Как сделать возврат ювелирных изделий в магазин

    Возможно магазин намеренно его сократил и по гарантии фирмы-изготовителя он ещё действует;Информация Покупатель не может потребовать отремонтировать ювелирное изделие даже в рамках действия гарантийного срока, если причиной ремонта стали возникшие в следствие неаккуратной эксплуатации дефекты (царапины, сколы, затертости).

    Чтобы избежать ненужных споров с работниками магазина по поводу гарантийных сроков, при покупке внимательно изучите все условия предоставления гарантии и только после – приобретайте выбранное изделие. Популярное в рубрике

    • Как вернуть мобильный телефон в магазин.

    Сколько срок гарантии на ювелирные изделия по закону?

    Если причиной появления дефекта стали действия самого гражданина, получить свои средства назад он не сможет.
    Кроме того, необходимо обращать внимание на максимальный срок службы продукта. В случае с ювелирными предметами, он не может превышать десяти лет. Следует отметить, что при обнаружении видимого дефекта, возвратить товар необходимо в течение четырнадцати дней с момента покупки. В случае со скрытым браком, можно обращаться на протяжении всего срока действия гарантии. Осуществление возврата Уже упоминаемый закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателям определенные права.

    В первую очередь – право возвратить бракованный товар.

    Кроме того, подобные действия можно осуществить в случае, когда:

    1. На изделии отсутствует проба.

    Гарантия на ювелирные изделия по закону если выпал камень из кольца

    Согласно закону, торговля ювелирными изделиями должна соответствовать следующим критериям: В соответствии с данным Постановлением № 55, на каждом ювелирном изделии должен быть ярлык, отражающий информацию: название украшения; сведения об изготовителе; вид драгоценного металла - золото или серебро; артикул; проба; вес; способ обработки; цена ювелирного изделия.

    Можно ли вернуть ювелирное украшение - что говорит закон Вопрос возврата и обмена ювелирных изделий регламентирован законом, который призван защищать интересы простых покупателей – ЗоЗПП.

    Дополнительное регулирование осуществляется подзаконным актом – Постановлением Правительства от 19.01.1998 г.

    Эти документы детально описывают особенности оборота этой категории товаров, определяют список вещей, которые не подлежат обмену и возврату в торговую сеть.

    Какие законы и нормативные акты регулируют оборот ювелирных изделий

    Покупка ювелирного изделия — событие не только приятное, но и весьма затратное. Но, к большому разочарованию, даже дорогие изделия не всегда бывают надлежащего качества. Как правильно поступить, если после покупки изделия был обнаружен брак или дефект? Есть ли гарантия на ювелирные изделия и какая? Несмотря на то, что ювелирные изделия принадлежат к категории товаров, которые невозможно вернуть и обменять, отдать их продавцу назад можно. Обмену и возврату не подлежат те изделия, которые являются товаром надлежащего качества. В тех случаях, когда на ювелирном украшении был выявлен брак или дефект, его можно возвратить продавцу. Он, в соответствии с законом «О защите прав потребителей», обязан обменять изделие на аналогичное или возместить его стоимость в полном размере. Даже если с момента покупки прошло более двух недель, вернуть изделие назад можно.

    Гарантия на ювелирные изделия

    Наиболее распространёнными являются следующие:

    • Плохо или совсем не работающие замочки у цепочек и браслетов.
    • Неплотное крепление камней в оправе или отсутствие одного из них.
    • Заусенцы, царапины и прочие неровности на поверхности изделия.
    • Трещины или темные пятна на камнях или жемчуге.

    При наличии хотя бы одного из этих дефектов, продавец или изготовитель обязан принять изделие назад.

    Взамен он может:

    • полностью возместить стоимость купленного изделия;
    • обменять его на аналогичное;
    • произвести ремонт за свой счет.

    В случае замены на другое изделие по согласованию сторон учитывается стоимость.

    Так, если покупатель решил приобрести другое изделие, по более низкой цене, то продавец обязан вернуть разницу.

    И наоборот, если новое изделие имеет более высокую стоимость, то покупатель вносит недостающую сумму.

    Ювелирное украшение, как правило, является дорогостоящей покупкой. Для клиента салона одним из важнейших аргументов в пользу приобретения украшения является его подлинность, соответствие пробы заявленной, натуральность закрепленных камней. Очень важно в полной мере донести до покупателя информацию о степенях защиты подлинности ювелирных изделий.

    ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

    (Выписка из Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 « ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ»).

    Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

    61. Продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведенных в Российской Федерации, так и ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства). Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

    62. Информация о предлагаемых к продаже изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

    63. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков; сортировку по размерам.

    64. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости - из серебра).

    65. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

    66. При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень.

    67. По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

    68. В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке - дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

    69. В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

    Постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684
    "Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней"

    В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766) Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Правила
    продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
    (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684)

    1. Общие положения

    1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766), а также с учетом требований "Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1152 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2284).

    2. Данные Правила регулируют отношения между продавцами и гражданами-покупателями по купле-продаже ювелирных украшений, предметов сервировки стола, предметов украшения помещений и прочих изделий из золота, серебра, платины, палладия и их сплавов, изделий с драгоценными камнями (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг); изделий из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней; часов в корпусе из драгоценных металлов.

    3. Правила устанавливают основные требования, предъявляемые к продавцам, осуществляющим торговлю ювелирными изделиями и другими бытовыми изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, и распространяются на всех хозяйствующих субъектов (торговые предприятия, граждане-предприниматели), осуществляющих деятельность в сфере торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней независимо от форм собственности.

    4. Продавец, осуществляющий торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, должен быть зарегистрирован в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации.

    Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней разрешается при наличии у продавца соответствующей лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством.

    II. Права и обязанности сторон

    5. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится только в специализированных ювелирных магазинах, отделах, секциях, в которых обеспечиваются учет, надежная сохранность указанных ценностей и надлежащие условия для их выбора покупателем.

    6. В специализированных ювелирных магазинах, отделах и секциях для покупателей должен быть обеспечен удобный показ изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Для удобства покупателей ювелирные украшения, предметы сервировки стола и другие изделия должны группироваться по назначению.

    7. В торговых залах на видном месте должны быть вывешены информация об установленных в Российской Федерации пробах для изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также извлечения из нормативных документов о порядке клеймения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации, лицензия на право торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, свидетельство о регистрации продавца в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации, данные Правила и другая необходимая потребителю информация.

    8. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм Российской Федерации, проставленных территориальными государственными инспекциями пробирного надзора Российской Федерации.

    Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом Российской Федерации, но предназначенные для продажи, должны иметь сертификат качества.

    9. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия, изготовителя, артикула, пробы, массы и цены за 1 грамм изделия, вида вставок, их характеристик, массы и розничной цены изделия.

    10. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает просмотр и разбраковку изделий, проверку наличия установленных пробирных клейм Российской Федерации, сохранность пломб и ярлыков, сортировку по размерам.

    11. Продавец должен обеспечить квалифицированную помощь и консультацию в выборе изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, ознакомить покупателя с имеющимися в продаже образцами.

    По желанию покупателя продавец обязан отложить на срок до конца рабочего дня магазина отобранные им изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Украшения из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь индивидуальную упаковку.

    Продавец должен проинформировать покупателя о порядке ухода за изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Продавец может организовать продажу сопутствующих товаров и предоставить покупателю комплекс дополнительных услуг (гравировка, предварительный прием заказа, доставка и вручение подарка, красочная упаковка и другие формы услуг).

    12. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней обмену и возврату не подлежат, кроме случаев выявления в них не оговоренных продавцом недостатков (слабое крепление камней, замков в серьгах, шарнирных соединений в браслетах, трещины, сколы, царапины, заусенцы и другие недостатки), несоответствия оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации фактической пробе ювелирного сплава, характеристик изделия данным ярлыка или сертификату качества.

    13. В случае обнаружения в изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель в течение 6 месяцев со дня их покупки имеет право заменить изделия на аналогичные или другие с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо в них должны быть безвозмездно устранены недостатки, или соразмерно уменьшена покупная цена. Покупатель также вправе расторгнуть договор купли-продажи с возмещением убытков. Указанные требования покупателя рассматриваются при предъявлении товарного чека.

    14. В случае нарушения продавцом сроков замены или безвозмездного устранения недостатков продавец обязан уплатить неустойку в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

    15. При разногласиях по вопросу причин возникновения недостатков продавец обязан принять от покупателя изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней и направить его для проведения независимой экспертизы. Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы.

    16. Прием наличных денег от покупателя за проданные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней производится продавцом с применением контрольно-кассовых машин.

    Продавец обязан выдать покупателю на проданное изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней кассовый чек и копию товарного чека с отметкой торговой организации и подписанного продавцом. В копии товарного чека должны быть указаны наименование изделия, артикул, цена и дата продажи, подпись продавца и штамп торговой организации.

    17. Комиссионная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней производится в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами.

    III. Ответственность продавца и контроль за соблюдением настоящих
    Правил

    18. Продавец несет ответственность перед покупателем за нарушение Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном действующим законодательством.

    19. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, поступившие в продажу без оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации, или без сертификата качества, подлежат опечатыванию и отправке в территориальные государственные инспекции пробирного надзора Российской Федерации в установленном порядке.

    20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле и ее территориальные органы, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням через Российскую государственную пробирную палату и ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора, налоговые и правоохранительные органы, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции.

    Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.

    Продавец должен оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.